Как вызвать доверие у маленького пациента
Содержание:
Посещение поликлиники, медицинские осмотры, лечение — все это необходимость, с которой сталкиваются родители. В кабинете у врача ребенок может отказываться сотрудничать, может закатить истерику, а может и просто застыть. Как врач может проложить мостик в направлении ребенка?
Родители ждут от врача уважения к маленькому пациенту. В некоторых странах врачи относятся к маленьким пациентам как ко взрослым: садятся перед ним на колени, обращаются непосредственно к ребенку.
Но важнее проявления уважения все же обстановка. Часто я замечаю, что на приеме врач не может создать атмосферу доверия и безопасности для моих детей. Мне же хотелось бы немного искренней эмпатии со стороны медперсонала. Правда, эмпатия — это то, чему не научишься специально, ведь она возникает из чувства заботы о том, кто находится перед тобой.
Я верю в то, что люди помогающих профессий должны чувствовать эту заботу и действовать с чувством заботы, видеть, что происходит с человеком, чтобы успешно работать с ним и не наносить вред. Мне кажется, что они не должны решать проблему с порезом или с зубом ценой психологического ущерба.
Понятно, что врачу нужно сделать свою работу. Но я предлагаю еще учесть и того, над кем производятся эти манипуляции. Ведь если ребенок отказывается сотрудничать, значит, у него есть причина. Если разобраться, в чем причина, легче будет найти способ ее устранить.
Почему ребенок отказывается сотрудничать с врачом? Причин для противления может быть много. Вот самые очевидные:
- Ребенок не понял, что он него требуется, что с ним будут делать.
- Он боится врача.
- Он не знаком с врачом и не доверяет ему.
- Он боится боли.
- Он боится остаться один.
- Он боится, что родители перейдут на сторону врача, оставив его наедине с его страхами, обесценив его чувства.
Популярные стратегии общения медперсонала с ребенком
Врачи могут демонстрировать формальное уважение к пациенту, но при этом обманывать ребенка. Например, моего ребенка ужасно пугает, когда адекватный с виду человек начинает говорить: «Ну, а теперь помажем вареньем», не замечая его вопрошающего взгляда. После таких слов ребенок всю процедуру сидит настороже.
Иногда, по мнению врача, уважение к пациенту означает, что он не будет разговаривать с мамой, а будет спрашивать ребенка напрямую, несмотря на то, что ребенок может вовсе не хотеть вступать в общение, будет смотреть на маму и искать у нее подсказки и ориентиры. Врач, поговорив с ребенком как со взрослым, может требовать с ребенка как со взрослого. Хотя очевидно, что ребенок еще не готов принимать решения относительно своего здоровья.
Некоторые стараются использовать страх ребенка остаться без родителей, объединяясь с родителями или используя их как рычаг давления. А выглядит все очень «уважительно»: «Ну, я даже не знаю, с таким поведением я ничего не успею, и маме, к сожалению, придется тебя оставить тут на ночь, правда, мама?».
Как не напугать ребенка еще больше
Думаю, что меня бы порадовало, если бы врач при знакомстве старался не нагнетать атмосферу, а разряжать ее. Так как нам важно на приеме создать безопасную для ребенка обстановку, доктор должен стать на время «своим человеком» — дядей Мишей или тетей Катей. Это важно для того, чтобы ребенок начал сотрудничать или хотя бы стал слушать доктора и верить тому, что этот человек с хорошими намерениями.
Правильнее всего было бы наладить дружескую беседу с родителями, подмигнуть и пошутить, будто вы старые знакомые, которые давно знают друг друга и которые доверяют друг другу. Можно поговорить о чем-то с родителями, чтобы ребенок мог привыкнуть к новому голосу, и понять, что мама или папа не настроены против.
Недавно один врач начал общение с нами со слов «А откуда вы знаете, что это именно описанная вами проблема?». Родители могут рассказывать то, что считают нужным, и не стоит создавать впечатление противостояния с первых слов и поднимать свой авторитет за счет родителей.
Иногда при входе в кабинет можно услышать: «А вот там у нас уголок и стульчик для мамы, чтобы не мешать». Да, в идеальном круглом мире в вакууме ребенок готов будет оставить маму в уголочке и пойти к незнакомой тете в белом халате на осмотр. Но неплохо было бы исходить из реальности и готовности того ребенка, который зашел в кабинет.
Для начала я ожидаю, что врач спросит имя ребенка у меня, у мамы, и назовет свое. Попросить маму познакомить его с ребенком — это очень хороший располагающий прием. Знакомство — это древний ритуал, которому раньше уделяли много внимания. Людям всегда было важно, кто рекомендует нам узнать и впустить в свой круг нового человека. Очень важно, чтобы мама представляла детей другим людям.
Дальше можно сказать пару слов о себе, таких слов, которые бы дали понять, что ребенок и врач в чем-то очень похожи. Во внешности, в одежде, в привычках, в идеях, в хобби, в любви к кошкам и т.д. Например: «Рома, привет. О, я вижу, вы уже в осенних ботинках. Я тоже уже переобут, вот мои, смотри, тоже на шнурках. Устанешь завязывать, согласен?».
Через похожесть легче всего почувствовать связь. А значит, и расположение к тому, кто перед нами. Уже на этом этапе будет гораздо проще принимать заботу и распоряжения от этого взрослого. Вне контекста связи дети не будут воспринимать этого взрослого и следовать за ним.
И дальше, во время процедур, все основные моменты лечения можно уладить совместно с родителями. Родители помогут преодолеть сопротивление, успокоить или уравновесить страх ребенка, подскажут, на что сделать упор и какое количество информации нужно дать ребенку. Не стоит пренебрегать кооперацией. Врачу же нужно просто не напугать ребенка еще больше и не запрещать ему выражать свои эмоции.