Содержание:
Помогаем познавать мир
Звуки тихие и громкие
- Возьмите несколько предметов домашнего обихода, с помощью которых можно производить различные звуки: деревянные и металлические ложки, кастрюли, крышки, маленькие толстостенные стеклянные банки (насыпьте в них фасоль), пластиковые бутылки (положите внутрь мелкие предметы). Возьмите какой-нибудь предмет и потрясите им (или ударьте им обо что-нибудь). Скажите ребенку: "А теперь - ты". Назовите действие, которое вы производите (трясете, ударяете, гремите) и скажите: "Вот как громко!" Затем возьмите предмет, от которого получится тихий звук: "А теперь вот как тихо".
- Есть песенки, начало которых можно петь громко, а конец тихо. Или наоборот. Спросите у ребенка, как вам петь - тихо или громко. Потом спросите у него, как вы пели - громко или тихо.
- Модифицируйте игру так, чтобы вы издавали звук, а ребенок кивал головой "да" или качал головой "нет" в ответ на вопрос, тихим или громким был звук. Дайте ребенку куклу или надевающуюся на руку игрушку, и пусть кукла спрашивает и отвечает на вопросы о громкости звука.
- Услышав какой-то явно громкий звук (большая машина за окном проехала), скажите: "О! Это был громкий звук!" В другой раз: "Ты слышишь музыку? Какая она тихая". Обращайте внимание ребенка на такие характерные звуки, как вой сирены, карканье вороны, удар колокола. Телефон может звонить громко, а может тихо (в зависимости от того, в каком положении регулятор громкости).
- Сделайте набор коробок или пластиковых бутылок, наполненных различными продуктами, например, солью, рисом, или фасолью. Наполните по две емкости каждым из этих продуктов и помогите ребенку подобрать по два громко и тихо звучащих предмета.
Вещи большие и маленькие
- Сверните из бумаги или картона несколько трубочек; обрежьте их так, чтобы они были разной длины. Сравните их и поговорите с ребенком об их длине: "Эта трубка самая длинная. Эта трубка коротенькая. Эта трубка длиннее".
- Выработайте стратегию для сравнения размеров. Покажите ребенку, как приблизить два предмета друг к другу, чтобы посмотреть, соответствуют ли они друг другу или различаются. Покажите, как вставлять маленькую трубку в большую. Затем дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать трубки и по-разному манипулировать ими. В ходе этого самостоятельного исследования ребенок приобретет некоторое представление о размере и о том, чем вещи отличаются друг от друга.
- Дайте ребенку три коробки из-под обуви различных размеров. Играя с малышом, попросите его положить мамины туфли в самую маленькую коробку. Не помещаются? Удивитесь и спросите: "Что же делать?" Помогите ребенку понять, что в самой маленькой коробке поместятся его ботиночки.
- Дайте ребенку ложки различных размеров, пусть он поиграет с ними. Затем займитесь сравнением больших и маленьких ложек; дай мне самую большую ложку, а теперь самую маленькую...
- Возьмите набор миниатюрных вещей для игры в куклы: расческу, щетку, стульчики, чашки. А также возьмите набор таких же предметов, которыми пользуется малыш для себя. Сделайте вид, что не понимаете, кому что может пригодиться. Пусть малыш поможет вам разобраться.
Тяжёлое и легкое
- Наполните пустые молочные пакеты камешками, мелкими пластмассовыми игрушками, скомканными кусками газеты - чтобы они были разного веса. Заклейте или запечатайте липкой лентой верх, чтобы содержимое не высыпалось. Попросите малыша поднимать пакеты по одному. Покажите ему, как взять в каждую руку по пакету, чтобы ощутить разницу в весе.
Используйте слова "тяжелый", "легкий", несмотря на то, что ребенок не знает еще этих слов Помогайте себе жестами и мимикой; возьмите тяжелый пакет двумя руками, а легкий - двумя пальцами; изобразите напряжение: очень уж тяжелый этот пакет! Можно и охнуть разочек.
