Содержание:
- "Спи, младенец мой прекрасный..."
- Маленький слушатель
- Сказки в стихах
- Чтение для почемучки
- Читать или учить?
- Игры со стихами
- Сила искусства
- Стихи для вашего репертуара
Умение чувствовать, понимать стихи — удивительный дар, обогащающий духовный мир, наполняющий жизнь красотой и музыкой слов. Но доступна ли классическая поэзия детям, долго ли ждать, пока малыш сможет понять и оценить наши любимые строки, и с чего начать знакомство с серьезными поэтами?
"Спи, младенец мой прекрасный..."
Можно отыскать в поэтическом наследии простые строфы или доступные малышу темы. Но нет в стихах Пушкина, Лермонтова, Крылова, Тютчева, Блока разделения на детские и взрослые. Поэтому читать ребенку стихи можно с рождения. Младенческий возраст — самое удобное время для знакомства с поэзией, поскольку ребенок будет всегда с радостью внимать всему, что бы вы ни говорили. Кроха чувствует ритм, получает удовольствие от мелодичности строк и так с самого начала жизни закладывается хорошая основа для развития речи и — привычка и любовь к поэзии.
Нет более естественного стихотворного произведения для крохи, чем колыбельная. Эта убаюкивающая песня успокаивает малыша и дает уверенность в близости любящих его родителей. Трудно сказать, что лучше и полезнее для ребенка — строчки, столетиями передававшиеся из уст в уста, или нежные слова любви молодой мамы, или авторские колыбельные. Но колыбельные на стихи классиков могут стать первыми образцами поэзии, с которыми познакомится малыш. Некоторые колыбельные вы наверняка найдете в сборниках песен для детей, к другим придется придумывать свой мотив. Вчитайтесь в строки, найдите те, что откликаются в душе. Быть может, вам понравятся простые слова А.Фета:
Тихо вечер догорает,
Горы золотя.
Знойный воздух холодает —
Спи, мое дитя!
Или сказочная история А.Майкова:
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.
Или добрая, спокойная песня В.Брюсова:
Спи, мой мальчик!
Птицы спят;
Накормили львицы львят;
Прислонясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой;
Почивает сон седой.
Или "Вечерний хоровод" Саши Черного:
Добрый вечер, сад-сад!
Все березки спят-спят,
И мы скоро спать пойдем,
Только песенку споем.
Есть стихи, подходящие для колыбельных, и у Лермонтова, Бальмонта, Блока, Плещеева, Хомякова, многих поэтов Серебряного века.
Если вам трудно петь — просто рассказывайте. И не так важно, что именно вы будете декламировать малышу в этом возрасте. Поэтому выбирайте то, что нравится вам, чтобы проще было донести крохе восхищение удивительными словами.
Некоторым родителям трудно разговаривать с новорожденным. Но если вы любите стихи, язык поэзии поможет наладить общение с малышом. Читайте ему свои любимые строки. Ребенок не останется равнодушным к звукам маминого голоса. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что не на все стихи малыш реагирует одинаково. А бывает, ребенок отвечает вам, удивительно точно воспроизводя ритм стихотворных строк.
Маленький слушатель
Малыш подрастает, его начинает интересовать окружающий мир. Подбирайте ему подходящие стихотворения. Используйте их по случаю. Конечно, если выучить наизусть много стихов, будет легче вспоминать о них в нужный момент. Но можно обойтись и без заучивания. Распечатайте и повесьте на кухне стихи о текущем времени года, в ванной — строки о воде, а над детской кроваткой — колыбельные.
Лиричные, точные, эмоциональные образы природы намного богаче наших соб¬ственных рассказов о смене времен года, природных явлениях. И лучше, если ребенок запомнит, представит поэтические картины, чем усвоит бесцветные описания. Наиболее доступны крохе стихотворения А.Пушкина, М.Лермонтова, С.Есенина, А.Фета, Ф.Тютчева, Н.Рубцова, С.Дрожжина, А.Плещеева.
Вот, к примеру, поэтические описания времен года:
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
(С.Есенин)
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
(Ф.Тютчев)
Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
(С. Дрожжин)
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней — какою негой веет
От каждой ветки и листа!
(Ф.Тютчев)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А.Пушкин)
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
(А.Плещеев)
Встречайте дождь, снегопад, гром и молнию, радугу, солнечный день подходящими словами. И тогда строки Тютчева "Люблю грозу в начале мая", "Лист зеленеет молодой" и Пушкина "Буря мглою небо кроет" станут понятными и интересными ребенку.
