Малышу - 1 год и 3 месяца. Теперь его с полным правом можно назвать ребенком раннего возраста: если раньше он во многом сохранял черты младенчества, то теперь дитя интенсивно набирает "высоту", обнаруживая все новые и новые признаки своего взросления. В чем это проявляется? Конечно, прежде всего, в совершенствовании двух выдающихся умений человека - ходьбы и речи.
Малышу - 1 год и 3 месяца. Теперь его с полным правом можно назвать ребенком раннего возраста: если раньше он во многом сохранял черты младенчества, то теперь дитя интенсивно набирает "высоту", обнаруживая все новые и новые признаки своего взросления. В чем это проявляется? Конечно, прежде всего, в совершенствовании двух выдающихся умений человека - ходьбы и речи.
Движение, речь, мышление
К 1 г. 3 мес. малыш уже более уверенно ходит, а к 1 г. 6 мес. может относительно свободно перемещаться в разных направлениях без помощи взрослого. При этом следует заметить, что его ходьба еще далека от совершенства. Она будет "оттачиваться" на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.
Другим показателем стадии раннего детства является речевое развитие. Малыш продолжает овладевать речью. В 1 год у малютки в активном словаре было примерно 10 слов: "мама", "папа", "баба", "дай-дай", "тик-так", "ам-ам", "ко-ко" (яичко), "ля-ля" (кукла), "га-га" (уточка), "ав-ав" (собачка). Этот "запас" сохранился и расширился, а некоторые слова наполнились новым содержанием. Например, если в годовалом возрасте малыш называл кошку "кхи-кхи", теперь в его лексиконе это слово может означать все меховые и пушистые вещи: шапку, варежки, мамины волосы, даже дедушкину седую бороду. Следовательно, в речевой практике крохи появились первые обобщения, пока что по несущественным признакам.
О чем это говорит? Во-первых, о том, что дитя внимательно и даже пристрастно продолжает наблюдать и познавать окружающий его мир. Во-вторых, ребенок делает попытки разобраться в том обилии информации, которую предоставляет ему жизнь, а главное - он уже умеет сравнивать и находить общее и различное. В-третьих, становится ясно, что для малыша особо значимыми являются ситуации, которые "характеризуют" окружающие предметы эмоционально, впечатляюще, чувственно: дитя "откликается" на чисто внешние признаки. И все же к 1 г. 6 мес. ребенок способен уже не просто выделить новый или наиболее броский, яркий объект, но и заметить различные и сходные признаки ("такой" и "не такой"). Малыш даже делает попытки вербализовать свои впечатления, то есть отразить их словом. И делает это на том уровне, на котором формируется его мышление, а именно, - наглядно-действенном.
Наглядные ситуации, зрительные впечатления необходимы ребенку первой половины 2-го года жизни. В этот период малыш "живет глазами", накапливая информацию об окружающем мире.
Пойми меня, мама!
Интенсивно развивается понимание речи взрослого, которая еще с большим трудом переходит в активный план, то есть в разговорную практику.
Действительно, к 1 г. 6 мес. в активном словаре ребенка примерно 30-40 слов. Но понимает дитя в 10 раз больше. Малыш замирает, вглядываясь в лицо мамы или папы, когда они ему что-то говорят, читают, поют или рассказывают. Ребенок готов слушать взрослых!
Что же нужно сделать для того, чтобы у сына или дочери своевременно и в достаточной степени формировалось понимание речи? Это очень важно, потому что развитие понимания выступает необходимым этапом овладения разговорной речью.
