Содержание:
Вопрос о ползании — один из тех, что волнуют многих родителей. В одних источниках врачи предлагают бить тревогу, если кроха не пытается передвигаться на четвереньках. Другие предлагают не переживать, мол, «под венец своими ногами пойдет — и ладно». Так нужно ли стимулировать кроху ползти — или стоит спокойно относиться к его развитию не по привычному плану?
Куда ползти? Зачем ползти?
Многие дети не стремятся учиться ползать: либо лежат и играют в игрушки, либо требовательно зовут маму, если им хочется переместиться, либо не испытывают интереса к предметам, до которых не могут дотянуться без труда. Большинство неврологов считают, что это не очень хорошо, поскольку ползание ребенка — важный и необходимый момент в физическом и психологическом развитии крохи.
Зачем нужно ползать и что такое ползание с точки зрения психологического развития малыша? Это прежде всего стремление и возможность получить недоступное, но желаемое. Зрение малыша в возрасте 6-7 месяцев уже достаточно хорошо развито, чтобы увидеть игрушку, которая находится далеко за пределами вытянутой руки. Понимание того, что предмет недоступен без усилий, приложение усилий, преодоление трудностей, долгожданная победа — важны для формирования характера крохи. Грубо говоря: если что-то не дается само по себе — этого можно достичь, если потрудиться. Это своеобразная матрица успеха, тренировка трудолюбия.
С точки зрения физического развития ползание важно еще больше. Пытаясь передвигаться на четвереньках, кроха учится управлять своим телом, развивает важнейшие нервные реакции. Для того чтобы ползти, необходимо сформировать:
- обзор;
- поворот;
- чередование.
А это не так-то просто.
Обзор. Малыш постепенно учится распознавать звуковые и визуальные сигналы, реагировать на них. Вот он уже научился следить за игрушкой, которую перемещает мама, поворачивать голову на звук ее голоса. Научился понимать, что нужно перевернуться, если игрушка лежит слева или справа от него. А теперь ему нужно научиться соотносить свое тело, его размеры и возможности с той информацией, которую он получает с помощью глаз. В какую сторону двигаться, как двигаться, как обходить препятствия. Не забывайте и о том, что при подъеме тела на четвереньки у малыша буквально «меняется картина мира» — а это тоже новое и сложное ощущение.
При ползании активируются различные поля зрения. Особенно важно то, что кроха приучается смотреть вниз — «под руки». Неврологи считают, что хорошее развитие нижнего поля зрения предотвращает многие проблемы в дальнейшем: помогает успешно осваивать школьные навыки, да и просто быть осторожным, «смотреть себе под ноги». Формируется координата «высота», которую ползающий малыш осваивает более планомерно и уверенно, чем тот, которого заботливые родители стали ставить на ножки, поддерживая под мышки, минуя стадию ползания.
Поворот. Для того чтобы состоялось ползание, ребенок должен пройти в «правильном» порядке предыдущие стадии онтогенетического развития:
- научиться держать голову, лежа на животе;
- лежа на животе, опираться на раскрытые ладони, предплечья, а затем и вытянутые руки;
- переворачиваться на бок, со спины на живот и с живота на спину.
Все эти умения подготавливают мышцы к предстоящей нагрузке, а мозг в процессе их освоения обрабатывает огромные объемы сигналов от тела, анализирует зрительную информацию.
Чередование. Согласовать движение четырех конечностей — это вам не шутка, а сложная работа мозга. Между прочим, ученые долго ломали голову, прежде чем сделать собакоподобного робота, который мог бы двигаться на четырех лапах, массу микросхем по сто раз перепаивали. Так же и малыш, у которого не все сразу получается. Зато когда движения ему удаются — это доставляет радость не только ему, но и врачу-неврологу. Очень и очень часто именно в процессе ползания детки компенсируются, излечиваются от тех неврологических проблем, которые не были полностью решены при помощи массажа: кривошея, неравномерный тонус мышц рук и ног.
