Содержание:
- Сапожки (18-36 месяцев)
- Дарики-комарики (6-36 месяцев)
- Жук (18-36 месяцев)
- Сорока, сорока (6-18 месяцев)
- Дождик (12-30 месяцев)
- Листочки летят (12-36 месяцев)
От развития речи напрямую зависит уровень умственного развития малыша. Хорошо развитая речь — залог успеха ребенка в дальнейшем обучении и социализации. Большим подспорьем в занятиях по развитию речи станут пальчиковые ритмические игры.
Сапожки (18-36 месяцев)
Чему учимся: развиваем мелкую моторику; учим цвета.
Понадобится: цветной картон, ножницы.
Как играть. Походите с ребенком, взявшись за руку, под песенку-стишок. Если ваш ребенок еще слишком мал, возьмите его на руки и ходите по комнате, двигаясь в такт словам.
Ножки, ножки,
Наши ножки
Зашагали по дорожке.
Это Ванечка идет,
Громко песенку поет!
Топ-топ! Топ-топ-топ!
Громко песенку поет!
Сядьте вместе с ребенком за большой стол. Возьмите кусок цветного картона и вырежьте два овала размером 2x4 см. Посередине вырежьте дырочки 1х1,5 см. Получились "сапожки"! Наденьте "сапожки" на свои пальчики, походите пальчиками по краю стола. Повторите при этом песенку.
Вы можете надеть сапожки на любые пальцы. "Походите" немного, а теперь переоденьте ваши сапожки на другие пальцы. Можно надеть один "сапожок" на указательный палец правой руки, а другой — на указательный палец левой руки. Походите по столу. Такое движение малыш сможет легко повторить, когда попытается сам надеть "сапожки" на свои пальчики. Затем снимите "сапожки" и дайте малышу рассмотреть их: "Смотри, какие красные (зеленые) сапожки!"
Вырежьте еще одни "сапожки" другого цвета. Предложите малышу надеть их: "В каких сапожках ты будешь ходить, в красных или синих?" Помогите ему выбрать и надеть "сапожки" на пальчики. Если малыш не согласен, не настаивайте! Поиграйте сами еще раз, меняя сапожки.
Когда ребенок привыкнет к игре и будет с удовольствием "ходить в сапожках", "побегайте" с ним наперегонки.
Варианты. Чтобы пальчикам было веселее бегать в новых сапожках, можно сделать дорожку из большого листа бумаги или картона. Нарисуйте на бумаге несколько линий разноцветными фломастерами. Дорожка готова! Теперь ваши пальчики могут бегать по дорожке.
Хорошая дорожка получится, если взять ленточку или кушак и растянуть на столе или на полу.
Дарики-комарики (6-36 месяцев)
Чему учимся: эмоциональному соучастию в игре; развиваем координацию пальцев и кисти; узнаем название частей тела и лица.
Как играть. Согните руки в локтях и поднимите пальцы вверх. Держите их свободно, как будто у вас в руках мячики. Поворачивайте кисти рук туда-сюда, пальцы направлены вверх.
Дарики-дарики,
Летели комарики!
Теперь соедините большой и указательный пальцы, как будто что-то держите. При этом делайте свободные движения руками в различных направлениях, как будто летает комар.
Вились, вились,
Вились, вились.
Позудите, как комар:
З-з-з-з-з!
Ухватитесь двумя пальцами за свой нос или за свое ухо и скажите:
В носик (или в ушко) вцепились.
Так можно показать любую часть тела — нос, щечку и т.д. Не забудьте о том, что ваше тело, лицо и осуществляемые движения должны быть хорошо видны малышу. Он должен видеть и выражение вашего лица, и движения губ. Для этого посадите ребенка напротив себя, на одном уровне. Если ребенок маленький и не может повторить движения за вами, пусть просто наблюдает и радуется. Постепенно он научится вступать в игру и будет делать это с удовольствием.