Перечислим основные педагогические условия развития понимания речи взрослого ребенком 1 г. З мес. - 1 г. 6 мес.:
- речь, обращенная к ребенку, не должна быть многословной и быстрой. Дело в том, что латентный (скрытый) период понимания информации, донесенной до ребенка, значительно более длительный, чем у взрослого. Торопливая речь взрослого ребенком не воспринимается;
- речь взрослого должна сопровождаться паузами. Речевые конструкции лучше строить из 2-3 слов, т.е. простых предложений;
- описываемая словом ситуация подкрепляется демонстрацией предмета или действий с ним. Ситуация подчеркивается замедленным показом, синхронно совпадающим во времени с комментариями взрослого. Например, мама говорит: "Куколка едет на лошадке! ( Показ в течение 30-45 сек.) Цок, цок, цок! Ляля бах! Упала! (Показ). Куколка садится на лошадку (Показ). Поехала (Показ). Цок! Цок!";
- отношение к наблюдениям самого ребенка должно быть внимательным. Следует поощрять ситуации, спонтанно возникающего живого интереса. Поддерживать их словом. Например, мама обращает внимание малыша на небо: "Самолет летит! У-у-у!" Или: "Машина едет! Би-би-би!";
- необходима мотивация действий со стороны взрослого краткими пояснениями в режимных моментах, например, "Бери ложку - будем есть кашу". Или: "Моем ручки - будут чистыми";
- лепетные слова должны вводиться и присутствовать в лексиконе взрослого в сочетании с общеупотребительными. Например, "Возьмем купаться гагу-уточку". Так взрослый не только вводит уточнение в понимание ситуации, но и побуждает малыша к активному воспроизведению;
- создается ситуация живого интереса с широким использованием наглядных средств: картинок, иллюстраций, игрушек. Как говорилось выше, мама обеспечивает замедленный темп исполнения самого действия с показываемым предметом. Все происходящее комментируется в процессе показа. Подчеркивается результат действия;
- допускаются "сюрпризные" моменты, то есть внезапные появления или исчезновения предмета, неожиданный поворот сюжета. Все показы синхронно совпадают со словом взрослого. Если ребенок не понимает, все повторяется в полном объеме (порядок действий, словесное сопровождение);
- широко вводится прием вопросов, обращенных к ребенку, не только по поводу нахождения того или иного предмета (игрушки), но и действия с ним, исходя из его предназначения. Например: "Где расческа? (Лежит рядом). Причешем ляле - куколке волосы" (Показ);
- эмоциональность взрослого как условие понимания. Жест и мимика взрослого играет особую роль - язык эмоций, первый "язык" самого малыша в период довербального, то есть доречевого общения.
Сказанное позволяет заметить, что речевое общение с малышом 1 г. 3 мес. - 1 г. 6. мес. требует некоторой подготовленности взрослых. Родители должны научиться разговаривать с крохой так, чтобы он не только понимал их, но и получал удовольствие от их взаимодействия. И еще один важный вывод: чтобы взрослый вошел в контакт с крохой, он сам на время должен стать чуть-чуть ребенком! Почему малыши любят взрослых, сохраняющих черты детскости? Они отличаются доверчивостью, любознательностью, желанием откликаться и удивляться всему, что их окружает, умением видеть в обыденном необыкновенное; они верят в сказку, а следовательно, видят красоту мира и его неисчерпаемость. Такие люди дарят малышу самое главное - базальное, то есть, основополагающее доверие к окружающему. Ребенку с таким взрослым спокойно и уютно, ведь oн способен как-то по-особенному играть с крохой, заразительно смеяться, чуть-чуть пошалить, эмоционально поддержать его. Чему же учится малыш? Неужели только пониманию близких, а затем и других людей? Нет, он учится любить и по-доброму относиться к окружающему миру.
Не шалости, а знакомство с миром!
По-прежнему большое значение в этом возрасте имеют предметные игры, игры с дидактическими игрушками и пособиями. Уже хорошо заметно, что внимание ребенка стало более устойчивым, а действия с предметами имеют новый "рисунок", они приобрели выраженный поисковый характер. Малыш, играя, как бы "вычерпывает" все свойства игрушки, желая узнать не только "что это?" но и "что с этим можно делать?"
Ученые, назвав поисковые действия малышей ознакомительной игрой, экспериментально подтвердили, что дитя может довольно долго, не отвлекаясь, заниматься с предметом (игрушкой), если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если каждый поворот игрушки дает ее "новое" видение (меняется цвет, появляется какое-то изображение или звук). Возникает цепь ориентировочных реакций, следующих одна за другой. Так в поведении ребенка появляется устойчивость игр с предметами, которая имеет большое значение в формировании умственных способностей ребенка. Конечно, это еще не волевое усилие малютки. Все строится на непроизвольном интересе, то есть на основе безусловной ориентировочной реакции, а попросту - на любопытстве. Вот почему дитя безудержно в своих действиях: лезет во все ящички, коробочки, сумки, все - "подай сюда!". Его невозможно уговорить "не баловаться", потому что такое поведение - веление его возраста, а генетическая программа этого периода детства - практическое накопление чувственного опыта, сенсорной информации об объективных свойствах материального мира. Малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и закон гравитации (освоения сквозного и замкнутого пространства), и постоянства цветового восприятия независимо от времени суток, и диалектику смены явлений (утро-вечер, тепло-холодно, радость-печаль). Можно сказать, что маленький ребенок - прирожденный "исследователь", потому что он рожден человеком. Начало раннего детства - "звездный" час формирования его человеческих возможностей, фундамент высотного здания под названием "жизнь".