Городские животные — собаки, кошки, вороны, голуби, воробьи тоже неизменно интересуют малышей. Не равнодушны дети и к растениям. Прочтите ребенку такие стихотворения: А.Плещеев "Сельская песня", С.Есенин "Береза", Н.Некрасов "Снежок", А.Фет "Бабочка", А.Блок "Ворона". Ищите в других произведениях строки о животных.
Читайте стихи в дороге. В условиях ограниченной подвижности малыш обрадуется такому развлечению.
Заведите традицию читать классическую поэзию перед сном. Выбирайте спокойные, размеренные ритмы Некрасова, Кольцова, Есенина, продолжайте петь колыбельные. Разбудите кроху утром словами: "Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало..." (А.Фет).
Если ребенок увлечен поэзией, не стоит обрушивать на него сразу все сокровища мирового наследия. Читайте маленькими порциями. В длинных стихотворениях — первые строфы. Бывает, что кроха не хочет слушать стихи — сразу отложите книгу. А вот то, что во время чтения малыш занят своими делами, не должно вас расстраивать. Он, несомненно, слушает, впитывает каждое слово.
Вы можете читать вслух, декламировать любимые строки, выполняя домашние дела. Ни к одному занятию маленький ребенок не тянется с такой охотой, как к увлечению родителей.
Сказки в стихах
После 2 лет у многих детей возникает потребность в литературном сюжете. И значит пришло время знакомить их со сказками Пушкина, Жуковского, Чуковского. Попробуйте прочесть "Конек-горбунок" П.Ершова, "Как мыши с котом воевали" Н.Заболоцкого, "Дед Мазай и зайцы" Н.Некрасова.
У Пушкина маленьким детям чаще всего нравятся "Сказка о рыбаке и рыбке" и "Сказка о царе Салтане". Благодаря повторам малыши лучше усваивают, принимают сюжет. Пока ребенок не задает вопросов, не стоит разъяснять ему каждое сложное слово. Просто читайте, пытаясь голосом, интонацией следовать за настроением сказки. Еще очень важный компонент чтения — иллюстрации в книге. Выбирайте издание, где много картинок, гармонично сочетающихся с текстом. После чтения, если ребенок захочет, можно поговорить о сказке и поиграть в нее.
Чтение для почемучки
К 3 годам ребенок начинает требовать объяснений слов, выражений, поступков персонажей. И стихотворение рассыпается, превращаясь в непрерывные вопросы и ответы. Как быть в этой ситуации?
Перейдите к коротким, понятным стихотворениям. Читайте первую строфу. И продолжайте чтение, только если ребенок попросит об этом. Постарайтесь отвечать на его вопросы, даже если кажется, что лишь вопросы интересуют малыша, а ответов он не слушает.
В этом возрасте у ребенка появляются стойкие интересы, увлечения. Подбирайте стихотворения на близкие малышу темы, и вы удивитесь, как внимательно он будет слушать. Хотя и здесь не удастся обойтись без вопросов.
Но не стоит раздражаться. С этими вопросами входят в жизнь ребенка новые слова и понятия. И хотя большинство из них так и останутся в пассивной речи или забудутся, новое столкновение с этой лексикой в школе, взрослой жизни подарят радость узнавания.
Читать или учить?
Учить стихи, безусловно, полезно. Это помогает лучше почувствовать красоту речи, воспитывает чувство родного языка, развивает память. Но если заучивание строк — скучный труд, оно скорее привьет отвращение к поэзии. Поэтому предлагайте выучить понравившиеся ребенку строчки, но никогда не настаивайте на этом. А лучше всего чаще повторять стихи, и однажды вы обнаружите, что малыш давно уже запомнил весь ваш репертуар.
Пока ребенок не научился читать, предложите ему повторять строчки за вами следом. Возможно, малыш, не зная всего стихотворения, сможет дополнять отдельные строчки.
А если кроха спонтанно произнес запомнившиеся слова — постарайтесь подхватить, продолжить стихотворение, превратив это в интересную игру.
Игры со стихами
Чтобы увлечь малыша поэзией, можно придумать игры со стихами. Например, вместе вспоминать строки на определенную тему. Вспоминать большей частью будете вы. А ребенок пусть решает — подходит строка к обозначенному заданию или нет.
А вот другая игра, как раз для малыша, уставшего сидеть неподвижно. Прочитайте стихотворение Жуковского "Птичка".
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты:
Там и поешь ты
Песню свою.
Пусть ребенок представит, что он птичка, и действует по сюжету стихотворения: летает, прячется, вьет гнездо.
