Когда начинать обучение ребенка музыке, танцам, рисованию? Исходя из чего выбирать кружок или студию?
Содержание:
Начинаем публикацию серии статей психолога Марины Озеровой о дополнительных занятиях детей, проще говоря — кружках и секциях. Источник — ЖЖ-сообщество "Дети в семье".
Возраст: стадия подражания
Любое специальное обучение (не участие в мамином-папином деле, а именно отдельное обучение ребенка) хорошо бы начинать, когда закончится период спонтанного творчества (это к концу дошкольного возраста, то есть хотя бы с
В дошкольном возрасте ребенок находится в стадии подражания — он хочет подражать всем действиям, которые он видит и которые ему нравятся. Конечно, он еще не настолько владеет техникой, чтобы точно скопировать движения или произведения взрослых (например, он пишет, повторяя за мамой, но у него получается "филькина грамота"). Поэтому он не занимается полным копированием, но берет образец в качестве стимула (мама танцует, ему тоже хочется, но у него получаются другие движения).
В этом возрасте гораздо целесообразнее и эффективнее для дальнейшего обучения и последующего результата обеспечить ребенку стимулирующую творчество среду, а не водить его на специальные занятия. Мотивировать создавать свои собственные образы, давать выплескиваться этой мощной энергии, которая сейчас бурлит в нем, а не диктовать пошаговое исполнение заданного образца.
Стимулирующая среда
Для этого возраста вполне достаточно тех действий, которые ребенок предпринимает сам при наличии у него средств самовыражения (родители не "учат рисовать", но предлагают материалы и идеи, не "учат вокалу и постановке голоса", но создают музыкальный фон и поощряют желание петь и т.п.). Любое целенаправленное обучение в этом возрасте лишает ребенка радости первооткрывателя — создать свой собственный танец, песенку, художественный образ.
Не нужно думать, что если ребенок предоставлен в этот период свободному творчеству, потом его нужно будет "переучивать" или он будет хуже своих "раннеразвитых" сверстников усваивать материал. Наоборот, чем больше человек экспериментирует сам, чем больше он познает сам себя и свои возможности, тем лучше потом он будет осваивать предложенную деятельность. То есть чем больше ребенок будет исследовать данные ему средства ("баловаться" с красками), тем более эффективно он в будущем освоит техническую сторону дела.
Очень многие родители говорят: "Я сам ничего не умею". Дело в том, что ребенку не столько нужен образец (то есть вы музицируете-рисуете-танцуете-лепите и т.п.), а стимул и атмосфера. Вам даже не нужно уметь танцевать — нужно только восхищаться смешными подпрыгиваниями двухлетки, которые он выдает за танец. Дальше он будет "развивать" свой танец даже без увиденного образца. Конечно, можно вместе с ребенком смотреть различные танцы, но ему будет достаточно и собственного вдохновения.
Если у ребенка настоящий, стойкий интерес к делу, которое вы не можете дома преподавать, лучше опять-таки дать изучать материалы и инструменты, нежели отдавать на регулярное обучение. Дошкольный возраст — как раз самая главная эпоха креативности, и пусть ребенок максимально использует эти возможности, пусть он еще не знает "как надо", но пробует творить и придумывать. Дайте ребенку насладиться "периодом всемогущества", когда он смело экспериментирует. Не нужно торопить события — время обучения обязательно наступит.
Принципы выбора
Если все же родители не мыслят себя без того, чтобы водить ребенка на какие-либо занятия, стоит серьезно подойти к их выбору. Для меня есть несколько важных принципов.
- Самое главное — не навреди. Почему-то врачей этому учат, а педагогов — нет, хотя вред педагоги могут нанести не меньший, чем хирург-недоучка. Поэтому прежде чем отдавать ребенка на обучение, хорошо бы поинтересоваться соотношением пользы и вреда от этого самого занятия. Особенно это касается "раннего интеллектуального развития", искусственно стимулирующего те области мозга, которые в данном возрасте не развиты (чтение в два года, карточки в год и прочее), и спортивных секций.
Спорт для здоровья и удовольствия — это прекрасно, но когда 3-4-летних детей отдают в профессиональный спорт — это не ради здоровья, а ради сборной страны. И ребенок уже "обречен" заниматься только этим спортом, а главное, это действительно вредит его здоровью. (Например, художественная или спортивная гимнастика: если девочка с раннего детства серьезно занимается, у нее определенным образом развивается тело, и потом в будущем нарушается менструальный цикл и нередко можно встретить спортсменок с диагнозом "бесплодие"). Поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем мечтать о золотых медалях на спортивном поприще — здоровья потом не вернешь ни за какие деньги. - Ничего лишнего. Я не вижу смысла возить ребенка через весь город на "группы раннего развития", где его будут обучать тем навыкам, которые он с легкостью освоит дома, в бытовых занятиях. Это особенно касается методики Монтессори и разных "развивающих групп". Все это очень похоже на "специальное обучение дыханию". Ребенок и так дышит, с рождения. Так же он и развивается — только нужно предоставить ему для этого среду, а не таскать его в искусственно созданные условия для очистки совести: "Я же его развиваю — я хорошая мама — я выполняю свою функцию на "отлично". В бытовых делах и наблюдении за окружающим миром малыш получает все то, от чего в раннем детстве зависит его развитие.
- Отталкиваться от того, что имеем, а не от того, что отсутствует. Очень часто, опрашивая родителей по поводу выбора занятий их детей, я видела ответ: "Я вожу туда ребенка, потому что я этого не могу". На вопрос: а чем вы занимаетесь дома, человек обычно молчит. Я за то, чтобы мама и папа сначала учили ребенка тому, что умеют сами — именно родительская деятельность прежде всего увлекает детей (мы говорим о маленьких детях, с подростками потом разберемся). Так вот, для начала нужно подумать — что я могу дать ребенку, а потом уже выбирать дополнительные занятия с чужими преподавателями. И если родители имеют какие-то навыки, но думают, что их "недостаточно" и водят точно в такой же кружок ребенка, лучше сначала попробовать передать ребенку свое дело самим.
- Необходимость. То, что мы сами не можем, но хотим дать ребенку, должно быть вызвано необходимостью (стойкое желание ребенка, вы считаете это занятие необходимым для его дальнейшего развития и т.п.), а не модой, записью туда соседских детей, красивой рекламой и престижным местом, где все это проходит.