Чему учит рождение тройни: опыт семьи с тройняшками
Каково это — родить и воспитывать тройню? Анастасия Аксянова — мама тройняшек Риты, Федора и Ивана, журналистка в декретном отпуске — делится личным опытом «концентрированного» материнства.
— Анастасия, ваша беременность, роды и последующие дни после рождения детей – все происходит публично. Это такой способ связи с миром, способ получить поддержку таких же мам?
— Я бы не назвала это публичностью. То, что читатели блога и моих колонок в курсе некоторых событий, изложенных ровно с тем количеством подробностей, которое для меня комфортно, оставляет достаточно места для интимного, скрытого ото всех. Это и способ связи с миром, и единственный доступный мне вид терапии. Самотерапии. Изоляция и быт могут кого угодно довести до цугундера.
— Какой бы была ваша жизнь сегодня, если бы вы выполняли абсолютно все рекомендации специалистов, которые в том числе предлагали «изъять» лишних эмбрионов?
— История не знает сослагательного наклонения. Поэтому я понятия не имею, какой была бы жизнь. Я могла бы потерять всю беременность после редукции - это не изъятие, а умерщвление «лишних» эмбрионов, ошмётки которых остаются в полости матки, могут вызвать воспаление и полный выкидыш. Как можно предположить дальнейшее развитие событий?
Я не в силах рассуждать, как было бы, если бы в живых осталась одна Маргарита. Это за гранью для меня. Ну, наверное, могло быть проще технически передвигаться вне дома, путешествовать. И дешевле в три раза.
— Вы наверняка можете написать книгу про многоплодную беременность, и во что превращается жизнь, если в семье появляются сразу трое детей. Какие рекомендации вы бы в ней дали из серии «испытано на себе»?
— Думать и о себе тоже – всегда, обязательно! Беречь ресурс. Привлекать столько помощи, сколько возможно. Отращивать дзен, относиться ко всему с юмором. Максимально оптимизировать все процессы, логистику, чтобы экономить время и деньги. Обезопасить дом настолько, насколько это вообще возможно.
— Режим – камень преткновения для многих родителей. Есть ли у вас режим?
— Когда ты целыми днями одна с тремя младенцами, делаешь только самое необходимое. Нужное для общего выживания. У нас был только режим кормления – каждые три часа, все сразу, как сложилось в больнице. Без этого началась бы полнейшая вакханалия.
В остальном, ничего специального я не предпринимала. Никогда никого не укачивала – как?! В итоге у детей режим сформировался сам. Если они хотят спать, они засыпают практически там, где их настигла усталость. Обычно, в одно и то же время. Сначала было два сна, потом один. Дети просто берут и засыпают. Как так вышло? Я не заставляла. Если нет неврологических нарушений, ребёнок - саморегулируемый организм, устаёт и спит. Всё очень просто.
– Какие радости жизни вы начали еще больше ценить после того, как ваша жизнь (во всяком случае, в первые годы) подчинена трем карапузам?
— Все. Абсолютно все радости жизни мы стали ценить больше. Спокойно поесть, вдоволь поспать, выйти из дома и гулять. Делать что-то в нужном тебе темпе и тишине. Список можно продолжать бесконечно.
— Есть ли способы занять детей, при которых окружающее пространство не погрязнет — от слова «грязь»? Так чтобы мама могла отдохнуть?
— Няня – гарантированный способ! Уборкой я обычно занимаюсь в детский сон. Кроме того, помогает муж. Кухня и ванная огорожены воротцами, можно экстренно что-то помыть, почистить, даже если дети ходят за мной как пришитые. Обычно, кстати, так и бывает. Бесполезно их отвлекать, им интереснее любых занятий мама с ведром воды и шваброй.
— Образ успешной женщины сегодня порос различными деталями: она должна быть красоткой из салона — с детьми, с 3 лет разговаривающими на английском, у нее должен быть бизнес и т.д. Насколько далек от реальной жизни такой портрет, и какие штрихи вы бы дорисовали к реальному положению дел?
— Тут прорисовкой штрихов не обойдёшься. Это нужно вообще весь портрет перерисовывать. В 90% случаев образ реальной женщины бесконечно далёк от гламурного варианта, который можно найти в журналах и Инстаграме. Мне кажется, это уже давно вчерашний день. Общество движется к тому, чтобы ценить самобытность и реальных героев и героинь. Тут даже обсуждать нечего. Каждый сам для себя выбирает пример для подражания. И волен отказаться от такового вовсе.
— У меня есть предположение, что дети нам даны для усовершенствования. Никогда бы не могла представить, что смогу 7 лет прожить, толком не высыпаясь ни одной ночи. Какие грани в вас и вашем муже обнаружили дети?
— Депривация сна не имеет никакого отношения к эволюции и усовершенствованию. Она истощает морально и физически. К чёрту такие грани.
Дети учат менеджменту: расстановке приоритетов, управлению финансами, внешним и внутренним коммуникациям, оценке потенциала, планированию и последующей реализации, умению оперативно перестраиваться в быстро и неожиданно меняющихся условиях.
Это вам кажется, что на работе вы умели это и так. В случае с детьми никто не разделит с вами ответственность. И вы не отделаетесь лишением премии в случае крупного просчёта. Да и увольнение – ничто на фоне глобальных ошибок в деле взращивания потомства. Про умение ценить буквально любую приятную мелочь я уже говорила выше - дети учат этом сполна, в первые годы жизни лишая почти всего.
— Что для вас значит быть матерью?
— Постоянно испытывать почти непереносимую любовь. Чувство настолько бескрайнее и всепоглощающее невозможно себе представить, не будучи матерью. Ощущать её в себе даже тогда, когда накрывает отчаянием от усталости.
Одновременно с любовью начинаешь испытывать страх за детское здоровье, благополучие, жизнь. И начинаешь молиться, даже если до этого не пробовал: «Пускай у детей всё будет хорошо – я готова заплатить любую цену».
Испытывать острую боль, читая, видя, представляя страдания любых детей, не только своих. Став мамой я с трудом могу смотреть фильмы о войне, новости, где фигурируют любые беды, касающиеся детей. Мне физически больно от мысли о детдомах, детских хосписах и так далее.
Творить! Наблюдая, как плоды твоих усилий прорастают, как семена.
Испытывать постоянную радость и гордость за любые, самые маленькие достижения детей.
Быть персонажем бесконечного мультфильма про Тома и Джерри. Плакать и смеяться. Часто — одновременно.
Не мочь себе представить, как и зачем ты жил раньше – до детей.