Не забудьте, что сначала игра проводится взрослым в присутствии малыша и только потом мы можем своей рукой (или рукой малыша) прикоснуться к его носику, животику и т.п.
Жук (18-36 месяцев)
Чему учимся: расслаблять и напрягать ладони и пальцы; развиваем движения рук; стимулируем речь; развиваем воображение.
Как играть. Лучше всего играть стоя, двигаясь по комнате (улице), но можно и сидя на диване или в машине.
Приглашая малыша к игре, пожужжите, как жук: "Ж-ж-ж-ж! Послушай, тут жук летает! Слышишь? Ж-ж-ж-ж!" Вытяните свой указательный палец, следите, показывая пальцем на воображаемого жука: "Вон, вон полетел!" Теперь сделайте взмах рукой и поймайте "жука" — ваша ладонь сжалась при этом в кулак (захват должен быть крепким и быстрым, чем крепче сжат кулак, тем больше пользы от упражнения). Старайтесь выполнять это упражнение сразу правильно, так как ребенок будет копировать ваши движения. Не надо его торопить. Малыш постепенно научится ловить "жука" так же, как это делаете вы. Пока следите за тем, чтобы ваши движения были свободными, размашистыми, а захват крепким.
Когда "жук" пойман — он жужжит уже в кулаке. Поднесите ваш сжатый кулак к своему уху, а затем к уху ребенка и пожужжите. Приложите ваш кулак к уху ребенка, чтобы малыш ощутил, как крепко он сжат.
Теперь скажите: "Лети, жучок!" — и вытяните вашу руку. Медленно раскройте ладонь полностью, без напряжения: "Улетел жучок!" Помашите ему вслед: "До свидания, жучок!"
Варианты. Можно провести эту же игру, используя стихотворение про жука.
Желтый маленький жучок
Полетел, зажужжал:
"Ж-ж-ж".
Золотого жучка
Я ладошкой поймал, -
"Ж-ж-ж".
Слушай, слушай, как жучок
Мой щекочет кулачок:
"Ж-ж-ж".
Разожму я кулачок -
Улетай скорей жучок:
"Ж-ж-ж".
До свиданья!
Сорока, сорока (6-18 месяцев)
Чему учимся: развиваем чувство ритма; тренируем мелкую моторику; дифференцируем работу пальцев, что способствует общему развитию и развитию речи.
Как играть. Знакомая многим из нас народная игра. Удобно и полезно!
Посадите малыша к себе на колени и возьмите его руку в свою. Раскройте ладошку ребенка, погладьте ее. Начинайте приговаривать:
"Сорока, сорока,
Где была?" — "Далеко!"
Теперь своим пальцем делайте круговые движения по ладошке малыша, а саму ладошку слегка сложите, чтобы она стала похожа на мисочку. Пойте при этом:
"Кашку варила,
Кашку варила".
Можно варить кашку своим пальцем, а можно пальчиком ребенка, удерживая его в своей руке.
После этого разгладьте ладошку ребенка и расправьте пальчики в разные стороны.
"Деток кормила".
Потряхивайте или загибайте каждый пальчик:
"Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!.."
Хорошенько потрясите большой палец:
"Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Ни-че-го не получил!"
С этими словами опять раскройте ладошку малыша, разведите обе ручки в стороны (ладошками кверху) и покажите, что ничего в них нет.
В следующий раз поиграйте в "Сороку" с другой рукой ребенка.
Дождик (12-30 месяцев)
Чему учимся: соотносить движения с ритмом стиха (или песенки); тренируем дифференцированную работу пальцев; улучшаем координацию.
Как играть. Расскажите ребенку (или спойте на любой мотив) потешку про дождик:
Дождик, дождик! Кап да кап!
Ты не капай долго так!
Дождик, дождик льется!
В руки не дается!
Кап! Кап! Кап!
