Статьи

Почему дети часто боятся врачей

Как вызвать доверие у маленького пациента

Содержание:

Посещение поликлиники, медицинские осмотры, лечение — все это необходимость, с которой сталкиваются родители. В кабинете у врача ребенок может отказываться сотрудничать, может закатить истерику, а может и просто застыть. Как врач может проложить мостик в направлении ребенка?

Популярные стратегии общения медперсонала с ребенком

Родители ждут от врача уважения к маленькому пациенту. В некоторых странах врачи относятся к маленьким пациентам как ко взрослым: садятся перед ним на колени, обращаются непосредственно к ребенку.

Но важнее проявления уважения все же обстановка. Часто я замечаю, что на приеме врач не может создать атмосферу доверия и безопасности для моих детей. Мне же хотелось бы немного искренней эмпатии со стороны медперсонала. Правда, эмпатия — это то, чему не научишься специально, ведь она возникает из чувства заботы о том, кто находится перед тобой.

Я верю в то, что люди помогающих профессий должны чувствовать эту заботу и действовать с чувством заботы, видеть, что происходит с человеком, чтобы успешно работать с ним и не наносить вред. Мне кажется, что они не должны решать проблему с порезом или с зубом ценой психологического ущерба.

Понятно, что врачу нужно сделать свою работу. Но я предлагаю еще учесть и того, над кем производятся эти манипуляции. Ведь если ребенок отказывается сотрудничать, значит, у него есть причина. Если разобраться, в чем причина, легче будет найти способ ее устранить.

Почему ребенок отказывается сотрудничать с врачом? Причин для противления может быть много. Вот самые очевидные:

  • Ребенок не понял, что он него требуется, что с ним будут делать.
  • Он боится врача.
  • Он не знаком с врачом и не доверяет ему.
  • Он боится боли.
  • Он боится остаться один.
  • Он боится, что родители перейдут на сторону врача, оставив его наедине с его страхами, обесценив его чувства.

Популярные стратегии общения медперсонала с ребенком

Врачи могут демонстрировать формальное уважение к пациенту, но при этом обманывать ребенка. Например, моего ребенка ужасно пугает, когда адекватный с виду человек начинает говорить: «Ну, а теперь помажем вареньем», не замечая его вопрошающего взгляда. После таких слов ребенок всю процедуру сидит настороже.

Иногда, по мнению врача, уважение к пациенту означает, что он не будет разговаривать с мамой, а будет спрашивать ребенка напрямую, несмотря на то, что ребенок может вовсе не хотеть вступать в общение, будет смотреть на маму и искать у нее подсказки и ориентиры. Врач, поговорив с ребенком как со взрослым, может требовать с ребенка как со взрослого. Хотя очевидно, что ребенок еще не готов принимать решения относительно своего здоровья.

Некоторые стараются использовать страх ребенка остаться без родителей, объединяясь с родителями или используя их как рычаг давления. А выглядит все очень «уважительно»: «Ну, я даже не знаю, с таким поведением я ничего не успею, и маме, к сожалению, придется тебя оставить тут на ночь, правда, мама?».

Как не напугать ребенка еще больше

Как не напугать ребенка еще больше

Думаю, что меня бы порадовало, если бы врач при знакомстве старался не нагнетать атмосферу, а разряжать ее. Так как нам важно на приеме создать безопасную для ребенка обстановку, доктор должен стать на время «своим человеком» — дядей Мишей или тетей Катей. Это важно для того, чтобы ребенок начал сотрудничать или хотя бы стал слушать доктора и верить тому, что этот человек с хорошими намерениями.

Правильнее всего было бы наладить дружескую беседу с родителями, подмигнуть и пошутить, будто вы старые знакомые, которые давно знают друг друга и которые доверяют друг другу. Можно поговорить о чем-то с родителями, чтобы ребенок мог привыкнуть к новому голосу, и понять, что мама или папа не настроены против.

Недавно один врач начал общение с нами со слов «А откуда вы знаете, что это именно описанная вами проблема?». Родители могут рассказывать то, что считают нужным, и не стоит создавать впечатление противостояния с первых слов и поднимать свой авторитет за счет родителей.

Иногда при входе в кабинет можно услышать: «А вот там у нас уголок и стульчик для мамы, чтобы не мешать». Да, в идеальном круглом мире в вакууме ребенок готов будет оставить маму в уголочке и пойти к незнакомой тете в белом халате на осмотр. Но неплохо было бы исходить из реальности и готовности того ребенка, который зашел в кабинет.

Для начала я ожидаю, что врач спросит имя ребенка у меня, у мамы, и назовет свое. Попросить маму познакомить его с ребенком — это очень хороший располагающий прием. Знакомство — это древний ритуал, которому раньше уделяли много внимания. Людям всегда было важно, кто рекомендует нам узнать и впустить в свой круг нового человека. Очень важно, чтобы мама представляла детей другим людям.

Дальше можно сказать пару слов о себе, таких слов, которые бы дали понять, что ребенок и врач в чем-то очень похожи. Во внешности, в одежде, в привычках, в идеях, в хобби, в любви к кошкам и т.д. Например: «Рома, привет. О, я вижу, вы уже в осенних ботинках. Я тоже уже переобут, вот мои, смотри, тоже на шнурках. Устанешь завязывать, согласен?».

Через похожесть легче всего почувствовать связь. А значит, и расположение к тому, кто перед нами. Уже на этом этапе будет гораздо проще принимать заботу и распоряжения от этого взрослого. Вне контекста связи дети не будут воспринимать этого взрослого и следовать за ним.

И дальше, во время процедур, все основные моменты лечения можно уладить совместно с родителями. Родители помогут преодолеть сопротивление, успокоить или уравновесить страх ребенка, подскажут, на что сделать упор и какое количество информации нужно дать ребенку. Не стоит пренебрегать кооперацией. Врачу же нужно просто не напугать ребенка еще больше и не запрещать ему выражать свои эмоции.



[6 мес. - 3 годa]

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2024, Наш ребенок

info@ourbaby.ru, Ourbaby.ru, https://www.nashrebenok.ru

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.

Change privacy settings