Многие стихи могут стать интересными загадками. Более красивыми и образными загадками, чем те, что предлагаются в детских сборниках. Прочтите малышу такие строки и спросите, о чем они:
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
(Ф.Тютчев)
Или поинтересуйтесь, о каком времени года говорит поэт в стихотворении:
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
(К.Бальмонт)
Попробуйте сочетать разные виды искусств, усиливая впечатление от них. Например, декламируйте стихи под подходящую музыку или чередуйте поэтические и музыкальные отрывки. Рассматривая альбом с репродукциями пейзажей, подберите к картинам строки из известных стихотворений. Многие стихи положены на музыку. Слушайте их в чужом исполнении и пойте сами. Предложите крохе изобразить как "снежок порхает, кружится" или как звучит птичий гам. Обязательно предложите ребенку нарисовать стихотворение. Некоторые строки даже взрослого зовут взять в руки кисть:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И.Бунин)
И, конечно, обсуждайте сравнения, аллегории, использованные поэтами. Только делайте это просто, с удовольствием, придумывая множество примеров. И не обязательно давать ответы, не меньше пользы принесут и вопросы. Например, поинтересуйтесь у ребенка, что за странные слова: "Идет-гудет Зеленый Шум..."
Ненавязчиво вводите слова, выражения из стихов, басен в повседневную жизнь. Тогда поэзия станет ближе, а речь звучнее. И не переживайте, если ребенок так и не выучит ни одного стихотворения: прочитанное не уйдет бесследно.
Сила искусства
Поэзия, как и другие виды искусств, способствует воспитанию чувств, умению сопереживать и сочувствовать, эмоционально реагировать на разные ситуации. И хорошо, если ребенок кроме радости почувствует и грусть некоторых строк, и жалость к литературным героям. Например, к зайчику А.Блока:
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится —
Неба не видать...
Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать!
Осенью прочитайте стихотворение Н.Рубцова "Воробей":
Чуть живой.
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему...
Или строки С.Есенина:
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
Хорошо, если после обсуждения этих строк вы вместе сделаете и повесите кормушку.
Если вы не любите поэзию, вряд ли ее полюбит малыш. Стихи нужно читать не просто с выражением, но и с душевным порывом, который хорошо чувствуют даже младенцы. Так что ищите любителей поэзии в окружении ребенка. Или откройте сборник стихов, особенно если не делали этого со школы. Возможно, теперь вы найдете свои строки и полюбите их.
Принимая всю пользу поэтического воспитания, стоит помнить, что больше стихов — не значит лучше. Перекормить ребенка поэзией так же опасно, как не познакомить с ней вовсе. Не забывайте о замечательных стихах и сказках, написанных специально для детей. Они — ступенька к настоящей литературе, которую невозможно перепрыгнуть. В детском чтении классическая поэзия может чередоваться с произведениями К.Чуковского, С.Маршака, народными сказками, и, дополняя друг друга, они обеспечат гармоничное развитие ребенка.
Стихи для вашего репертуара
А.С. Пушкин "Лукоморье", "Зимнее утро", "Буря мглою небо кроет...", "Гонимы вешними лучами...",
"Вот север, тучи нагоняя...", "Зима!.. Крестьянин, торжествуя...", "Унылая пора! Очей очарованье!.."
М.Ю. Лермонтов "На севере диком...", "Ребенка милого рожденье", "Два великана"
В.В. Жуковский "Жаворонок", "Котик и козлик", "Загадка", "Приход весны", "Мальчик-с-пальчик"
А.А. Блок "Ворона", "Колыбельная песня", "Снег да снег", "Ветхая избушка", "Про зайчика"
К.Д. Бальмонт "Колыбельная песня", "Снежинка"
А.А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка...", "Это утро, радость эта...", "Чудная картина..."
И.З. Суриков "Зима"
Л.А. Мей "Лето красное, росы студеные..."
Н.А. Некрасов "Конец лета", "Славная осень! Здоровый, ядреный...", "Мороз-воевода"
Ф.И. Тютчев "Декабрьское утро", "Весенние воды"
С.А. Есенин "Черемуха", "По лесу леший кричит на сову...", "Топи да болота, синий плат небес...",
"Нивы сжаты, рощи голы..."
А.Н. Плещеев "Огни погасли в доме...", "Сельская песня", "Весна", "Внучка", "Осень"
А.Н. Майков "Ласточка примчалась...", "Осень"
М.И. Цветаева "У кроватки", "Бабушкин внучек"
Н.С. Гумилев "Жираф"
Саша Черный "На коньках", "Воробей", "Лягушки", "Приставалка"
О.Э. Мандельштам "Калоша"
В.В. Маяковский "Кем быть", "Что ни страница — то слон, то львица"