Именно поэтому к ребенку следует относиться с должным пониманием, его нельзя лишать радости познания окружающего мира, мудро руководя этим процессом.
Живое "зеркальце"
Возраст 1 г. 6 мес. - особый этап в жизни малыша. Ученые установили, что именно к этому времени у ребенка в 3,5 раза увеличивается устойчивость реагирования на предъявляемую игрушку по сравнению с малышом 1 г. - 1 г. З мес. "Скачок" в развитии действий с предметами связан с интенсивным развитием коры головного мозга, то есть отдела, отвечающего за формирование интеллекта.
Новым в поведении ребенка к 1 году 6 мес. можно считать появление функциональных действий с предметами. Малыш уже не манипулирует машинкой, а катает ее по полу, нагружает кубиками; куколку баюкает, кормит, прикладывая к ее личику тарелочку. Это еще не ролевая игра, а лишь отобразительные действия. Фрагменты из его собственной жизни: ребенок не берет на себя какую-либо роль, например, мамы, врача, шофера, а отображает виденное им действие, подражая взрослому.
Вот почему общение взрослого с малышом трудно переоценить по своей значимости. Карапузу необходимо показывать действия с предметами быта и игрушками, с ним необходимо заниматься и играть, чаще взаимодействовать, ставя в ситуацию партнерства. Для малютки не существует ничего интереснее, чем наблюдения за действиями и поступками "большого человека".
Было бы ошибкой считать, что ребенок калейдоскопично накапливает информацию, не наводя "порядок" в тех впечатлениях, которые он черпает в общении со взрослым. Даже в нежном возрасте малыш делает попытки активной ориентировки, социальной практики и замечает не только, как взрослые используют тот или иной предмет, но и какие испытывают при этом чувства - что вызывает у них особую радость, что огорчает, что вызывает прямой протест.
"Стихию" познания - под контроль
Родители обязательно должны обращать внимание на то, как сын или дочь вглядывается в их лица. Чем лучше взрослые научатся понимать своего малыша, тем лучше, по закону "обратной связи", он научится понимать их. А это особенно важно, потому что управляться с ним в этот ранний период детства очень трудно: дитя многое делает вопреки запретам. "Адский период родительской жизни!" - говорят многие. Как же выходить из ситуаций прямого неповиновения ребенка? Обратимся к небольшой зарисовке.
Мама говорит сыну или дочери: "Видишь, лужа? Не ходи! Ноги будут мокрыми!". Ребенок смотрит на маму и... направляется прямо в лужу! Естественно, взрослый воспринимает подобные "подвиги" малыша как исключительную вредность и хулиганство. А у этого поступка совсем иная природа. Неповиновение малыша здесь - сродни стихии. Поэтому первое, что необходимо сделать, - приготовиться к ее приходу, а значит, взять ситуацию под контроль; второе - не допустить негативных последствий, третъе - противостоять; в-четвертых, вопреки всему, повернуть в нужное русло. Это непросто, но возможно, если знать особенности психики ребенка. Поясним сказанное.
Кроха прекрасно слышит, что мама не разрешает, но сам себе сказать: "Нельзя!", чтобы удержаться в "рамках приличий", он еще не в состоянии. Ситуация искушает его своей непознанностъю, и малыш бьет ногами по воде, радуясь брызгам. В таких случаях лучше прогнозировать поведение маленького человека и избегать нежелательных, а тем более опасных ситуаций, в которых запретное слово мамы может не сработать, уступив любопытству. Ведь если ребенок окажется на краю платформы в метро, у обрыва, у открытого люка, все может закончиться трагедией. Если препятствия избежать не удалось, лучше взять малыша на руки и обойти опасное место. Нельзя? Тогда нужно постараться отвлечь внимание ребенка, обратив ситуацию в полезное русло. Так, с лужей можно просто поиграть: опустить в воду чурочки ("кораблики"), бросить туда камешки. Таким образом удастся взять ситуацию под контроль и отвлечь кроху от прямого контакта с объектом. Хорошо, если при этом взрослый пошутит, посмеется, сочинит какую-нибудь рифмовочку или песенку:
Мяч плывет по луже, Грязный мяч не нужен, Чистый мяч подсохнет, Подпрыгнет высоко! или Лужа перед нами, В лужу я не побегу, Постою на берегу |
Каким бы импульсивным ни был ребенок 1 г. З мес. - 1 г. 6 мес., он постепенно начинает усваивать правила поведения, если все члены семьи предъявляют крохе требования, не противоречащие друг другу. Ситуаций, когда, например, при бабушке можно все, а при папе - ничего, быть не должно! В целях сохранения здоровой нервной системы малютки желательно организовать его жизнь в этот период детства таким образом, чтобы дитя получало со стороны взрослых примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запрещающих воздействий. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения взрослых, их педагогической подготовленности.