И наоборот — несимметричное, специфическое ползание с подволакиванием или подгибанием одной ноги, руки, сохраняющиеся более 2-3 недель, может быть симптомом особенностей развития мозга, которые невозможно выявить никакими исследованиями, но которые, тем не менее, способны осложнить дальнейшую жизнь — например, обучение в школе. Благодаря настойчивости малыша или упражнениям отрегулируется ползание — и связи между отделами мозга придут в норму.
Готовимся ползти
Как видите, ползание — очень сложный и необходимый организму процесс. Конечно, можно добиться результата, начав стимулировать малыша и в возрасте 6-7 месяцев, однако лучше готовить его к этому жизненному этапу заранее. Вот принципы, которые помогают вырастить ползунка.
Развитие зрения. Во время игр с крохой давайте ему возможность тренировать все поля зрения. Перемещайте перед его глазами игрушку в разные стороны, чтобы он мог за ней следить, стимулируйте дотягиваться до игрушки в разных положениях, не давайте ему желаемое прямо в руки по центру: пусть увидит погремушку справа, слева, справа вверху, справа внизу и т.п.
Обращайте внимание малыша на игрушки в отдалении и приближайтесь к ним с ним на ручках. Пусть тянется и дотягивается сам. Стимулируйте поворот с боку на бок, с живота на спинку и наоборот, заманивая кроху интересными вещичками. Повторяйте перемещение игрушки перед глазами малыша, когда его тельце находится в разных положениях — на спинке, на животике, сидя и т.п. При этом почаще давайте ему возможность с трудом дотянуться и получить желаемое.
Расширение пространства. Когда малыш научится переворачиваться и начнет вертеться вокруг пупка, расширяйте границы его личного пространства. Проще говоря, выпускайте играть на пол — на ковре (если ребенок в одноразовых подгузниках) или на большом пенополиуретановом (туристическом) коврике. Последние сейчас продаются разных размеров и «детских» расцветок, они теплые и легко моются. Кстати, сторонники естественного закаливания часто держат бодрствующих малышей и просто на деревянном полу.
Чем плохи диваны и манежи (кроватки), обычно использующиеся родителями 4-6-месячных малышей в качестве «игровой»? Они предоставляют очень небольшие горизонтальные поверхности, явно недостаточные для тренировки перемещения в пространстве. Диван к тому же слишком мягкий, он вибрирует, и на нем труднее удерживать равновесие, да и небезопасен — ребенок двигается непредсказуемо, и риск упасть (с небольшой, правда, высоты) довольно велик. За счет доступности вертикальных конструкций «манежные» детки быстро приучаются подтягиваться, вставать и не учатся ползать. А «ковровые» тем временем вовсю совершенствуют такое полезное для развития мозга умение.
Предоставление самостоятельности. Ребенок, спущенный на пол, уже значительно меньше нуждается в родительской опеке — создайте вокруг него безопасную среду, будьте в пределах видимости, и какое-то время кроха посвятит самостоятельной игре или тренировкам.
Один из приемов, часто предшествующий ползанию и осуществимый только на полу, — подкатиться к игрушкам кубарем. Это здорово: ребенок применил «военную хитрость», осознал доступность предмета и свои возможности, попробовал сгруппироваться. Многие детки начинают ползти по-пластунски — тоже неплохо, развивается смекалка и совершенствуется координация движений.
Если «пластунский» период все длится и длится, малыш уже развивает недюжинную скорость, «брюшко» ползунков изодрано в клочья, а вставать на четвереньки человек не желает, его имеет смысл простимулировать — например, с помощью упражнения «Тачка» (см. ниже). Можно вдвоем с папой «поползти малыша», передвигая его руки и ноги. Однако паниковать не стоит: обратите внимание на то, как улучшается симметричность движений «пластунца». Не исключено, что он компенсирует небольшие неврологические проблемы, и ему нужно время: к примеру, поначалу он как бы подволакивал руку или ногу или даже одну половину тела, потом стал действовать ими более слаженно — это говорит о том, что малыш «берет свое» и все делает правильно.
