Ребенок отказывается ходить в школу: что делать?
Первые слезы ребенка «не хочу в школу» обычно случаются в сентябре-октябре и довольно быстро заканчиваются — так проходит адаптация. А в ноябре-декабре отказываются ходить в школу дети, у которых неприятие школы копилось постепенно. С чем оно может быть связано, рассказывает семейный психолог, мама 11 детей Екатерина Бурмистрова.
— Ребенок пошел в школу — в первый класс, или в третий, или в шестой... И вот прошло несколько недель и ребенок кричит, устраивает истерики: «Не хочу в школу!». Почему так происходит?
— В первую очередь, речь, конечно, о синдроме адаптации. Про адаптацию можно долго рассказывать. У нас в России — очень длинные каникулы, три месяца. За это время происходит, с одной стороны, глобальный отдых и восстановление. Но, с другой стороны, — глобальное отвыкание.
Да, первоклассникам надо привыкать к новому режиму, к новой жизни. Но в итоге так получается, что привыкать по-новому нужно почти всем. И родителям в том числе. Только мы, в отличие от детей, боимся плакать. Чаще родители не показывают свое состояние. У детей меньше этой психологической защиты и все переживания — наружу.
Так что первые шесть-семь недель — это период адаптации, привыкания. Уж очень резкий контраст между временем отдыха и учебным годом. Особенно если начало осени — теплое, как лето, а нужно уже все прекратить и загнать себя в класс.
— Кроме адаптации какие могут быть причины?
— Сразу неверно спланированное расписание. Иногда прямо с первой недели, не соблюдая какие-то правила адаптации, на детей, даже на учащихся младших классов, наваливают не только школьные нагрузки. А ведь уже второклассникам со второй недели задают домашнее задание, а у них тут же и музыкальная школа, и спортивные тренировки.
Главное правило адаптации — дозированное наращивание нагрузки. Скажем, вы себе выбрали программу, составили ее. Да, она большая. Но не нужно брать все сразу, с первой недели. Обычно педагоги лояльны, нужно просто разговаривать. Не торопитесь.
— У ребенка может вызывать неприятие то, что школа — это скучно, там надо работать, там есть обязанности?
— Да. У нас немецкая система образования, она присутствует в России и в большей части других стран и не связана с развлечением. Это система, которая основана на некоем принуждении, на том, что трудно, что ты трудности преодолеваешь, и эти систематические усилия — часть воспитания. Если родители в целом с этой концепцией не согласны и у них есть возможность выбора, то нужно что-то другое искать.
Есть семейное обучение, и там график строится, исходя из потребностей семьи и ребенка. Это совершенно другие ритмы. Есть частные школы, где к ребенку индивидуальный подход и где можно вообще не делать никаких усилий. Есть другие системы обучения, где пытаются обойтись без зубрежки и без классно-урочной системы.
Только надо помнить, что у каждой системы есть свои минусы. А еще то, что умение трудиться необходимо в жизни. Причем сам по себе труд не травмирует. Травмировать может плохое отношение педагога, перегрузка. Бывает, что ребенок просто не привык себя заставлять вообще.
— Но если истерики сильные, каждый день, ребенок категорически заявляет, что в школу не пойдет? Переводить в другую школу, на семейное обучение?
— Нужно пытаться разобраться, в чем может быть еще дело. Причин дискомфорта в школе, помимо адаптации, может быть много: пришел новый мальчик в класс, шумный, драчливый, и ребенок его боится. Или пришла какая-нибудь девочка, которая больший лидер, чем ваш ребенок.
Может быть, что-то произошло в отношениях с другими детьми, может быть, поменялся учитель, может быть, сменилась раздевалка или класс, может быть, начался новый предмет со строгим учителем, может быть, поменялся поставщик обедов, и в школе стало невозможно есть. А может быть, у ребенка проблемы, и он не может пользоваться школьным туалетом.
Истерика может появиться, если начались оценки или ребенок пошел в пятый класс, а средняя школа — совсем другое, другая жизнь, другие требования. Причин может быть много, но в первую очередь нужно исключить какие-то моменты конфликта с учителем.
А еще, может быть, ребенок просто дорос до протеста. Скажем, в первом классе ему не пришло в голову, что можно в школу не хотеть, а теперь вырос и сообразил. От родителей здесь нужен адекватный ответ, настрой, что школа — это необходимая часть жизни...
Так что надо не сразу бежать и забирать ребенка, а смотреть, что происходит, в чем причина, не появилась ли психосоматика — головные боли или рвота, например. Но, опять же, сначала ищем причину и только потом принимаем решение.
— Насколько важен настрой родителей на учебу в школе?
— Если родители не уверены, что школа — это хорошее место в целом или, скажем, считают, что конкретная школа недостаточно хороша для ребенка, — это очень сильно ему транслируется, ребенок тонко чувствует ситуацию, даже если этот разговор происходит между взрослыми на кухне вечером или по телефону.
То есть если вы сами сильно сомневаетесь и сами сильно устали от школы, мимо ребенка это не пройдет и все моменты его сопротивления будут усилены.
Ребенку гораздо легче, если родители настроены на то, чтобы этот период пройти обязательно. Родитель может сказать, что всем сейчас тяжело, в том числе и взрослым, может рассказывать про адаптацию, что нарушен привычный путь, нейронные цепочки нарушились и еще не восстановились.
Бывает, конечно, что столкнулись с тем, что школа действительно не подходит. Что-то изменилось, или ребенок вошел в какую-то уязвимую стадию, чем-то переболел, и у него начались какие-то невротические проявления. Но и тут решение уйти не должно быть очень быстрым.
Действовать немедленно нужно в ситуациях, связанных с насилием со стороны учителя. А если у ребенка накапливается действительно неприятие школы, то оно никуда не денется через два месяца. Дело взрослых — наблюдать, советоваться, возможно, снизить нагрузку, но не размышлять вслух при ребенке, подходит ли ему школа. Потому что это очень сильная дестабилизация для детей.
Решение забрать ребенка из школы должно быть очень медленным. Если вы уходите из ситуации, в которой есть ощущение, что вы не справились, есть риск, что эта ситуация, где вы не справляетесь, перекочует и на другую систему обучения.
— Когда все-таки, на ваш взгляд, стоит переходить в другую школу, на домашнее обучение?
— Важно, чтобы прошло время, и лучше уходить в стабильной, хорошей ситуации, когда вы в принципе можете и остаться, но просто вам больше подходит другой вариант. Потому что ощущение неудачи и стремление уйти от трудностей по первому эмоциональному срыву — стратегически очень сомнительный выбор.
Да, повторяю, бывают экстренные ситуации, что действительно надо уходить, например, когда учитель агрессивен или истеричен.
Но все-таки чаще на первой эмоциональной волне обычно ребенка забирают потому, что мама устала, а тут еще ребенок сопротивляется. Мама решает: «Все плохо, пошли в другое место». А через какое-то время трудности, эти же или другие, могут появиться и в другом месте.
Если ребенка каждый раз выдергивали и он полностью благополучно не прошел синдром адаптации, у него формируется привычка выскакивать в момент трудностей. И это очень нехорошо.
Так что решение уйти из школы нужно принимать со спокойной головой: «Все, здесь мы все взяли, нам сюда больше не надо».
Иногда со своими проблемами надо разобраться именно родителям. Может быть, в семье какие-то проблемы, родители в кризисе, и ребенок переносит их в том числе на школу. Так что порой сначала нужно решить, смягчить проблемы в семье, и тогда проблемы со школой станут гораздо мягче.