Статьи

На пороге детского сада. Все об адаптации

Каждую семью, планирующую отвести своего малыша в детский сад, волнуют вопросы адаптации. Хочется, чтобы привыкание к новой среде, к новым людям прошло для ребенка наиболее комфортно. Как этого достичь?

Каждую семью, планирующую отвести своего малыша в детский сад, волнуют вопросы адаптации. Хочется, чтобы привыкание к новой среде, к новым людям прошло для ребенка наиболее комфортно. Как этого достичь? В статье "Если осенью в детский сад" мы уже писали, как подготовить малыша к новому в его жизни этапу. Сегодня мы хотим подробно остановиться на вопросе, что же значит для ребенка детский сад.

Детский сад до 3 лет

Строго говоря, не существует детей, которым было бы полезно посещать детский сад до исполнения им 3-4 лет, и чем ребенок младше, тем ситуация может быть труднее. Тому есть несколько причин.

  1. Ни физиологически, ни психологически ребенок в этом возрасте не готов к расставанию с матерью, с семьей. Помещение малыша в ясли - это всегда стресс для него. На этот стресс организм ребенка откликается более или менее выраженной астено-невротической реакцией.
  2. Ситуация стресса всегда тормозит развитие. Это сложно заметить, так как развитие все-таки продолжается, но замедляется его темп и страдает качество.
  3. Отдельно стоит сказать о развитии речи. Отдавая ребенка в детский сад в раннем возрасте, мы, безусловно, создаем ущербные условия для развития речи. Общаясь со сверстниками, ребенок развивает речь в очень ограниченном объеме слов, так как у его сверстников речь также не достаточно развита. Воспитатель, каким бы хорошим он не был, не может уделить каждому ребенку столько внимания, сколько малыш получит в общении со взрослым человеком дома.
    Культура речи, словарный запас, способность выразить те или иные мысли, желания требует определенного навыка и тренировки. В отсутствие примера для подражания эти способности развиваются недостаточно качественно.
    Совершено очевидно, что дети маленького возраста друг с другом разговаривают не так, как разговаривают со взрослыми людьми. Отсутствие достаточного количества общения со взрослым человеком не дает возможности развиться культуре общения. Если мы будем рассматривать пример многодетных семей и апеллировать к их опыту, то существенным отличием от детского сада будет как раз разница в возрасте детей. И все-таки, даже в большой многодетной семье детей бывает 5-6, а не 10-12, как в группе детского сада.
    Многие родители надеются, что дети в детском саду быстрее научатся говорить. Эти надежды зачастую оправдываются. Не говорил - стал говорить. Но для чего? Для спасения себя в новой пугающей ситуации. Получается, что речь воспринимается ребенком не как средство коммуникации, а как средство, помогающее выжить в экстремальных условиях, что неверно.
  4. Если ребенок раннего возраста много времени проводит в детском саду, нарушается формирование глубокого неформального контакта с семьей, что впоследствии может проявиться сложностями в общении с родителями в подростковом возрасте (11-13 лет), а может быть, и в течение всей жизни.
    В 2 года дети в норме должны иметь развернутую фразовую речь, что в наше время, к сожалению, встречается достаточно редко. Возраст от 2 до 3 лет отведен ребенку и родителям на то, чтобы наладить общение друг с другом на качественно новом уровне - речевом. Ребенку нужно научиться объяснять, что он чувствует, а родителям - научиться понимать ребенка. Родителям и ребенку нужно научиться разрешать сложные, а порой конфликтные ситуации с помощью речи.
    В случае, когда мы отводим ребенка в детский сад, навыки общения также развиваются, но в условиях детского сада и, соответственно, будут приспособлены к условиям детского сада. Что-то ребенок переживает, не высказывая, и это навсегда остается тайной для родителей, что-то решается с помощью воспитателя детского сада. Но в отсутствие родителей не нарабатывается способность ребенка поделиться с ними своими переживаниями. В свою очередь у родителей не развивается навык общения с ребенком в сложной для него психологической ситуации.
    В случае задержки речевого развития рассказ ребенка о том, как он прожил день в детском саду, становится совершенно невозможен. Даже в случае достаточно развитой речи рассказ о своих переживаниях - все равно очень сложная задача. В лучшем случае ребенок может описать ситуацию, а не глубину своих переживаний.
  5. Если говорить о том, что ребенок должен привыкать к коллективу, то привыкание к коллективу в возрасте до 3 лет должно быть очень дозировано и всегда проходить под руководством взрослого, что не всегда возможно в группе из 10-15 человек. Возраст детей до 4 лет ни психологически, ни физиологически не предполагает самостоятельного вхождения в одновозрастный коллектив. У ребенка нет и не может быть в этом возрасте навыков социальной адаптации в группе сверстников. Максимум, на что способны 3-4-летние дети, - это играть вдвоем. Но в детском саду часто бывает так: двое играют, а третий, который не нашел себе места, подходит и ломает домик, который они только что построили. Это совсем не учит детей уважению чужих интересов, а способствует выработке так называемых суррогатных форм общения, строящихся на темпераментальных и физических особенностях ребенка - кто сильнее, тот и прав; кто громче всех читает стихи, тот и хороший. Погружение ребенка в такую среду не может не быть для него стрессовой ситуацией, но при этом она еще является и формирующей.
    Многие обращали внимание на то, что дети до 3 лет предпочитают общение с детьми более старшего возраста. Своих одногодок зачастую дети этого возраста опасаются. Это совершенно адекватная реакция на сверстника, дети чувствуют опасность неконтролируемого и непредсказуемого поведения своего одногодки. Это одна из причин возрастающей тревожности детей, когда их рано отводят в детский сад. Неверным будет считать, что малышам не нужно общение со сверстниками. Другое дело - количество и качество этого общения. Если ребенок не посещает детский сад, то родители всегда могут выбрать занятия, кружок или секцию, или группу развития, которая будет соответствовать возрасту ребенка, его возможностям в общении и интересам.
  6. Исключениями из правила "детский сад до 3 лет вреден" могут быть дети из асоциальных семей, дети с очень плохими коммунальными условиями, дети со специфическими заболеваниями или имеющие тяжело больных родителей.