Встав на четвереньки, малыш, бывает, не сразу ползет, а поначалу раскачивается и «бросает» себя. При этом без падений не обойтись, возможны слезы, небольшие синяки, однако это не страшно. Если он повторяет попытки, значит, идет к цели. А на полу ничего действительно страшного не может произойти.
Когда ребенок должен ползать или поможем малышу
Главная помощь, которая нужна ребенку — это возможность почаще быть на полу, где можно свободно двигаться, и интересная цель. Большинству здоровых детей этого достаточно для того, чтобы захотеть и суметь поползти. Но если попыток перемещения дитя не предпринимает, в возрасте 5-8 месяцев можно специально позаниматься, чтобы стимулировать ползание.
На гимнастическом мяче (фитболе). Если малыш занимается гимнастикой голышом, мяч накройте махровым полотенцем.
- Покачивание. Малыш лежит на животе. Слегка придерживая его рукой, покачивайте мяч из стороны в сторону. Когда ребенок освоится, увеличивайте амплитуду движений, разнообразьте направления. То же самое проделывайте в положении лежа на спине.
- Упор руками. Малыш лежит на животе. Придерживая его за ноги, качните мяч вперед. Приближаясь к опоре, ребенок рефлекторно выставит руки, раскроет ладони и коснется ими пола. (Это упражнение помогает раскрыть ладони, сжатые в кулачки, — без этого ползание не состоится.)
- Упор ногами. Малыш лежит на животе. Качните мяч назад, так, чтобы ножки малыша ненадолго коснулись опоры полной ступней. Повторяйте в разных направлениях. (Для тренировки ползания также полезно держать гимнастический мяч в кроватке малыша, чтобы кроха отталкивался от него ступнями.)
- Сгибание ног. Ребенок лежит на животе. Придерживая левой рукой за спину, правой рукой согните правую ногу малыша в колене, подведите ее под живот, опора на всю ступню. Ненадолго зафиксируйте ногу в этом положении, выбрируя мячиком. Затем разогните ногу и проделайте то же с другой.
Возле опоры (стола, дивана).
- Упражнение «Тачка». Ребенок лежит на животе. Поднимите его, держа одной рукой под грудью, а другой — за ноги, и выставьте руками на твердую поверхность (стол). Ребенок попытается идти руками.
- На полотенце. Ребенок лежит на животе. Пропускаем под ним поперек туловища полотенце и помогаем малышу подняться на четвереньки. Ребенок еле касается пола ладонями и коленями. Можно легко покачать его в такой позе.
Сидя на полу (советует участник конференции «Ребенок от рождения до года» на www.7ya.ru ZanZarah).
- На маминой ноге. Садитесь на пол и разводите ноги. Ребенка сажаете перед собой, спиной к себе. Кладете игрушки, например, справа, но так, чтобы дотянуться было нелегко. Когда малыш потянется за игрушкой, помогите ему перевернуться на живот и лечь на вашу ногу. Дайте ему поиграть в этой позе. Помогите ему согнуть ножки и второй ногой фиксируйте их. Таким образом, малыш некоторое время будет стоять на четвереньках, лежа животиком и грудью на вашей ноге.
- Сидя в седле. Садитесь на пол, скрестив ноги по-турецки. Ребенка сажаете в образовавшееся «седло» спиной к себе. Он должен сидеть как на горшке, ноги упираются в пол. Игрушки предлагаете спереди, на высоте груди и на таком расстоянии, чтобы потянувшись за ними, он отклонялся от вас. Когда ребенок привыкнет, начинаете «в седле» подпрыгивания вверх-вниз. Когда это будет хорошо получаться — медленные покачивания со стороны в сторону.
- Облегченные четвереньки. Ставите ребенка на коленки перед диванной подушкой (чемоданом). Туда поместите игрушки, интересные предметы, чтобы малышу было интересно стоять. Так вес естественно смещается назад, и стоять легче. Вы находитесь сзади и не даете разъехаться коленям. Когда малышу надоест, потяните его назад и немного вбок, чтобы он сел.