Ребенок начала 2-го года жизни во многом сохраняет черты младенчества. Он по-прежнему нуждается в помощи взрослого, его внимании, заботе и умном руководстве.
У него продолжается интенсивное "созревание" коры головного мозга, идет формирование центральной нервной системы. Этим и объясняются возрастные особенности поведения: у малютки отсутствуют волевые действия - эмоции ведут его "за собой", малыш "живет" ими. Поведение крохи ситуативно; откликаясь на многообразие окружающего мира, он демонстрирует ориентировочно-исследовательское отношение ко всему, что вызывает его любопытство. Его интересует и падающая со стола чашка, разбивающаяся на мелкие кусочки, и шагающая по двору ворона, и лужа, сверкающая на солнце, и дворник, машущий метлой, и многое другое. Никогда в будущем человек не будет смотреть на мир так заворожено, доверчиво, бескорыстно, как дитя начала второго года жизни. В этом уникальность и романтика начала второго года жизни малютки: ребенок входит в новый мир неизвестных ему отношений, приобретает навыки и умения, которые останутся значимыми на всю жизнь - ходьба, речь и мышление.
Учимся ходить
Взрослые глубоко ошибаются, думая, что овладение ходьбой - вертикальным перемещением в пространстве - очень легкое достижение, которое приходит к малышу "само собой"! Ребенок упорным "трудом" завоевывает этот навык.
Поэтому хорошо, если мама и папа сумеют создать малышу максимальный комфорт для передвижений по дому. Центральную часть комнаты по возможности лучше освободить. Ребенок должен хорошо видеть пути передвижения. Хорошо просматриваемое им пространство формирует первоначальную ориентировку в ближайшем окружении и элементарную самостоятельность.
Малыш повторяет и повторяет удавшееся ему действие, как бы "тренируется". При этом он не избегает наиболее трудных "участков пути", если это происходит вне дома. Малыш не выбирает более ровное пространство, его притягивают и впадинки, и бугорки, и горочки, и пенечки. Он часто падает, но, поднявшись самостоятельно или с помощью взрослых, все начинает сначала. Таким образом формируется множественность "степеней свободы" движений ребенка в пространстве, координация и устойчивость в вертикальном положении, чувство равновесия. И так во всем: дитя "завоевывает" окружающий мир, "учится" быть человеком. Например, разве ему легко управляться с ложкой? Почему ребенку в 1 год З месяца так трудно поднести ее ко рту? Потому что еще не сложилась достаточная координация руки, а мелкая моторика пальцев и вовсе отсутствует. У крохи все еще впереди.
Рефлекс... любопытства
В начале 2-го года малыш часто сталкивается с новизной окружающего мира, попадая в трудные, порой травмоопасные, ситуации: увидев щель, обязательно засунет в нее палец (это может быть не только дверь, шкаф, но и консервная банка, пузырек), при виде блестящего утюга тянется к нему, не зная, что можно обжечься, или стаскивает на пол скатерть с посудой, попадая в итоге себе на голову. Познавательная активность малыша столь велика, что даже болевые ощущения, получаемые на первых "уроках", не вызывают страха, а становятся уроками мужества и упорства.
Любопытство ребенка базируется на врожденном ориентировочном рефлексе (реакции на новизну), который дан людям самой природой.
Взрослые должны учитывать эту особенность малыша: с одной стороны мир манит ребенка своей неизвестностью, с другой - учит осторожности. Да, таков этот период детства. Конечно, поведение крохи строится на рефлекторном подкреплении: дитя не может быть другим, в нем говорит природа его возраста.
Родители должны знать, что в начале второго года малыша нельзя лишать радости освоения пространства и накопления сенсорного (чувственного) опыта, как бы ни было трудно управляться с непоседой.
Общение со взрослыми и их "деловые" контакты в играх с предметами и игрушками являются необходимым условием психического и физического развития малютки. Замечено, что дитя особенно привязывается и выделяет того взрослого, который наиболее часто входит с ним в "деловые", игровые контакты.
Конечно, продолжается социализация малыша, то есть вхождение в общество людей, усвоение формы их поведения и отношений, формирование человеческого видения мира. Усиление этой линии развития будет происходить на протяжении всего 2-го года жизни, а пока происходит переход в отношениях со взрослым от действий "рядом" к действию "вместе". Малыш овладевает активной жизненной "деловой" позицией с ориентировкой на самостоятельность и "открытие себя как деятеля". Вот почему малютку невозможно удержать на месте, ребенку все необходимо потрогать, ощутить, увидеть реакцию взрослого на его действия. Познавая окружающее, входя в мир, малыш начинает постепенно понимать себя, своё собственное "Я", ощущать своё место в социальном окружении родных и близких.