- Если ребенок пытается поднять что-нибудь слишком для него тяжелое, остановите его: "Нет, это слишком тяжело для тебя. Давай я помогу тебе".
- Если найдутся дома какие-нибудь весы со стрелкой, покажите ребенку, как двигается стрелка, когда добавляешь вес. Положили что-то тяжелое - стрелка сдвинулась намного; добавили что-то легкое - стрелка сдвинулась чуть-чуть.
- Ребенок купается. Покажите ему, что легкие игрушки плавают, а тяжелое мыло тонет. Попросите ребенка дать вам легкие и тяжелые предметы: легкую уточку, легкую губку и тяжелое мыло.
А как этот зверь говорит?
- Вы рассматриваете животных на картинках в книжке. А как они "разговаривают"? "Посмотри на утку. Она говорит: кря-кря. Посмотри на свинку. Она го-ворит: хрю-хрю, я хочу обедать". Пусть малыш сам скажет, какие звуки издают другие животные: мяу-мяу, муу-муу.
- Пусть игрушечные животные "разговаривают" с ребенком: "Привет, я маленький котенок. Хочешь потрогать, какой я мягонький? Я говорю мяу. А ты можешь сказать мяу?", "Я цыпленок. Я говорю пи-пи. Я мягонький и желтый".
- Если есть возможность, дайте малышу послушать голоса птиц, записанные на пластинке или на магнитофонной ленте. (На магнитофон, кстати, можете записать и сами). Спрашивайте: "Кто это?" Снабдите ребенка картинками из журналов или книг, изображающими животных, которые ребенок мог бы показывать, или попросите ребенка назвать животное.
- Когда вы видите животных у кого-либо дома или в зоопарке, скажите: "Это лев. Что он говорит?"
Помогаем развитию речи
Новые слова
- Старайтесь описать словами, что происходит вокруг. Идет на улице мимо вас кошка, скажите: "Вот идет кошка". Дайте ребенку понять, что есть слова для всех его действий и всех ваших действий: "Мама готовит завтрак. Маша бросает мяч. Папа читает газету".
- Когда ребенок показывает на что-нибудь, будто спрашивая, что это, откликнитесь: "Это трактор".
- Возьмите куклу, чашку, ложку, тарелку. Изобразите, будто вы едите сами, кормите малыша, поите из чашки его куклу. И приговаривайте: "Мама ест. Петя ест. Кукла пьет". Потом пусть малыш повторит за вами ваши действия, а вы задавайте ему вопросы о том, что происходит. В конце концов, от ответов, состоящих из одного слова, он перейдет к фразам из двух слов, описывающих действие, которое выполняется.
- Начните читать ребенку простые истории. Поговорите о том, что происходит на картинках в книжке, опишите их. Рассматривайте картинки в журналах и разговаривайте о том, что на них происходит. Пусть ребенок в свою очередь расскажет вам о картинках.
- Учите ребенка словам, которые используются при счете. Он ест - посчитайте печенье на его тарелочке. Помогаете ему одеваться - сосчитайте пуговицы, застегивая рубашку или курточку. Во время игры сосчитайте кубики, которыми он играет. Можно считать все, что угодно: лепестки на цветке, пальчики, проезжающие мимо машины. Конечно, малыш еще не будет уметь считать, но ему будет нравиться само звучание слов один, два, три... В конце концов, это поможет ему получить представление о счете.
По имени
- Называйте ребенка по имени как можно чаще, когда вы его зовете, одеваете, купаете и играете. Когда он о чем-нибудь просит, скажите: "Чего хочет Коля? Ах, Коля хочет сока".
- Когда вы играете в прятки или сидите перед зеркалом, скажите: "Где Миша? Вот Миша!" Используйте эти игры для обучения ребенка таким словам как: на, под, над, вверх, вниз. Дайте ему возможность подниматься "на", прятаться "под" и т. д. Намеренно делайте ударение на имени ребенка и на том, где он находится.
