Содержание:
- Откуда берутся рекомендации
- Противоречия...
- Почему различаются сроки?
- Что сделано для ГВ?
- А что для искусственников?
- Педиатрический? Педагогический?
- А как быть детям с отклонениями в состоянии здоровья?
Почему ВОЗ рекомендует одно, а отечественные педиатры — другое?
Откуда берутся рекомендации
Вопросы прикорма являются одной из самых популярных тем не только у родителей, но и у оте-чественных и зарубежных педиатров, диетологов и всех специалистов, занятых вопросами детского питания.
С одной стороны, существуют мировые рекомендации ВОЗ, обоснованные глобально проведен-ными исследованиями, причем эта организация разрабатывает их с учетом адаптации под конкретные регионы, в том числе и страны бывшего Советского Союза.
На
С другой стороны, для работы педиатра существуют национальные рекомендации. По грудному вскармливанию и прикормам педиатры в настоящее время работают по двум документам — методическим указаниям "Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни" МЗ РФ № 225 от декабря 1999 г. и по пособию для врачей МЗ РФ от 2003 г. "Практика охраны, поддержки и поощрения грудного вскармливания в детских амбулаторно-профилактических учреждениях". Кроме того, в каждом конкретном регионе существуют различные методические разработки, вводимые кафедрами педиатрии ведущих отечественных вузов. А в обобщение всего опыта существует "Национальная программа питания детей раннего возраста", также разрабатывающая рекомендации по питанию и введению прикормов малышам.
Кроме того, что сильно разнятся сроки начала прикорма, во многом отличаются и рекомендации по продуктам, которые предлагаются в качестве первых прикормов. Более того, отечественная школа до сих пор еще выдвигает позицию о том, что соки и фруктовые пюре не являются основными продуктами прикорма, а являются якобы обучающими прикормами, подготавливающими пищеварение к принятию пищи, отличной от молока или смеси.
При анализе восьми руководств и пособий для практикующих педиатров, выпущенных с 2007 по 2011 год, только руководство "Основы поликлинической педиатрии" под ред. А.А.Джумагазиева адекватно подходит к введению прикорма, учитывая основные современные тенденции и опираясь на рекомендации ВОЗ. Все остальные руководства предлагают немодифицированные под современные условия и рекомендации ВОЗ схемы.
Противоречия...
Среди врачей и родителей, активно интересующихся питанием детей, часто возникают противоречия во времени введения и продуктах, с которых нужно начинать прикорм. Хотя многие отечественные руководства и гласят: "Рекомендуйте маме... вводить прикорм не ранее
Варьируют и сроки назначения отдельных видов прикорма: так до сих пор среди родителей упорно живет схема, стартующая с кисломолочных продуктов, совершенно не оправданная с современ-ной точки зрения и приводящая к развитию проблем в здоровье (нарушения пищеварения, анемии).
При назначении прикорма необходимо учитывать массу факторов, вплоть до социально-экономического положения семьи, и рекомендовать прикорм индивидуально, все силы направляя на продолжение грудного вскармливания. В наших, отечественных рекомендациях нет возможности варь-ировать, есть четко регламентированные сроки ведения и продукты прикорма.
Только к концу
Однако открывая схему прикорма по Нацпрограмме, мы наблюдаем мало изменений — сроки прикорма с 4 месяцев, а конкретно по продуктам — соки и фруктовые пюре с
Почему различаются сроки?
Возникает логичный вопрос: почему у наших педиатров фигурирует возраст
В России грудное вскармливание было распространено мало вплоть до середины
Эти устои бытовали настолько долго, что выросло минимум два поколения детей, а с ними — и большое поколение докторов, до сих пор работающих в практическом здравоохранении. Они действуют по старинке, по этим же схемам.
Кроме того, большинство учебных пособий годами не редактируется. И схемы питания кочуют из одного издания в другое без корректировки. Схема, на которую опираются многие педиатры сейчас, в редакции 1999 года, уже морально устарела и не вы-держивает критики, но на местах врачам не предложено более адекватной схемы. Не все участковые врачи занимаются самообразованием и пользуются Интернетом.
Кроме того, предыдущие поколения детей в большей части были искусственниками, грудью кормило ничтожно мало женщин. Рекомендации тех времен по режимным кормлениям, ограничению времени сосания и т.п. никак не способствовали нормальному грудному кормлению. И поэтому врачи еще мало знают об особенностях грудного вскармливания,
Что сделано для ГВ?
