Что такое детский сад и школа на самом деле.
Содержание:
- Что такое социализация?
- Как из одного получить другое
- Привязанность прежде всего
- Затухание культуры передачи привязанности по вертикали
- Поддержка разнообразия
Дети должны идти в школу позже, а не раньше, считает канадский психолог развития доктор Гордон Ньюфелд. Он добавляет, что программы "раннего развития" не дают маленьким детям никаких преимуществ. Почему тогда наше общество идет по противоположному пути?
"Я хочу быть уверен в том, что мой сын учится общаться с окружающими", — скажет один родитель. Другой добавит: "Моя дочь застенчива. Я хочу, чтобы она находилась с другими детьми, это ей поможет выйти из ее "скорлупы". Третий может с энтузиазмом сообщить, что его ребенок любит всех своих друзей в садике: "Она ждет — не дождется, чтобы пойти туда и провести с ними время!"
Это только некоторые из вещей, которые говорят родители, когда речь заходит о преимуществах, которые они видят в социальных условиях, обеспечиваемых дошкольными учреждениями, садиками и шестичасовым нулевым классом. Родители справедливо обеспокоены тем, умеют ли их дети общаться друг с другом.
Однако правда ли, что раннее взаимодействие со сверстниками оказывает позитивное воздействие на социализацию маленьких детей? Канадский психолог развития, доктор Гордон Ньюфелд говорит, что это не так, особенно когда речь идет о том, что маленьких детей помещают в "социализирующую" среду прежде чем они к этому готовы.
Что такое социализация?
Слово "социализация" может означать разные вещи для разных людей. Доктор Ньюфелд разъясняет, что не является социализацией для маленьких детей: "Наверное, самым большим мифом является идея, что общение с равными приводит к социализации".
Социализация означает, что детей воспитывают приспособленными для жизни в обществе, чтобы они могли вырасти и стать такими взрослыми, которые приносят пользу, могут с уважением общаться с другими людьми как на работе, так и дома, с коллегами, с семьей и с друзьями.
Тема успешной социализации приобретает особый интерес там, где в средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о травле в школе. Для доктора Ньюфелда и его коллег из Института Ньюфелда социализация — это нечто большее, чем просто умение хорошо ладить со сверстниками. Социализация включает в себя умение строить отношения с окружающими, оставаясь в то же время самим собой.
Как из одного получить другое
В качестве примера Доктор Ньюфелд рассказывает об учительнице, которая неспособна высказать свое мнение из страха создать конфликт. Представьте собрание персонала, на котором эта учительница предпочтет смолчать, а не кому-то возразить. Создается видимость, что учительница "очень приятный человек" и хорошо умеет ладить с другими — возможно, она советует делать то же самое и своим ученикам. В действительности же она просто не может сохранить свое собственное "я" перед лицом конфликта.
Постоянное согласие со всеми и стремление "быть хорошим" могут на самом деле быть скрытыми признаками незрелой личности. "Необходимо быть в достаточной степени отдельной личностью, чтобы, общаясь с равными, не терять своей индивидуальности", — говорит доктор Ньюфелд.
Он добавляет, что тот, кто всегда "ладит" со всеми, возможно, не сможет дипломатично общаться без потери своей целостности. Если такая форма зрелого самовыражения может быть сложной для взрослых, насколько труднее детям?
"Преждевременная социализация, — говорит доктор Ньюфелд, — всегда считалась самым большим злом в воспитании детей... Когда детей слишком рано помещают вместе, прежде чем они могут быть самими собой, они становятся такими же как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее".
Привязанность прежде всего
Одной из проблем помещения большого количества малышей в группу — проблема ориентации на сверстников. Это означает, что маленькие дети привязываются к своим сверстникам, а не ко взрослым.
Понятие привязанности, которое в основном было разработано психологом Джоном Боулби, обозначает инстинкт, который заставляет взрослых заботиться о детях и детей принимать эту заботу от взрослых. По словам Боулби, привязанность — это тенденция "человеческих существ создавать сильные эмоциональные связи с важными для них людьми".
Люди — очень общительные существа. Но некоторые отношения для нас являются более приоритетными, и мы очень избирательны в том, кто занимает эту позицию. Именно через такие отношения мы развиваем свое самосознание.
Что важно, значимые для нас люди (или те, кого мы чаще видим и по-настоящему любим) должны быть постоянными в нашей жизни. Эти люди не должны исчезать из нашей жизни — сильная привязанность это совсем не то, что маленькие дети должны "перерасти". Это одна из причин, почему сотрудники детских садов никогда не смогут заменить родителей: работа — это всего лишь работа.
Проблема в том, что чем больше дети привязываются к сверстникам, тем меньше они привязаны ко взрослым — и это может привести к тому, что таких детей очень сложно будет воспитывать и чему-то обучать.
Затухание культуры передачи привязанности по вертикали
Когда маленькие дети проводят слишком много времени со своими сверстниками, они будут подражать тем, кого они видят рядом с собой. Доктор Ньюфелд говорит о "затухании передачи привязанности по вертикали" в культуре, которая происходит в результате. "Сегодня у нас существует детская культура. В Европе сейчас кризис, молодежь не интегрируется в основной „поток“ общества и есть те, кто полагает, что то же самое происходит в Северной Америке".
Проблема может быть еще в том, что молодежь интегрируется в новую культуру большинства, которая не является вполне зрелой. "Дети сейчас стали частью сообщества, которое не воспроизводит себя и не сотрудничает со всем обществом в целом," — говорит доктор Ньюфелд.
Поддержка разнообразия
Создание разнообразной среды, уважение к ребенку и предоставление возможности для его процветания — сегодня это одни из самых популярных фраз, которые используются для запудривания мозгов. Однако раннее помещение детей, с еще неразвитыми личностными характеристиками, в обстановку группового ухода в течение долгих часов, когда они еще не в состоянии "держаться" за свои собственные особые, уникальные личности, создает сходство, а не индивидуальность.
Это является одной из причин, по которой родителям было бы неплохо отложить начало обучения в школе для своих детей на более позднее время. На самом деле, в большей части истории Канады дети не посещали так называемые "программы раннего обучения"; школы начинались в 6 лет.
Как ни странно, некоторые из тех, кто защищает домашнее обучение, делают это именно по причине необходимости надлежащей социализации для ребенка. В статье "Домашнее обучение и проблема социализации" ее автор Ричард Г. Медлин подчеркивает, что здоровая социализация действительно происходит у домашних детей, что "дети, обучающиеся на дому, принимают участие в ежедневной жизни сообщества. Совершенно точно, что они не изолированы от людей; на самом деле, они общаются и чувствуют себя ближе ко всем типам людей".
Другой исследователь, Ларри Эдвард Шайерс, сравнил домашних детей с теми, кто получил традиционное образование, в своем диссертационном исследовании в университете штата Флорида. Он обнаружил, что у них не было никаких различий относительно самооценки.