- Положите руку на грудь малыша и спросите: "Кто это?" Если он не называет своего имени, скажите: "Это Илюша". Затем похлопайте себя по груди и спросите: "А это кто?" Если ребенок не ответил, скажите: "Это мама". Возьмите куклу и спросите: "А это кто?". Пусть ребенок скажет: "кукла", или "ляля", или назовет ее имя.
- Когда ребенок играет с друзьями, поспрашивайте (можно и напевать): "Где Митя? Где Федя?" Каждый, когда о нем идет речь, показывает на себя и говорит: "Вот я!"
- Начните разговаривать о "Петиной книжке" или о "Петином носке", а также о "папиных ботинках" и "мамином кошельке". Спросите ребенка: "Чьи это носки? Да, они Петины".
Это моё тело
- Начните с крупных частей тела - вот живот, вот голова. Затем назовите части лица - нос, глаза и рот, потом - руки, ноги, локти, колени. Наконец, перейдите к более мелким "деталям": это зубы, это брови.
- Говорите о частях тела, когда кормите малыша, купаете его, одеваете. Пусть ребенок увидит в зеркале, как он трогает свой нос, потирает животик и грозит пальчиком.
- Большая кукла - прекрасное пособие для узнавания частей тела. После того, как вы вместе с малышом нашли у куклы глаза, рот и нос, возможно, вам захочется взять лист бумаги, фломастер и показать ему, как можно составить из этих деталей лицо. Побуждайте ребенка говорить вам, что надо рисовать. Пусть он покажет части лица на рисунке.
- Подчеркивайте на рисунке нос, щеки или подбородок яркими мазками; возьмите помаду, чтобы выделить губы.
- Когда вы учите ребенка называть другие части тела, используйте одевающуюся на руку куклу, чтобы пощекотать его животик, схватить его ручки, погладить по волосам или потереть его коленки. Пусть кукла "разговаривает" с ребенком о тех частях тела, которых касается.
Узнаём на рисунке знакомое
- Вырежьте из уже не нужных журналов картинки, изображающие различные предметы и животных. Скорее всего, ваш ребенок узнает собаку, кроватку, младенца, печенье, рыбу, мяч, стул, телевизор или ботинок. Покажите две разные картинки и попросите: "Найди мне печенье". Когда рука ребенка дотронется до правильной картинки, похвалите ребенка и скажите: "Да, это печенье, его можно есть". Повторите процедуру с каждым предметом.
- Заведите альбомы с вырезанными из журналов картинками, которые вы сможете использовать снова и снова. Выберите изображения тех предметов, которые ваш ребенок любит больше всего. Но включите туда также изображения других, менее знакомых вашему ребенку.
- Выберите иллюстрированную книжку с простыми картинками, чтобы учить малыша названиям предметов.
- Когда вам попадается картинка в книге или журнале, очень похожая на имеющийся у вас в доме реальный предмет, поднесите картинку к предмету и скажите: "Смотри: вот яблоко и вот это яблоко. Это одно и то же".
- Когда вы читаете ребенку сказку, попросите его показать на картинке: "Где утка?", "А можешь найти шляпу?"
Обогащаем общение
Рядом с другими детьми
- В этом возрасте ребенок с удовольствием играет рядом с другими детьми и наблюдает за ними, но он еще не умеет играть вместе. Не торопите его, не стремитесь, чтобы он участвовал в коллективной игре. У него должны быть те же игрушки, что и у других, чтобы не возникало побуждения отобрать игрушку.
- Если один ребенок все же пытается отнять игрушку у другого, мягко вмешайтесь и скажите: "Это игрушка Петина, а эта Катина. Катя, нельзя отбирать у Пети его игрушку". Дети еще не готовы делиться игрушками и обмениваться ими.
- Наблюдая за тем, как другие дети играют с такими же (похожими) игрушками, ваш малыш, возможно, научится чему-то новому, перенимая их действия.