На сегодня благодаря средствам массовой информации, общественным организациям по под-держке кормящих (как, например, МОО АКЕВ, Ла Лече Лиг), родительским центрам и многим докторам, детально занимающимся вопросами грудного вскармливания, ГВ стало нормальной (а не уникальной) практикой. Существенно изменен подход к грудному вскармливанию и в руководствах по питанию для практикующих врачей. Однако вопрос ГВ, особенно, как рекомендует ВОЗ, до 2 лет и далее, тесно связан с оптимальной схемой введения прикорма. Очень часто из-за несвоевременного или нерационального прикорма возникают трудности с ГВ и даже его прекращение досрочно.
Национальная программа очень обстоятельно и подробно описала питание беременной и кормящей матери, много уделено внимания вопросам организации и проблемам естественного вскармливания. Однако вопрос прикормов все равно остается в ней дискутабельным.
Конечно, в Национальной программе есть рекомендации "стремиться к проведению в течение первых
Но вот введение прикорма здоровым малышам в 4 месяца (а это разрешено исходя из документа) и в 6 месяцев — это совершенно разные вещи. Разница в два месяца может стать для многих детей при-чиной проблем в здоровье. Поэтому хотелось бы услышать более конкретных рекомендаций, приближенных к рекомендациям ВОЗ: "Продукты для прикорма следует вводить примерно в возрасте 6 месяцев". В "Руководстве по питанию детей раннего возраста" ВОЗ указывается, что навыки питания более густой, чем грудное молоко, пищей появляются примерно к
Далее текст становится более интересным. С одной стороны, Нацпрограмма пишет, что "детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его до 6 месяцев и, следовательно, вводить прикорм с этого возраста". И предлагает, по ВОЗ: "в этом случае первым ви-дом прикорма должны быть не традиционно используемые в России в настоящее время фруктовые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической плотностью — каши промышленного производства ...". Но далее опять же следует отступление: "Проведенные научные исследования и накопившийся опыт позволяют предложить внесение некоторых корректив и дополнений в указанную схему. Установлено, что минимальный возраст, при котором возможно введение первых продуктов прикорма, — 4 месяца..." Хотя ВОЗ предлагает возраст в 4 месяца только для детей, имеющих проблемы в здоровье и только в крайних случаях.
Дальнейший текст не объясняет, на основании каких конкретно критериев здоровому ребенку нужно вводить прикорм именно в 4, 5 или в 6 месяцев. Дается обтекаемая фраза: "Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка, c учетом особенностей развития пищеварительной системы, органов выделения, уровня обмена веществ, а также степенью развития и особенностями функционирования центральной нервной системы, то есть его готовности к восприятию новой пищи....".
Положительными моментами в Нацпрограмме можно назвать рекомендацию прикладывать ре-бенка к груди после кормления блюдами прикорма и отсутствие четких установок на строго заданные объемы вводимой пищи.
А что для искусственников?
А вот в сторону искусственников сделан существенный шаг, исходя из данных Нацпрограммы: "Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своем составе необходимый набор витаминов и минеральных веществ, нет необходимости проводить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при вскармливании грудным молоком. Поэтому схема введения прикорма может быть единой...", что не может не радовать. Смеси сами по себе достаточно сильная нагрузка на пищеварение ребенка, какими бы высоко адаптированным они не были. А если в раннем возрасте начать нагружать незрелое пищеварение и иммунную систему продуктами прикорма, тогда очень велики риски срывов.
Педиатрический? Педагогический?
Современные родительские журналы и Интернет наполнены информацией о якобы существую-щих принципиально разных схемах прикорма — педиатрическом (традиционном, классическом) и педагогическом. Однако нет в современной медицине, в педиатрии и диетологии в частности, понятия "педагогический прикорм". Этот термин появился в конце
Однако кормление ребенка не специально приготовленной для него едой — вовсе не новость и не изобретение. ВОЗ в тексте своего руководства пишет: "Когда продукты специально приготавливаются для удовлетворения особых пищевых или физиологических потребностей грудного ребенка, их называют продуктами для прикорма, и они могут представлять собой либо пищу переходного периода, либо адаптированную семейную пищу...", что, собственно, и практикуется в педиатрическом прикорме.
