Терапевтические группы для мам: как найти и создать
В прошлый раз мы рассказали, в каких случаях молодой маме может потребоваться помощь психолога или психотерапевта. Но помощь можно получить не только индивидуально, но и в группе — это почти всегда стоит дешевле, а положительный эффект может быть существенным. Рассказывает Има Юрьевна Захарова — психолог, консультант в сфере экзистенциального анализа и логотерапии, дефектолог, эксперт Центра лечебной педагогики, работающая в том числе с ранним детским аутизмом и эмоционально-волевыми проблемами у детей.
— Какие бывают разновидности групповой психротерапии?
— Существует несколько вариаций: группы психологической поддержки (ресурсные группы), группы самопознания, терапевтические группы.
Цель групп самопознания — помогать участникам исследовать себя как личность, анализировать мотивации, которые мешают вступать в диалог с собой и миром. Обычно такие группы работают по определенному плану, обсуждая разные личностные сферы.
Терапевтические группы — это некий микрокосм, в котором строятся отношения между людьми. Такая терапия помогает глубже понимать свои чувства, возникающие в процессе отношений, дает возможность безопасно делиться ими и получать обратную связь. Это хороший инструмент для саморефлексии (осмысление своих знаний и поступков).
Группа психологической поддержки обычно объединяет людей по какому-то признаку: алкоголизм, наркомания, группа для созависимых. Такая группа дает ощущение, что ты не один на один с проблемой. Если говорить о родительстве, то это могут быть группы для семей с особыми детьми, матерей-одиночек, многодетных, родителей трудных подростков, кормящих мам, слингомам и так далее. На самом деле любая компания мам может стать такой группой поддержки, и посещение этой группы будет иметь терапевтический эффект для участников.
«Благодаря терапии я стала лучше понимать себя и других людей. В нашей ресурсной группе для мам — несколько разных по характеру и возрасту женщин с младенцами, дошколятами, подростками и уже взрослыми детьми. Даже удивительно, насколько мы все, на первый взгляд, не похожи, но в этом вся и прелесть, ведь мы можем рассказать друг другу о том, как выглядит наше поведение со стороны, какие побуждения двигают другими людьми, которых нам сложно понять. Говорят, „чужая душа — потемки“, но на группе получается приоткрыть эту завесу тайны и немного залезть в чужую голову. И несмотря на то, что мы все разные, порой наши чувства очень похожи».
Мария
— В чем особенности и преимущества групповой терапии?
— Общение в группе динамичнее, чем просто беседа с психотерапевтом. У человека есть возможность увидеть себя со стороны, посмотреть глубже и шире на различные жизненные ситуации, узнать, какие чувства испытывают другие люди в схожих обстоятельствах, что помогает им меньше раздражаться, оставаться спокойными и уравновешенными, действовать более бережно по отношению к себе. Часто групповая терапия позволяет быстрее выявить и проработать проблему.
«Рождение старшего ребенка стало большим испытанием и потерей для меня. Кроме того, как это часто бывает, вскрылись и проявились в полную силу многие детские травмы. После полутора лет самостоятельных попыток справиться, я наконец обратилась к психологу на личную терапию, а потом она пригласила меня на родительскую группу в Центр лечебной педагогики. Ее участниками были очень разные мамы с очень разными историями, и я изначально была скептически настроена: зачем мне рассказывать о своих проблемах чужим людям? Но через пару встреч неожиданно поняла, что меня тянет приходить туда снова и снова, терапевтично было просто находиться там. Благодаря ведущим, в группе создавалась атмосфера взаимного уважения, доверительная и очень поддерживающая. Постепенно, раз за разом, мне становилось все легче дышать, и в какой-то момент я смогла сама внутри себя ощутить эту поддержку и безопасность, после чего на группу ходить перестала».
Александра
— Где обычно проводятся встречи групп?
— Иногда психологи арендуют специальные помещения (кабинеты, лекционные залы), некоторые группы функционируют на базе детских садов или клубов, библиотек. Можно собираться в антикафе или даже у кого-то дома. Важно, чтобы участники могли разместиться с комфортом — удобно сесть или даже прилечь на диван или мягкое кресло. Можно сидеть прямо на полу на подушках, например. Хорошо, если не будет отвлекающих факторов: лишних громких звуков и посторонних людей.
— Если любая компания может стать группой поддержки, то обязательно ли наличие ведущего, и есть ли какие-то правила, которые должны соблюдаться для безопасного общения?
— Наличие ведущего, имеющего специальное образование (или прошедшего курсы, тренинги, другое обучение), — это безусловный плюс. Такой человек может направлять беседу, задавать правильные вопросы, следить за атмосферой и соблюдением правил. Однако можно обойтись и без него.
Внутри каждой группы формируются свои правила, но вот примерный перечень рекомендаций, которые обеспечивают безопасность и эффективность процесса:
- Все, что услышано и увидено в группе, является конфиденциальной информацией.
- Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует, и думать то, что он думает. Каждый участник принадлежит группе, независимо от того, что он думает и чувствует.
- Говорить от первого лица, обращаться к другим участникам лично, а не говорить о них в третьем лице.
- Общаться искренне (насколько это возможно), вести себя естественно и непринужденно, не скрывать мыслей и потребностей.
- Избегать обобщений и теоретизирования, говорить о своем опыте и своих чувствах.
- Избегать посторонних разговоров.
- Любой участник в любой момент может сказать: «Стоп, я больше не хочу об этом говорить».
«В нашем районе есть встречи кормящих мам, которые стали для меня глотком свежего воздуха в декрете! Когда сидишь дома с младенцем, твой мир необычайно мал. Кажется, что он сузился настолько, что трудно дышать, а единственный выход — просто ждать, пока малыш подрастет, однако альтернатива все-таки есть. Я очень ценю общение, и такие встречи дают возможность не выпадать из социума. Обстановка там очень дружелюбная, есть правило: не давать советов, а делиться своим опытом. Каждая встреча посвящена определенному вопросу, и можно узнать много полезного, особенно от мам, дети которых уже подросли. Я познакомилась с очень интересными и талантливыми людьми, иногда мы собираемся вместе просто так — поболтать за рукоделием или приготовить что-нибудь вкусненькое. Сейчас с третьим ребенком все иначе, есть новые проблемы, но многие вопросы и страхи остались позади, и мне уже не так страшно — ведь я не одна!»
Ольга
— Здорово было бы, если бы группы поддержки для женщин с детьми были в каждом районе!
— Раньше подобной дружественной средой для молодой мамы становилась семья и двор. Но сейчас многие живут далеко от родителей или не разделяют их взгляды на воспитание детей. Да и на детской площадке не всегда встретишь родную душу — современные женщины придерживаются очень разных стилей родительства, и это может быть препятствием для поддерживающего и доверительного общения.
«Когда я закончила обучение на курсах на консультантов по грудному вскармливанию, мне очень захотелось организовать группу поддержки ГВ у себя в районе, чтобы близко живущим мамам с младенцами не надо было далеко ехать в общественном транспорте. Поначалу на встречи приезжали только мои подруги, иногда я знакомилась с мамами на детских площадках и давала визитки. Постепенно стали приходить новые люди, которые узнали о наших встречах через сарафанное радио или через соцсети. Я получала огромное удовлетворение от того, что помогала другим женщинам наладить грудное вскармливание. Сейчас у многих из нас дети уже выросли, но мы продолжаем общаться, делимся материнским опытом, поддерживаем друг друга, и это очень придает сил!».
Вера
— Всем ли подходит групповая терапия? Обязательно ли быть общительным человеком и любителем больших компаний?
— Мое мнение: не важно экстраверт вы, или интроверт. И те и другие в безопасной среде открываются и дополняют друг друга. Важно, подходит ли группа человеку, и человек — группе.
Есть противопоказания для групповой терапии: мозговые травмы, паранойя, острые психозы, наркотическая и алкогольная зависимость (кроме специализированных групп), социопатии. Это все клинические расстройства. Группа для таких людей будет вредна, и они склонны разрушать групповой процесс. Большинство психологов склоняется к тому, что все люди, кроме перечисленных выше, подходят для работы в группе.
Самый важный критерий для эффективной терапии — личная мотивация человека. Ничего не получится, если женщина начнёт посещать группу, потому что была кем-нибудь отправлена туда. Если терапевт замечает очень большое нежелание взять на себя ответственность за изменения или глубокое нежелание вступить в группу, он не будет рекомендовать подобную терапию.
«Мне нелегко было принять решение посещать терапевтическую группу для женщин с детьми — я интроверт и предпочитаю личное общение, мне тяжело в больших компаниях. Но обстановка группы оказалась очень спокойной и приятной. На встречах мы говорим не только о детях, но и о мужьях, родителях, работе, поиске ресурса, счастье и смысле жизни. Иногда обсуждаются темы, актуальные мне сейчас как матери, иногда — как дочери. Это дает возможность не только разобраться с существующими проблемами, но и взглянуть немного в прошлое и разобраться в их причинах. Иногда на группе говоришь много, а бывает, что почти весь вечер слушаешь, а потом несколько дней ходишь задумчивая и рефлексируешь, осмысляешь услышанное».
Елена
— Что может помочь повысить личную мотивацию для работы в группе?
— Подготовка со стороны психотерапевта, одобрение психологических групп в средствах массовой информации, положительный опыт групповой терапии у друзей и подруг, например. Очень мотивирует также, когда наблюдаешь улучшения, произошедших у других членов группы.
На самом деле уже после первых встреч многие люди отмечают изменения в самом себе — они чувствуют облегчение, начинают понимать свои реакции, учатся занимать правильную рабочую дистанции по отношению к другим членам группы, а потом и к членам семьи, друзьям. Когда видишь эффект — яснее становится смысл происходящего.