Самостоятельный ребенок: умеет сам одеваться – или управлять собой?
Очень часто такой вопрос возникает на совершенно разных уровнях. Должен ли ребёнок в 4 года сам одеваться, и почему он этого не делает, даже если умеет? Ведь уже самостоятельный! Почему ребёнок не может сделать какое-то действие, если физически оно ему подвластно? Почему он не бежит играть с другими детьми, а хочет быть рядом с мамой? Почему сам не ест и просит его покормить? И много, много самых разных «почему». Должен ли ребенок совершать различные действия сам, если он уже умеет их делать?
Что такое независимость и самостоятельность? Это состояние, когда ребёнок готов функционировать отдельно не только физически, умея себя обслуживать в базовых жизненных потребностях, но и морально, психологически: когда он умеет управлять своими эмоциями и чувствами, берёт на себя ответственность за свои поступки, ощущает и понимает свои потребности.
Самостоятельность — это длительный процесс становления, которому нельзя научить. Независимость — это то качество, которое формируется постепенно в благоприятной для этого среде.
Если мы подталкиваем ребёнка к независимости слишком рано, когда он ещё не созрел до этого состояния сам, то эффект получается обратным. У ребёнка появляется чувство ненадёжности, тревожности, повышается желание всеми силами вернуть назад незримую верёвочку, которая связывает его с тем взрослым, к которому он привязан.
Почему так получается? Для ребёнка тот факт, что он родился у мамы и папы и они — его родители, не является однозначным подтверждением того, что он нужен, любим, что его принимают и поддерживают. Эти ощущения формируются из отношений и действий, взаимодействия ребёнка со взрослым. И это не только великие дела и поступки. Это то, что случается каждый день, когда мы просыпаемся, едим, одеваемся, смеёмся, общаемся.
То, что для взрослого может казаться незначительной мелочью, например, «Надевай джинсы сам, ты же уже умеешь!», для ребёнка может интерпретироваться как угроза надёжным отношениям с родителями. Ребенок просит помощи, не только когда не умеет что-то делать, но и тогда, когда ему необходимо убедиться, что в отношениях все в порядке.
Чтобы ребенок сам начал стремиться к независимости, первое, что нужно сделать — это удовлетворить всего его потребности в зависимости. Чем больше заботы получает ребенок от взрослого, тем быстрее происходит процесс взросления и движения к истинной, настоящей независимости. Ребёнку очень нужна возможность быть зависимым столько, сколько ему нужно для осознания себя как отдельной личности.
Для примера можно провести аналогию со взрослыми отношениями. Когда у нас хорошие, доверительные, надёжные отношения с партнёром по жизни, когда мы в нём уверены, у нас нет потребности постоянно переживать о том, что отношения могут развалиться. Мы не обременены постоянными заботами и страхом, как удержать своего партнёра, и мыслями, что со мной что-то не так, и поэтому меня оставят. Потому что партнёр сам показывает серьёзность его отношения к нам ежедневно во всех бытовых делах и в любом взаимодействии, которое происходит между нами. Заботится, говорит о своих чувствах, стремится помочь, даже если мы умеем что-то сами. Он даёт нам заботу, и от этого нам спокойно. Мы тратим свои силы на приятные занятия и наслаждаемся жизнью, строим планы, дерзаем, пробуем новое.
Но стоит нам оказаться в отношениях, в которых нет уверенности, как львиная доля всех жизненных сил уходит на то, чтобы убедиться, любят ли ещё меня, нужен ли ещё я? У нас повышается тревожность и появляется беспокойство. Испытывая страх за отношения, мы уже не можем с такой лёгкостью заниматься чем-то и реализовывать себя в мире.
То же самое происходит и с ребёнком. Если он свободен от переживаний и от необходимости удовлетворять свой «голод» в привязанности и зависимости, он спокойно будет идти своим путём к настоящей независимости.
Самый простой способ утолить такой «голод» зависимости — откликаться на просьбы ребёнка и оказывать ему помощь там, где мы имеем для этого возможности, не опираясь при этом на мысль о необходимости быстрее подвести ребенка к самостоятельности.