Содержание:
Помните свой первый поход в театр? Помните, как завораживал весь этот удивительный мир, так не похожий на повседневный, на тот, что остался за театральными дверями? Быть может, ваши пальцы до сих пор ощущают, каким был на ощупь чуть потертый алый бархат кресел, поражавших, как казалось тогда, в детстве, невиданной роскошью, и тяжелая шелковистая ткань занавеса, до которой удалось дотронуться украдкой от мамы. А может, вы помните особый, ни с чем не сравнимый "театральный" запах, который ощущаешь, едва переступив порог? А как замирает от счастья сердце в тот миг, когда начинает медленно угасать свет и раздвигается занавес, за которым ждет встреча с Волшебством. И вот сегодня вы впервые ведете в театр своего малыша.
Зачем это нужно
Быть может, найдутся скептики, которые скажут: зачем водить ребенка в театр сегодня, когда в любом доме есть телевизор, видеомагнитофон и DVD, а в магазинах — полно мультиков на любой вкус. Так стоит ли тратить время и деньги? Но как раз в обилии мультфильмов — одна из главных проблем нашей цивилизации.
Сегодняшние дети учатся пользоваться телевизионным пультом раньше, чем ходить на горшок, и телевизор (вкупе с компьютером) с самого раннего детства становится для них едва ли не единственным каналом получения информации о мире.
Нельзя отрицать и того, что информация эта организована и структурирована иначе, чем в книгах, и не обладает привычными функциями текста. Вполне возможно (и это подтверждают уже новейшие исследования в области нейропсихологии), при работе с видеоматериалами и компьютерными файлами включаются иные отделы мозга, чем при работе с книжными текстами. И в результате у детей нарушается формирование текстового мышления. Мы можем сколь угодно сетовать по этому поводу, но остановить бурный рост информационных технологий невозможно, а главное — абсолютно бессмысленно, как невозможно и бессмысленно пытаться запретить детям пользоваться современными носителями информации.
Но нужно очень отчетливо понимать, что сегодня детей, как никогда ранее нужно учить быть читателями, сами по себе они этого сделать не смогут. Что же это значит: быть читателем? Это вовсе не то же самое, что бойко и без ошибок прочитывать положенное по возрасту количество знаков в определенный срок (хотя и с этим, увы, очень многие дети сегодня не справляются!). Быть читателем — значит вступать во внутренний диалог с автором и героями, сопереживать им, примерять на себя их опыт. Ребенок, приученный к активному чтению, вводит любимых литературных героев в свое игровое пространство: рисует их, разыгрывает спектакли с их участием, придумывает новые коллизии, даже видит их во сне. И помочь в этом может именно театр.
Театр как нельзя более соответствует особенностям детского восприятия — он воздействует сразу на все сенсорные системы ребенка: не только на зрение и слух, но и на обоняние, осязание. Хороший спектакль не просто служит иллюстрацией к произведению, по которому он поставлен, он дополняет и углубляет литературное произведение, позволяет увидеть зрителю — даже самому маленькому — такие пласты текста, которые ускользали при чтении.
Театр стирает дистанцию между вымыслом и реальностью, позволяет без остатка раствориться в происходящем. В отличие от мультика, театральный спектакль предполагает гораздо большую степень условности: средствами театра, как драматического, так и кукольного, далеко не все можно показать "как на самом деле", здесь всегда есть элемент игры, в начале которой зрителю как будто говорят: "Давай как будто...".
При этом актеры и куклы — не где-то далеко, за непроницаемым стеклом телеэкрана, а здесь, совсем рядом, стоит лишь протянуть руку. И они обращаются не в пространство, а непосредственно к залу, к сидящим перед ними маленьким зрителям, и между залом и актерами устанавливается особый контакт, то таинственное, упоительное взаимодействие, ради которого миллионы людей и идут в театр, а сотни — становятся актерами. То есть в театре ребенок становится не пассивным потребителем информации, как нередко бывает во время просмотра мультфильма, а активным участником происходящего. Хороший, вовремя увиденный спектакль способен перевернуть весь внутренний мир ребенка, заставить его совсем по-новому увидеть давным-давно знакомую книгу. Итак, отправляемся в театр.