Адаптационный период

Абсолютно все дети любого возраста, попадая в детский сад, переживают так называемый адаптационный период. Естественно, чем ребенок старше, тем этот период короче и легче. В любом случае 2 месяца - это минимальный срок адаптации детей к детскому саду. На самом деле адаптационный период длится, как правило, от 2 месяцев до полугода. Для того чтобы он прошел наиболее благополучно, и в дальнейшем ребенок мог без вреда для себя посещать детский сад, рекомендуем вам такой режим посещений детского сада на адаптационный период.

Для детей до 3 лет наиболее комфортный вариант в течение полугода - 2-3 часа 2-3 раза в неделю, это так называемые группы кратковременного пребывания, прогулочные группы, группы развития. Если ребенок хорошо адаптируется к этой группе, то можно говорить о переходе в полноценный детский сад. Но увеличение количества посещений должно происходить постепенно: либо вы переводите ребенка на 2-3 дня полный день либо на полную неделю по полдня в течение 1-2 месяцев.

Если у вас нет возможности полгода водить ребенка в группу развития (или в саду нет такой группы), начать нужно с посещений детского сада в течение двух недель на 1-1,5 часа. Если две недели ребенок успешно проходил в детский сад, следующие две недели можно водить его на 2-3 часа, подключив либо завтрак, либо обед, в зависимости от того, что больше совпадает с его индивидуальным режимом.

Первый раз отвести ребенка в детский сад желательно в четверг. Два дня - четверг, пятница - это как раз то необходимое количество времени, для того чтобы ребенок мог понять, куда его привели. И за последующие субботу-воскресенье - осмыслить новую информацию и срелаксировать новые впечатления. Понедельник-вторник ребенок посещает детский сад в том же режиме, что и четверг-пятницу. Если вы чувствуете, что ребенок не справляется с обрушившимися на него впечатлениями, оставьте малыша в среду дома, отдохнуть.