Так что педприкорм как таковой — это всего лишь обычный прикорм, только малыми дозами (микродозы), затем кусочками, без попытки дать малышу какую-то определенную норму "рекомендованного" продукта. Такая практика кормления детей, переходящих на взрослый стол, была во все времена, просто во второй половине XX века в связи с широким распространением ИВ появились новые задачи. Надо было точно рассчитать количество смеси, необходимой ребенку, а для этого и количество прикорма должно было быть известного качества (калорийности) и объема. Отсюда и точные нормы в граммах.
На ГВ, когда есть возможность кормить по требованию, расчет прикорма в граммах утрачивает актуальность. Малыш съедает прикорма по аппетиту и желанию. А потом получает недостающий объем питания и калорий из грудного молока. Поэтому и нормы в граммах дают на сегодня как бы усредненную цифру, отражающую скорее, сколько допустимо есть в идеале, чтоб родители не давали больше положенного физиологически и не вызывали перекорма.
Суть прикорма — это не накормить ребенка "от пуза", а познакомить его с новыми продуктами, расширить его рацион, дополнить недостающими элементами возрастающие потребности. ВОЗ пишет: "Введение переходного питания не означает прекращения кормления грудью... Цель прикорма — обеспечить дополнительную энергию и питательные вещества, но в идеале он не должен вытеснять грудное молоко в течение первых 12 месяцев...". Однако в отечественной педиатрической школе до сих пор устойчиво циркулируют данные о том, что прикорм должен заменять одно или нескольких грудных кормлений практически с самого начала его введения.
Отсюда же становится ясным вопрос, почему ВОЗ не дает раскладку по количеству прикорма, а в национальных рекомендациях она присутствует. ВОЗ предлагает родителям самим решить, каким способом им будет удобнее кормить ребенка, подходит семейное питание под потребности малыша или нет. Если питание родителей далеко от принципов рационального, тогда оптимальным будет готовить ребенку специально или использовать консервированные продукты.
А как быть детям с отклонениями в состоянии здоровья?
Прикорм для малышей с проблемами в здоровье должен, по мнению ВОЗ, решаться индивидуально — сроки там варьируют. И все-таки ВОЗ склоняется к тому, что в большинстве случаев лучше вводить прикорм позже, приближаясь к срокам для здоровых детей. Отечественная школа в последнее время тоже резко пересмотрела свои позиции по отношению к введению прикорма детям с отклонениями в здоровье, тогда как ранее практиковалось раннее введение сока, творога, желтка, мяса.
Более раннее введение продуктов прикорма оправдано при недостаточных прибавках, если недостаток веса не устраняется никакими способами или нет возможности полноценно кормить грудью до полугода. Тогда рекомендуются введение энергоемких продуктов прикорма — каш.
При железодефицитной анемии (Нb<110 г/л) неоправданно более ранее ведение прикорма, потому что, по современным данным, продуктами питания, даже введенными раньше срока, невозможно восстановить гемоглобин. Более того, при анемии происходит нарушение пищеварения и всасывания нутриентов в кишечнике, поэтому более ранний прикорм может обернуться и ухудшением состояния.
Раннее введение при рахите творога и желтка также совершенно неоправданно — здесь тоже ничто не может заменить материнское молоко. При искусственном вскармливании необходимо использовать только адаптированные молочные смеси, а в случае развития клиники рахита он корректируется приемом витамина Д.
У детей с пищевой аллергией сроки введения прикорма могут быть даже более поздними, так как при дозревании ЖКТ меньше вероятности того, что аллергены из кишечника проникнут в организм. "При назначении прикорма предпочтение следует отдавать продуктам с низким аллергизирующим потенциалом: светлым сортам ягод, фруктов и овощей, гипоаллергенным безмолочным безглютеновым кашам, свинине, конине, индейке, мясу кролика...", некоторые продукты "... творог, яйца и рыба в рационы детей первого года жизни с пищевой аллергией не вводятся или полностью элиминируются...". Кроме того "Сохранение грудного вскармливания до 6 месяцев жизни существенно уменьшает риск возникновения аллергической патологии у ребенка. При невозможности осуществления естественного вскармливания в целях профилактики аллергии необходимо отсрочить контакт ребенка с белками коровьего молока...".
Подытожим все сказанное. В среде отечественных педиатров сделан существенный шаг в вопросах оптимизации прикормов и поддержке грудного вскармливания. Национальная программа по питанию хоть и не лишена недочетов, но дает достаточно подробные рекомендации и по поддержке грудного вскармливания и делает шаг в сторону изменения национальной стратегии прикорма. Будем надеяться, что в скором времени все наши педиатры перейдут на общемировую и наиболее оптимальную на сегодня схему прикормов.