Что стоит учесть (советы бывалой мамы)
Поход в театр для малыша, особенно первый — огромный праздник, нечастое, надолго запоминающееся событие. Что же стоит учесть, чтобы малыш не был разочарован, чтобы впечатления от увиденного сохранились надолго и пробудили в ребенке интерес к книге?
Начнем, как положено, с "вешалки". А точнее, еще раньше, с кассы. Никогда не берите детей в театр в надежде купить у входа "лишний билетик". Если вам не повезет, ребенок, уже настроившийся на праздник, будет не просто разочарован, а поражен в самое сердце. Не так уж сложно заранее спланировать культпоход и купить билеты. Если на спектакль попасть трудно, ничего страшного, лучше посмотрите пока что другую, менее модную постановку, а через несколько месяцев, когда ажиотаж спадет, сходите и на вожделенную премьеру.
Хорошо было бы заранее разузнать о спектакле, который вы собираетесь посмотреть: почитать рецензии, расспросить знакомых. Ребенок может запротестовать, увидев непривычную для себя или слишком экстравагантную трактовку любимой сказки. Не стоит водить совсем маленьких детей на слишком страшные спектакли: даже самый жуткий мультик производит меньшее впечатление, чем вроде бы гораздо более невинные театральные "страшилки". Поинтересуйтесь, что за актеры заняты в спектакле. Если состав заведомо слабый или актеры абсолютно никому неизвестны, лучше пойти на другой спектакль: бездарная игра актеров может надолго привить малышу неприязнь к театру.
Не стоит планировать в поход в театр, если ребенок переутомлен или перевозбужден обилием других впечатлений: день рождения, поход в гости, переезд на новую квартиру и т.д. Не ходите в театр сразу после болезни, когда малыш ослаблен, и в период эпидемии гриппа: в большом скоплении детей легко подхватить какую-нибудь заразу.
Не поддавайтесь соблазну посмотреть модную постановку, если она идет в то время, когда малыш привык спать. Усталый ребенок вряд ли оценит спектакль по достоинству, будет капризничать, выбьется из колеи.
Теперь собственно о "вешалке" Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был удобно одет и вам не пришлось в течение получаса стаскивать с него в переполненном фойе (а затем надевать обратно) тридцать три теплые одежки лишь для того, чтобы блеснуть в восхитительном бархатном костюмчике или воздушном платьице. Можно подобрать стильную, но функциональную одежду, в которой малыш будет выглядеть элегантно, но которая не доставит много хлопот.
Не сопротивляйтесь желанию ребенка непременно посетить театральный буфет. Вы можете сколько угодно объяснять ему, что он пришел приобщаться к искусству — не поможет. Лимонад и пирожное — это тоже необходимая часть праздника. Если цены в буфете вам не по карману или очень неохота стоять в очереди, совсем не трудно перехитрить малыша: купите заранее сок и сладости, а потом, оставив ребенка в фойе, "сходите" за ними в буфет.
Детей младше двух и даже трех лет в театр вообще водить не стоит, они слишком быстро устанут, к тому же театр — это особая знаковая система, и совсем маленький ребенок, скорее всего, просто не поймет происходящего. Вообще же степень готовности к посещению театра можно определить только индивидуально: если ваш малыш умеет сидеть тихо, внимательно смотреть и слушать, не боится темноты и не станет бегать во время представления по залу, после двух с половиной лет можно отправиться на первый спектакль.
Выбор театра для детей
Драматический театр — это достаточно условное искусство, и к его восприятию маленькие дети еще не готовы. Кроме того, во взрослых театрах спектакли для детей редко делают на столь же высоком уровне, что и основной репертуар: здесь участие в детском спектакле воспринимается актерами, да и режиссерами, как тяжкая повинность, отвлекающая от основной работы.
В драматические театры с детьми можно ходить с четырех-пяти лет. При этом будет лучше, если вы выберете специализированный детский театр (например, ТЮЗ). Если обязательно хочется отвести ребенка во "взрослый" театр, выберите лучше хорошую классическую комедию (Мольера, Шекспира, Кальдерона). Даже шести-семилетний малыш, а тем более школьник средних классов с радостью посмеется над нехитрыми перипетиями героев комедии положений, а великолепный язык и красочные декорации помогут вашему ребенку войти в мир высокой литературы.
