До 5 месяцев – над тазиком, с 7 месяцев – на горшок.
Разрешите представиться — Ольга, счастливая мама годовалой Полины. Отступлю чуть назад в прошлое: будучи ещё беременными пузатиками, мы с подругами посещали "Школу молодых мам", где нам давалось очень много рекомендаций и советов, в том числе и на тему приучения к горшку.
В теории все они были весьма правильными и жизнеспособными — например, ночные и дневные "высаживания" новорожденного над раковиной. Как оказалось, на практике всё гораздо сложнее, вертлявее и писклявее... Поэтому с "высаживаниями" мы покончили и в 2 месяца сочинили с Полиной свою схему: я по часам засекла, что дочка писает каждые 20 минут, и к ожидаемому моменту Поля уже лежала на моих коленках над тазиком, поставленным на пол между моих же ног. Под звуки "пс-с" она писала и получала похвалу и одобрение от мамы. Так мы избавились от проблемы мокрых штанишек, но только при моём бдении за временем (стоило пропустить период в 20 минут, и мокрое дело уже было сделано).
Так мы поступали почти до 5 месяцев, до того времени, когда Полина научилась сидеть. К этому моменту ей был подарен розовый горшок, в который мы стали учить писать куклу-неваляшку. Это приводило дочку в восторг, она очень быстро реагировала на мои слова: "Посади лялю на горшок". На горшок у нас научились садиться все — и куклы, и кошка, и мама. Ну, а возрасте 7 месяцев сама Полина стала спокойно даваться "сажанию" себя любимой на горшок и стала быстро туда делать все свои дела.
На данный момент нам 1 год 1 месяц, дочь ходит на горшок уже практически без моей помощи (кряхтит, если хочет какать, или просто берёт горшок в руки, если писать), моя задача — только снять с неё колготки, надевает она их сама. После берёт горшок и гордо несёт его в туалет, где выкидывает содержимое в унитаз и машет на прощание рукой: "Пока!" Надо отметить, что горшок у нас всегда стоит в одном месте, а если мы едем в гости, то берём его с собой, т.к. подгузниками не пользуемся и всюду готовы применить пластмассового розового друга по прямому назначению.