Если у вас есть возможность, то водить ребенка в детский сад на полдня (до дневного сна), нужно не меньше, чем два месяца. Если все в порядке, ребенок не болеет и охотно ходит в детский сад, можно к концу второго-третьего месяца попробовать оставить его на дневной сон.

Когда вы это сделаете первый раз, прийти за ребенком в детский сад нужно до того, как он проснется. Сделать это необходимо для того, чтобы проснувшись, одевшись, малыш сразу смог вас увидеть, так как в этом возрасте дети путают дневной и ночной сон. Проснувшись в детском саду, они не помнят, не понимают, когда их сюда привели, и соответственно не знают, когда за ними придут.

Свой испуг они никак не могут сформулировать. Максимум, в чем он может выражаться, это в нейтральном вопросе воспитателю: когда за мной придет мама. В ответ на свой вопрос ребенок получит спокойный ответ: "Вечером" или "После прогулки", что опять мало информативно для малыша. Малыш становится очень послушным, ходит рядом с воспитателем, выполняет все его просьбы. В результате, когда за ребенком приходит мама, от воспитателя она получает только положительную информацию: спал замечательно, вел себя прекрасно, был моим самым лучшим помощником. На следующий день мама может быть сильно удивлена отказу ребенка идти в детский сад. Либо: в детский сад пойду, но на сон не останусь. Либо - у очень послушных и покладистых детей - идут в детский сад, но во время сна изо всех сил не спят. В результате, сильно устав, засыпают за 15-20 минут до подъема...

Приходить за ребенком сразу после сна нужно в течение 1-2 недель. Если вы пришли за ребенком после сна, он сказал, что хочет еще вместе со всеми полдничать, играть или идти гулять, значит, у вас есть еще 2-3 часа свободного времени. Вы прощаетесь с ребенком и уходите из детского сада. Если он не хочет вас отпускать, значит, вы вместе с ним идете домой. Если на следующий день ребенок не отказывается идти в детский сад, но просит вас не оставлять его спать, водите его опять на полдня, а через некоторое время с согласия ребенка повторяете попытку.

Даже если адаптационный период проходит гладко, ребенок с удовольствием ходит в детский сад, не заболевает в течение 2-3 недель, это не значит, что детский сад не является нагрузкой. Большое количество новой информации, новых условий, даже если они принимаются малышом положительно, - это все равно тяжело. Поэтому посещение детского сада в течение первых двух месяцев должно происходить в индивидуальном режиме.

Лучше всего, если увеличение времени, проводимого ребенком в детском саду, будет идти вслед за желаниями ребенка. "Мама, ну когда же я останусь вместе со всеми на обед?", "Не забирай меня после обеда, я хочу спать вместе со всеми". Будет правильным, если вы объясните ребенку, что в течение двух недель вы будете ходить на полдня, а потом вместе со всеми он останется спать.

Если в какой-то момент вы видите признаки дезадаптации или ребенок отказывается ходить в детский сад, нужно снижать нагрузку или обращаться к специалистам (невролог, психолог, психоневролог).

Дети старше 3-4 лет

Все вышесказанное относится и к детям более старшего возраста, но так как у них более развиты произвольное поведение и осмысление ситуации, все проходит быстрее, и сроки индивидуального адаптационного режима детского сада сокращаются исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Здесь следует отметить, что у детей с нормальным уровнем сформированности произвольного поведения после 3,5 лет, как правило, не возникает ярко отрицательной поведенческой реакции на посещение детского сада, даже в том случае, если ходить в детский сад им не нравится. Но это не значит, что родители не должны внимательно следить за психологическим состоянием ребенка. Послушные, компромиссные, интеллектуально развитые дети очень часто никак не демонстрируют свое отношение к детскому саду. Однако тревожность детей с хорошим и высоким интеллектуальным развитием, посещающих детский сад, всегда повышена, даже если не имеет ярко выраженных проявлений. Если ребенок старше 3-4 лет после правильно проведенного адаптационного периода не привыкает к детскому саду, это серьезный повод обратиться к специалисту.