- Положите на пол большой лист бумаги. Дайте детям по набору карандашей; пусть они вместе рисуют на этом листе.
Дайте им один набор кубиков на двоих, чтобы они вместе строили что-то из них. Взрослый рядом и наблюдает за игрой.
- Если получится, вовлеките детей в занятие, которое требует кооперации - пусть, скажем, покатают друг друга в тележке. Необходимо, чтобы с каждым из детей было по одному взрослому, чтобы научить ребенка нужному действию.
Играть самостоятельно
- В возрасте ближе к двум годам нок уже должен играть самостоятельно и быть занятым игрой более длительное время. Обеспечьте ребенка предметами, которые можно было бы использовать самыми разными способами, и побуждайте его к созидательной и творческой игре.
Дайте ребенку кубики, большие бусины, катушки, мячи, набор различных емкостей - кувшины, кастрюли, пустые банки из-под кофе, коробки различных размеров. Малыш будет с удовольствием проводить целые часы, играя со всем этим. Кубики, скажем, можно укладывать в коробки и доставать их оттуда, можно прятать их под коробки, можно как-то сортировать их. Если ребенок сначала не заинтересуется, покажите ему некоторые из этих действий.
- Дайте ребенку такие игрушки, как машины, грузовички, животных, миниатюрные копии предметов домашнего обихода, куклы с платьями, рожки, одеяла и расчески. Покажите ребенку, как с ними играть. Затем дайте ребенку самому взять игрушки. Попробуйте проимитировать игру вашего ребенка и хвалите его, когда он подражает вашей игре "понарошку".
- Оставляйте своего ребенка, чтобы он играл один подольше. Конечно, иногда проверяйте, чем он занят. Ненадолго присоединитесь к его игре, поговорите о том, что он делает, а потом снова оставьте его играть одного.
- У малыша должна быть коробка, в которой он мог бы держать свои игрушки. Если ему "нечего делать", попросите его подойти к коробке и выбрать что-нибудь для игры. Скажите, что скоро подойдете и посмотрите, как он играет.
Вместе со сверстниками
В этом возрасте ребенок может начинать играть со сверстниками в простые игры под некоторым наблюдением со стороны взрослого. Взрослый должен побуждать детей присоединяться к игре и предлагать им ту или иную игру, не оказывая на детей давления.
- Помогите детям катать мяч от одного к другому.
- Пусть по очереди заводят звучащую или механическую игрушку.
- Положите доску под углом; пусть они скатывают с нее машинки и мячи. Помогите им установить очередь.
- Заведите веселую музыку и потанцуйте с детьми. Сначала берите детей за руки, потом пусть сами возьмутся за руки и танцуют вместе.
- Поиграйте в "Каравай". Пусть 3-4 ребенка встанут в круг. Помогите им взяться за руки. Если ребенок отказывается присоединиться, пусть он наблюдает за другими. Возможно, ему захочется принять участие позже, когда он увидит, что другим детям нравится эта игра.
Утешить плачущего сверстника
- Ребенок научится утешать других, если вы утешаете его. Утешая ребенка, вы показываете ему, как утешать других.
- Если малыш расстраивается, когда плачет другой ребенок, дайте ему подойти и погладить, обнять плачущего.
- Покажите ребенку, как нежно прикасаться к другим детям, чтобы они воспринимали его утешение.
- Поговорите с малышом о том, что чувствует другой ребенок. Скажите: "Коле грустно, потому что..." Уверьте ребенка в том, что с Колей будет все в порядке. Предложите: "Поможем Коле развеселиться".
- Побуждайте ребенка ласкать кукол и мягкие игрушки. Скажите: "Можно, я обниму твою куклу? Как это приятно! Хочешь сама обнять ее?" Приписывайте кукле различные чувства, чтобы вызвать у ребенка ответную реакцию. Возможно, вам придется подсказать малышу, как именно он мог бы реагировать. Через несколько дней посмотрите, не обойдется ли ваш малыш без подсказки.