Прежде всего, дитя овладевает разнообразными внешними действиями: делает первые самостоятельные шаги, в том числе к предмету, из положения стоя достает игрушку, переносит ее, нанизывает на стержень кольца, а не только снимает и разбрасывает, пытается самостоятельно удерживать ложку.
Не ломает, а познает!
Первые три месяца второго года жизни отличаются тем, что у малыша наблюдается нарастание двигательных умений. Он подражает взрослому, овладевая все новыми и новыми действиями с предметами.
Предметная деятельность остается ведущей в этот период детства. Огромную роль играют предметные игры ребенка с дидактическими игрушками: кольцами, пирамидками, шарами, кубиками, предметами-вкладышами.
Они формируют его мышление, которое в ранний период детства носит наглядно-действенный характер. Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений проходят в развернутом, практическом действии с игрушками: например, соединяя и разъединяя кольца, шары, кубы-вкладыши, цветные колпачки.
"Ребенку ничего нельзя дать в руки, он все ломает, разбирает на части, книги и картинки разрывает!" - жалуются родители, подозревая своего любимца в проказах. На самом деле такое поведение говорит о том, что малыш "анализирует" и "синтезирует" в действии с незнакомыми для него объектами, познавая их физические свойства.
Именно поэтому малютке полезны игрушки, состоящие из разных частей. Раскладывая их, малыш не ломает предмет, а разбирает. Затем собирает заново. Эта особенность детей начала 2-го года жизни была гениально "угадана" в народных игрушках: матрешках, бочатах, расписных яичках, пирамидках.
Хочется отметить, что первые игры ребенка со сборно-разборными предметами, "готовят" в недрах наглядно-действенного мышления более высокие формы мыслительной деятельности. Ребенок постепенно учится устанавливать "внутренние" связи между предметами, объединяя или разъединяя их по каким-либо признакам. Но это в будущем, а пока малыш обнаруживает сенсомоторный интеллект. Он реагирует лишь на то, что находится перед его глазами и что он непосредственно видит в руках взрослого или в собственных ладошках.
Заметно, что дитя проявляет больший интерес к предметам, которые находятся в руках у взрослых, и которым мама и папа дают положительную оценку в его присутствии. Даже самая невзрачная машинка в таком случае становится приоритетной для крохи по сравнению с любой самой яркой и эффектной. Импульсивность малыша, быстрый переход от слез к смеху и наоборот - по этим качествам в поведении малютка очень близок с младенцем конца первого года. Он очень зависим от ситуации, у него отсутствует планирование и прогнозирование собственных действий, отсутствует волевое поведение. Порой взрослому даже не приходит в голову, что малыш может выкинуть в последующую минуту. Вот почему родителям необходимо знать особенности возраста и усвоить приемы общения с малышом, подкрепленные эмоциональной, ориентировочно-чувственной основой - показать игрушку, поиграть в "Ладушки", "Поехали-поехали", "Прятки". Помогут и малые фольклорные жанры для самых маленьких, такие как потешки, песенки, стихи. Но пропевать и читать их следует на память, очень эмоционально, меняя выражение лица, интонации голоса и его силу.
Звуковые игрушки так же любимы малышами начала 2-го года: барабан, бубен, колокольчики, погремушки. Ребенок быстро усваивает их тембр. И к 1 году 3 месяцам не только самостоятельно "играет", но и находит их по просьбе взрослых.
Эмоциональность ребенка проявляется и в том, что дети в этом возрасте не контролируют своих чувств. Поэтому от взрослых, особенно от матери и отца, требуется большое терпение и мудрость. Второй год - самый тяжелый в жизни родителей, потому что дитя требует "глаз да глаз" за собой. Многие предметы обладают скрытыми свойствами, о которых дитя не имеет пока ни малейшего представления. Действительно, как можно узнать, что такое горячее - холодное, острое - тупое, гладкое - колючее, если не прикоснуться к этому?