О тревожных признаках дезадаптации и о том, чем вы можете облегчить ребенку время привыкания к детскому саду, - в следующей статье.

28.05.2007


[2 годa - 3 годa]

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Отзывы пользователей
Предыдущие | Следующие
Яна | 15.09.2012

Прекрасная статья от настоящего профессионала. Так долго искала материал на эту тему! Огромное спасибо автору.

Натали | 04.09.2011

вот у меня ситуация. моему сыну 2 года, ровно в 2 года он пошел в сад. к этому моменту он умел уже ходить на горшок, есть самостоятельно, одеть штанишки, трусики и футболку( с носками и сандалиям не совсем справлялся), отлично развит речевой аппарат.При необходимости, всегда с родителями моими оставался без проблем, и днем и ночью. я знаю, что персонал в детском садике, куда мы записаны, просто чудесный. проходил 3 дня, выпала дальше суббота-воскресенье, я отвезла его к бабушке( я проф. фотограф, была работа), так меня просто вызвали вечером и сказали, что с сыном никто справится не может, он постоянно(даже во сне ) меня звал и от каждого скрипа двери вздрагивал и говорил, что это я . я приехала. а он 2 дня так плакали меня никуда не отпускал. он никогда ко мне так привязан не был. вот, где я допустила ошибку? что не так? и подготовила и водила на 1,5 часа, а теперь, он как только видит сад, так слезы ручьем...а я на это смотреть не могу

Юлия | 01.09.2011

Мой сын отходил в садик 2 недели. Сейчас у него как раз началась острая стадия адаптации, что в принципе соответствует нормам. Кроме того, он по характеру "вещь в себе", как, впрочем, и я. Однако психологически к посещению яслей готов, год отзанимался в ЦИПРРе и еще в одной детской студии, пользуется горшком, есть самостоятельно, частично умеет одеваться, очень хорошо развита речь. Конечно, сейчас ему непросто. Тем не менее, как педагог с 20-летним стажем, я точно знаю, что адаптация вскоре закончится и сыну станет намного лечге. Что же касается возраста, то и моя дочь много лет назад пошла тоже в 2,4 года. И это совершенно не повлияло на наши с ней хорошие отношения, когда она стала подростком. Я же сам, напротив, садик не посещала вообще, и при этом с матерью контакты у меня чисто номинальные, никакого душевного тепла, никакой близости нет и в помине и никогда не было. Так что, пожалуй, не стала бы сваливать отсутствие последующего взаимопонимания в семье на раннее начало посещения детского сада. Все зависит от характера ребенка и от того, насколько родители помогут ему пережить непростой период в жизни.