Рассказывайте не спеша, отчетливо выговаривая слова. Повторите песенку, в такт хлопая ладошами. Очень хорошо, если ребенок будет хлопать следом за вами. Но лучше, не дожидаясь этого, удобно устроиться на диване, взять малыша на руки и, удерживая его ручки, хлопать вместе с ним. Так ребенку будет легче ощутить ритм стиха и почувствовать уверенность в движениях.
Теперь скажите малышу: "Слушай, как идет дождик!" Постучите тихонько своим пальцем по краешку стола, при этом говорите: "Кап! Кап! Кап!" Осторожно возьмите пальчик ребенка в свою руку и постучите вместе с ним по столу: кап, кап, кап.
"Послушаем, какую песенку дождик поет!" Читайте весь стих ритмично, отстукивая песенку по слогам вместе с малышом, удерживая его палец. Пальчик малыша быстро устает, поэтому меняйте время от времени руки ребенка: "Пусть и другой пальчик потанцует!"
Песенку дождя легко исполнять, ударяя палочкой по барабану или ксилофону.
Простые песенки и стишки можно напевать, деревянной ложкой подыгрывая себе на кастрюльке, перевернутой вверх дном.
Листочки летят (12-36 месяцев)
Чему учимся: развиваем фантазию; знакомимся с цветом; учимся работать с ножницами и бумагой; тренируем мелкую моторику рук.
Понадобится: цветная бумага двух цветов — красная и желтая, детские ножницы, мисочка или коробочка.
Вместо цветной бумаги можно взять цветные бумажные салфетки — тогда ваши листочки получатся совсем легкими, воздушными и будут хорошо порхать в воздухе.
Как играть. Сядьте на пол рядом с малышом. Возьмите ножницы, вырезайте листочки по одному и тут же пускайте летать — поднимайте руку, держа листок двумя пальцами, затем разжимайте пальцы — пусть летит! Когда вы вырезали и пустили 3-4 листочка, отложите ножницы (лучше их сразу убрать в недоступное для малыша место). Теперь пускайте листочки вместе с ребенком. Они летят, падают на пол, вы опять их берете и пускаете. Не делайте сразу много листиков — малыш их сомнет, и игра закончится. Если листочков немного, у ребенка есть возможность сосредоточить свое внимание на каждом из них — взять, зажав двумя пальчиками, поднять над полом, затем отпустить листочек, понаблюдать, как он летит, увидеть, куда он упал, и взять его снова.
Пуская листочки, можно одновременно петь песенку про них либо в спокойном ритме читать стишок:
Кружат, кружат осенью
Желтые метели,
Потому что с веточек
Листья облетели!
Можно разговаривать с малышом, неторопливо и четко произнося слова. К примеру, так: "Листочек, лети!" (Отпускаете листок.) "Смотри, как падает! О! Куда полетел! Прямо на коврик!" Поднимите листок, положите его на ладошку себе или ребенку: "Какой красивый!"
Варианты. Листочки можно не только пускать по одному, но и сделать листопад. Для этого подготовьте цветную пластиковую мисочку — она не должна быть слишком большой и тяжелой. Листочки у вас уже есть. Сначала пускайте их летать по одному, собирайте по одному и кладите в мисочку. Очень важно научить малыша не сгребать листочки помногу, а брать по одному двумя пальцами.
Когда все листочки сложены, возьмите в руки мисочку, поднимите ее повыше, но не выше головы ребенка — ведь иначе ему будет трудно все увидеть. "Летите, листочки! — С этими словами переверните мисочку. — О, какой листопад! Полетели листочки!" Скорее всего, малыш и сам захочет сделать листопад, для этого нужно будет собрать все листочки обратно в мисочку. Помогите ему — соберите часть листочков сами, оставив ему два или три.
Собрали? Теперь со словами "Полетели листочки!" помогите ребенку перевернуть мисочку и с восторгом наблюдайте за вашим листопадом.