Опера и балет для восприятия еще сложнее, чем драматические спектакли, поэтому приучать к ним ребенка нужно с гораздо большей осторожностью. Вряд ли малыш оценит, если в опере "Винни-Пух" (есть и такая) партию Пятачка будет петь дама бальзаковского возраста с внушительным бюстом. Обязательно объясните ребенку, что такое опера или балет, расскажите про музыкальные инструменты, из которых состоит оркестр. Может, стоит начать не с полноценного спектакля, а с концерта из отдельных оперных и балетных номеров. В любом случае не делайте трагедии, если дошкольнику не понравится музыкальный театр. Возможно, он полюбит его в более старшем возрасте, когда дорастет до шедевров Моцарта и Чайковского.
Для первых шагов в мире театрального искусства, безусловно, лучше всего подходит кукольный театр. Очень часто родители думают, что театр кукол — это что-то совсем несерьезное, незатейливая балаганная потеха, которая развлечет малыша, но вряд ли всерьез будет способствовать его развитию. Но на самом деле кукольный театр может быть и настоящим, высоким искусством, ни в чем не уступающим по серьезности и силе воздействия театру драматическому.
К тому же театр кукол обладает особыми, поистине безграничными сценическими возможностями. "Актерами" театра могут стать и крохотные изящные настольные куклы, и виртуозно сконструированные марионетки, и тростевые куклы, выглядывающие из-за ширмы, и большие, в рост человека, партерные куклы, и маски, и даже тени. Столь же разнообразным может быть и сценическое пространство: и всем знакомая ширма, и открытая сцена, и обитый бархатом "черный кабинет", в котором среди хитроумно расположенных лучей света теряются актеры в черных бархатных костюмах и масках, и кажется, что куклы как будто сами парят, окруженные волшебным сиянием.
Но театр кукол — искусство особое, требующее высочайшего профессионализма, филигранной техники актеров-кукловодов, добрых и искусных рук художника и мастера-кукольника. В противном случае, как это, увы, нередко и случается, спектакль будет напоминать выступление любительского драмкружка, и дело не спасет даже самая лучшая пьеса. Поэтому к выбору кукольного театра стоит подходить очень серьезно.
Театр детской книги
В Москве есть поистине уникальный театр: театр детской книги "Волшебная лампа". Неправильно было бы называть этот театр детским, это — театр семейный. Родители и дети, бабушки и внуки будут здесь вместе смеяться и плакать над приключениями знакомых и незнакомых героев: котенка по имени Гав и слона Хортона, Винни-Пуха и героев сказок Андерсена и Киплинга.
Своей главной задачей театр считает воспитание у детей интереса и любви к Книге. Поэтому в репертуаре — только лучшие произведения литературы для детей: спектакли по сказкам Милна, Киплинга, Пушкина, Маршака...
Здесь все устроено так, чтобы даже самые крохотные зрители чувствовали себя уютно: маленький зрительный зал всего на семьдесят мест окрашен в мягкий красноватый цвет, на уютные невысокие диванчики несложно взобраться даже малышам-коротышкам, сцена совсем низкая, так что не придется задирать голову, чтобы разглядеть, что на ней происходит.
Сюда можно привести малыша уже в три года. В уютной, совсем домашней атмосфере кроха легко освоится и не будет бояться. Спектакли для самых маленьких идут совсем недолго: от сорока минут до часа.
Во всех спектаклях театра заняты высококвалифицированные профессиональные актеры, которые не только отлично водят кукол, но еще превосходно поют, танцуют, выполняют цирковые трюки.
Отдельно следует сказать о куклах. Замечательные художники театра вдохнули в спектакли жизнь, населив их удивительными сказочными существами, добрыми и трогательными. Иногда они возносятся над ширмой, иногда оживают в руках у кукольников прямо на глазах у зрителей, но всегда, глядя на них, зритель словно переступает невидимую границу зала и переносится вслед за этими маленькими проводниками в иное, сказочное пространство.