Контролируем процесс развития
В каждую стадию своего раннего детства малыш должен достигать определенных высот. Развитие его и после года продолжает идти быстрыми темпами, если взрослые уделяют крохе должное внимание и проявляют заботу. Следует учитывать, что переход от младенчества к раннему детству происходит не в одночасье, а осуществляется постепенно, на протяжении всего 2-го года, по мере роста и развития малютки. Но это - не спонтанный процесс, который осуществляется без участия взрослого. И тут не следует полагаться на сильную природу детства, на то, что ребенок сам собой достигнет вершин человеческого развития. Если будут отсутствовать благоприятные социальные условия жизни, развивающее общение и развивающая среда, а также активная деятельность самого малыша - дитя в психическом развитии может остаться на уровне младенчества. Вот почему педагоги, психологи, врачи "отслеживают", как развивается малыш, по микропериодам его жизни. Эта система проверок овладения соответствующими умственными действиями, навыками и умениями тестируется не только на 1-ом году, но и 2-ом году жизни малыша, а четыре триместра: от 1 года до 1 года и 3 месяцев, от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев, от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев и от 1 года 9 месяцев до 2-х лет - это "вехи" в поступательном развитии. Каждый триместр имеет свои задачи и рассчитан на соответствующий уровень усвоения и развития. Если дитя отстает на 2-3 триместра от нормы - это характеризуется как сильная задержка психического развития. Необходимо искать причины такого состояния малыша и корректировать его развитие.
Ведущими линиями по-прежнему являются познавательное, социальное, речевое и моторное развитие. В развитии речи не видится большого прогресса: дитя пользуется возгласами, подражательными речевыми реакциями и лепетными словами. Понимает малыш значительно больше слов, чем может произносить. По-прежнему большую роль в умственном развитии играет сенсорное воспитание и развитие действий с предметами. Особое значение от 1 года до 1 года 3 месяцев приобретает развитие движений, совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывам для малыша. Он начинает демонстрировать свое "неповиновение", раздражение, нервозность, а иногда и вялость, безразличие ко всему. Очень важно своевременно и правильно взять старт начала 2-го года, осуществляя задачи, стоящие в первом триместре.
Задачи воспитания детей раннего возраста:
- Продолжать совершенствовать развитие основных, общих движений и целенаправленных действий руки. Расширять двигательные возможности ребенка.
- Активно формировать координацию движений при ходьбе, смене положения тела и направления движения.
- Развивать чувство равновесия при выполнении действий с предметами (игрушками), переходя из положения "сидя" в положение "стоя" и наоборот.
- Развивать ориентировку ребенка в ближнем пространстве.
- На ориентировочно-чувственной основе способствовать познанию объективных физических закономерностей окружающего мира: разные расстояния (далеко - близко), особенность полого и сквозного пространства, соотношение величин (малое - большое, можно вложить маленькую матрешку в большую и маленький стаканчик в большой, а не наоборот) и зависимость действий от формы (кубики складывать, шары - катать).
- Продолжать развивать интеллект и речь: знакомить с названиями предметов, развивать элементарные обобщения, познавательную и коммуникативную функции речи.
- Способствовать устойчивости эмоционально-положительных состояний ребенка. Оберегать нервную систему малыша от стрессов и излишней эмоциональной напряженности.
- Формировать доверие к окружающему миру и доброжелательное отношение к окружающим людям.
- Воспитывать первые навыки и привычки - получать удовольствие от аккуратности и опрятности в физическом состоянии и одежде.
- Воспитывать посильную самостоятельность в некоторых процессах (приеме пищи, умывании, одевании).
- Обеспечить ребенку здоровый образ жизни.
Мини-программа первого триместра второго года жизни:
- Побуждать ребенка к самостоятельной ходьбе.
- Создавать ситуации, побуждающие к перемене тела в пространстве - поворотам, наклонам, приседаниям.
- Способствовать малышу в овладении умением переносить легкие предметы (игрушки) на расстояние 3-5 метров, перешагивать невысокие препятствия (10-12 см).
- Подниматься с ними на высоту детской горки (приставным шагом).
- Расширять сенсорный опыт ребенка при действиях с предметами, используя дидактические игрушки и пособия:
- перекатывание шаров, складывание кубов, нанизывание колец на стержень;
- практические действия с игрушками-вкладышами (вкладывать и вытаскивать один из другого цветные колпачки, кубы);
- занятия с народными сборно-разборными игрушками (собирать и разбирать матрешки, пирамидки, бочата).
- Расширить запас понимаемых слов (50-100), активизировать лепетную речь с помощью введения отдельных облегченных слов ("га-га" - уточка, "ляля" - куколка, "топ-топ" - идти).
- Расширить активный словарь (10-15 слов).
- Постепенно расширять социальные контакты малыша с посторонними взрослыми и детьми. В условиях детского сообщества формировать игру "рядом" (то есть не мешать играющему рядом товарищу).
- Продолжать проводить игровые "разученные" действия ("Ладушки", "До свидания", "Прятки" и т.п.).
- Замечать и правильно реагировать на мокрые штанишки, облитый нагрудник, грязные ладошки.
- Научить уверенно держать в руках чашку, пользоваться ложкой, подавать платочек, шапочку при одевании.
- Исключить гиподинамию (малоподвижность), обеспечить ребенку правильный режим, проводить закаливание, гимнастику.