Анна Журавлева | 01.09.2011

Есть такая вещь как психологическое рождение ребенка, оно происходит в 2-3 года, когда ребенок осознает себя самостоятельным и независимым от мамы. Дети, у которых самостоятельность не сформировалась в полной мере, в будущем склонны впадать в разного вида зависимости, в т.ч. от др. людей. Ольга, если в семье воспитывают "пупа земли", то ребенок в этом не виноват! Он лишь воспринимает то, что дают ему взрослые, потому что сам он - чистый лист и таким приходит в этот мир. Естественно, если в течение 3-4 лет носились с ним как с фарфоровой вазой, а потом - бабах - в детсад, на казенные харчи, то что тут ожидать??? Какая будет реакция - предсказать нетрудно. Только это не значит, что ребенок недетсадовский, и в том, что он будет трудно адаптироваться - виноваты РОДИТЕЛИ. Это лишь значит, что родители не сделали ничего, чтобы подготовить дитя, а наоборот. А то, что Вы пишете про наш советский опыт, что никто тупым не стал и т.д., - то, что советские дети выживали в условиях, которые им создавали, еще не значит, что они вырастали счастливыми и полноценными людьми. Миллион примеров о том, сколько всего делалось неправильно. Лично я считаю, что прислушиваться нужно к своему ребенку и себе, и когда вы будете с ним "на одной волне", все будет замечательно. В свое время моя мама упрекала меня, что заботясь о своем новорожденном ребенке, я мало прислушиваюсь к ее советам, а вот она, когда меня родила, во всем слушалась мою бабушку, а та со своими детьми все по книжкам постигала. Но, простите, с какого перепугу Вы уверены, что какая-то там тетя, написавшая книжку по "эксплуатации" младенцев, в глаза не видевшая Вашего ребенка и Вас, знает, что лучше для вас с ним??? Моей дочке 1,5 года. До сих пор на ГВ, лет до 2х кормить буду точно, а там если сил хватит, посмотрим. Совместный сон. Муж обижается, а я представляю свою крошку одну в темноте, как ей может быть страшно, холодно и одиноко, пока мы с ним спим в обнимку, такие большие и теплые и вдвоем. В частный садик записались, на след неделе пойдем. Будем пробовать на полдня, начиная с пары часов. Надеюсь, что ей там будет интересно. Со своей стороны буду стараться и дальше давать все, что нужно как любящая мама. Это огромная работа и не все способны ее проделывать. Особенно, если еще есть профессия, др. члены семьи. И мы часто себя оправдываем всякими причинами. В заключении хочу пожелать всем мамочкам огромных душевных сил и сил физических, чтобы изменить то, что можно изменить, и принять то, что изменить нельзя.

НАТАЛИЯ | 23.08.2011

СТАТЬЯ ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ, СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!!!!!!! И СПАСИБО Prof ЗА КОММЕНТАРИЙ!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Ольга 25 лет г. Макеевка - "Я конечно не психолог"....ЭТО СРАЗУ ВИДНО!!!!

Людмила | 13.08.2011

Чем боольше мы жалеем своё чадо, тем хуже мы для него делаем!!!!!! Любовь проявляется не в том, чтобы отдать ребёнка в детский сад как можно позже, а в том, чтобы вовремя его приучить к общению не только с другими детьми, но и со всзрослыми людьми (теми же воспитателями). Ребёнок должен знать, что и у него должны быть какие-то обязанности и нормы поведения! Я ПОЛНОСТЬЮ согласна с мнением Ольги г. Макеевка. Меня саму отдали в детский сад в год и три месяца - НИКАКИХ проблемм в общении с родителями у меня нет, в любой момент могу позвонить маме и обсудить то, что меня волнует, и она всегда была первой подружкой в моиих сердечных делах!!!!!!!! Простите, но на близость детей и родителей влияет не детский сад, а ЛЕНЬ самих родителей быть рядом со своим ребёнком в то время, когда ребёнок приходит из детского сада домой. Мамы считают, что в детском саду ребёнку уже уделили внимание, потому и не думают о том, чтобы уделить внимание ребёнку самим!!!!!! А все эти разговоры о прочтении кучи литературы............ Извините, чтобы в этом разбираться, надо сначала самой родить и тогда уже картина воспитания ребёнка будет яснее, в натуре, а не на бумаге. Моя дочь уже пошла в садик, она любит общаться с детьми, она сама себя кормит, сама одевает простую одежду, сама себя вытирает, ей два года. Главное - не упустить момент становление самостоятельности ребёнка, когда он сам захочет что-либо делать - не мешать ему, пусть лучше вы двадцать раз протрёте за ним стол после того, как он поест и нагрязнит, иначе будете кормить его и одевать до его Свадьбы)))))))))))))))))))))) Люби, но не навреди!!!!!!!!!!!

Юлия | 28.07.2011

Бедный малыш!!!

Аня | 15.07.2011

Вот таже беда - ребенок ни к воспитателям не идет, ревет, ходили месяц вместе с детками со мной гуляли, а толку мало. Как его адаптировать без истерик?

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2024, Наш ребенок

info@ourbaby.ru, Ourbaby.ru, https://www.nashrebenok.ru

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.

Change privacy settings