Никаких физических наказаний! Никаких нотаций, упреков, окриков и стонов! Взрослый должен мудро выводить малыша из всех нежелательных ситуаций, использовать отвлекающие и "обходные маневры", постепенно формируя поведение ребенка, делая его управляемым "со слова". Это приходит не сразу. Но если родителям удается ладить с малышом в этот трудный, но очень интересный период его детства, то такой ребенок к полутора годам становится более организованным, уравновешенным. У него проходит тревожность, свойственная началу 2-го года - "драматическому" периоду первых радостей и огорчений в освоении окружающего пространства. Можно сказать даже больше: к 1 г. 6. мес. у ребенка возникает базальное доверие к окружающему миру - первооснова всех последующих достижений раннего возраста.
Мини-программа второго триместра | Задачи воспитания |
---|---|
Совершенствовать самостоятельную ходьбу. | Создать благоприятную предметно-пространственную, развивающую двигательную среду. |
Продолжать совершенствовать координацию движений ребенка в пространстве (устойчивость при смене положений тела: поворотах, наклонах, приседаниях и др.). | Усложнять ситуации, побуждающие к самостоятельной ходьбе, смене направлений движения, исходя из бытовых или игровых задач. |
Продолжать совершенствовать ориентировку в пространстве, используя прием показа с кратким пояснением. | Побуждать к выполнению двигательного задания, состоящего из одного действия (например, "Подойди ко мне!" или "Принеси кубик со стола!") |
Продолжать совершенствовать вестибулярный аппарат ребенка (чувство равновесия). | Учить ходить по ограниченной поверхности в прямом направлении (по дорожке, "следочкам", доске, положенной на пол). |
Продолжать развивать координацию руки и мелкую моторику пальцев. | Проводить занятия со специальными пособиями, развивающими ручные умения ("шнуровка", "бусы", "цепи" предметов). |
Уделить особое внимание развитию понимания речи. Расширить пассивный словарь обращенной к ребенку и понимаемой им речи взрослого. | Обогащать пассивный словарь ребенка (называть предметы, окружающие малыша, и действия с ними). |
Способствовать развитию активной речи ребенка. | Продолжать вводить в лексикон ребенка облегченные слова - слова- "заместители", состоящие из двух одинаковых слогов и звукоподражания ("ко-ко-ко" - курочка). |
Формировать потребность в речевом общении со взрослыми. Побуждать малыша к речевому общению. | Создавать "ситуации диалога" со взрослым; речевого общения всеми доступными для ребенка средствами (мимика, показ, выразительная жестикуляция, вокализация, слова-"заместители"). |
Продолжать развивать наглядно-действенное мышление. | В процессе игровых показов формировать в понимаемой речи первые обобщения предметов по существенным признакам. |
Расширять сенсорный опыт ребенка в предметной деятельности (игре). | Выполнять первые простейшие дидактические задания на выбор предметов по тождеству ("такой" и "не такой"), состоящие из одного действия: величина ("большой - маленький"), форма ("шарик-кубик"), цвет. |
Продолжать совершенствовать слуховые ориентировочные реакции, способствовать развитию слуха. | Вводить игровые упражнения на поиск предметов по звуку (музыкальные модули, игрушки, инструменты). |
Расширять знакомство ребенка с окружающим миром. | Обогащать сенсорный опыт ребенка при действиях с предметами, давая возможность практически познавать объективные физические закономерности окружающего мира: протяженность расстояний, полое и сквозное пространства, соотношение величин (вложить можно малый в большой, а не наоборот), зависимость действий от формы (из кубов - строить, шары - прокатывать). |
Развивать подражание как один из способов познания окружающего мира. | Способствовать формированию отобразительных игровых действий с куклой мишкой, зайкой ("Покорми лялю", "Положи лялю бай-бай-спать"). |
Использовать возрастной стимул "Я сам!" для формирования элементарной самостоятельности. | Учить малыша пользоваться ложкой самостоятельно не только при приеме 2-го, но и 1-го блюда. |
Создать в семье микроклимат доброжелательности и любви ко всем членам семьи. | Оберегать нервную систему ребенка от стрессовых и негативных ситуаций. |