Современные взгляды на введение прикорма
Содержание:
- Когда начинать вводить прикорм?
- С чего начинать вводить прикорм?
- Как учить ребенка жевать?
- Покупать детское питание или готовить самостоятельно?
Сегодня у родителей пользуются авторитетом такие детские врачи, которые следят за международными исследованиями, изучают зарубежные рекомендации и «держат руку на пульсе». Вот как сейчас принято вводить прикорм в Европе и Америке – и наши педиатры почти со всем согласны. На вопросы родителей о прикорме отвечает педиатр Евгений Коваленко.
Когда начинать вводить прикорм?
С 4 до 6 месяцев, т.к. к 6 месяцам ребенку уже может не хватать энергии, белка, цинка, железа. К концу первого года ребенок примерно половину своей энергии должен получать из продуктов прикорма.
Главный критерий начала введения прикорма – ребенок сидит с поддержкой и может держать голову. Эти навыки являются хорошим индикатором готовности ребенка к новой еде.
Почему плохо откладывать введение прикорма? Вот некоторые объяснения:
- появляется вероятность задержки роста, т.к. нарастает дефицит калоража
- нарастает дефицита железа – для удовлетворения потребностей ребенка 2-го полугодия жизни в материнском молоке его уже недостаточно;
- вероятна задержка развития навыков, связанных с приемом твердой пищи;
- есть риск отказа от «взрослой» еды в дальнейшем, т.к. будет пропущено благоприятное «окно» для введения новой пищи;
- из-за пропуска «окна толерантности» увеличивается вероятность развития атопии и даже диабета;
- с поздним введением прикорма связывают формирование плохих стереотипов питания. В длительном исследовании было показано, что потребление фруктов и овощей менее одного раза в день в младенчестве было связано с нечастым употреблением фруктов и овощей в возрасте 6 лет.
С чего начинать вводить прикорм?
С монопродукта на 3-5 дней, чтобы определить, как он переносится ребенком. Хороший выбор для первого прикорма - каши и мясо. И тот, и другой продукт обеспечивают ребенка железом и достаточным калоражем.
Каши безмолочные, разводятся на воде, смеси или грудном молоке. Предпочтительные сорта мяса - индейка, кролик, свинина. Разумеется, кормление проводится с ложки.
К 8 месяцам хотя бы раз в день должны присутствовать овощи и/или фрукты.
Что не давать при введении прикорма?
- твердые круглые продукты – орехи, виноград, морковка кругляшками, конфеты, изюм, попкорн – из-за риска удушья
- мед
- соки (заменить на пюре). Однако при запорах и анемии могут быть использованы соки, но они должны быть пастеризованы, чтоб снизить вероятность кишечной инфекции
- любое неадаптированное молоко
Чего не надо избегать? «Аллергенов» - красных фруктов и овощей и подобных «страшилок».
Как учить ребенка жевать?
Постепенно нужно уменьшать степень измельчения еды и делать пищу более густой и грубой (с комочками). К 8-10 месяцам, когда ребенок умеет сидеть, имеет координацию для хватания предметов, добавляется так называемая finger food – пальчиковая еда: ребенку предлагаются мелко нарезанные кусочки фруктов, овощей, сыра и т.п.
В 9-12 месяцам ребенка можно начинать приучать есть самостоятельно (self-feeding) – учить пить из кружки, пользоваться ложкой. В этом же возрасте можно начинать давать диетическую еду, приготовленную для взрослых.
Покупать детское питание или готовить самостоятельно?
Исследования показали, что многие домашние пюре и другие блюда прикорма имели более низкое содержание питательных веществ (углеводов, жиров, белков, железа и цинка), а также были более изменчивы, чем заводские продукты. Решать родителям.
Также надо знать, что овощные пюре домашнего приготовления с использованием шпината, свеклы, зеленой фасоли, тыквы, моркови могут содержать высокое количество нитратов. Они могут быть опасны для детей до 4 месяцев (но мы кроме ГВ или смеси до 4 месяцев ничего и не собираемся давать).
Помните, что еда – это удовольствие от разнообразия вкусов, а не то, что впихивается и навязывается ребенку до отвращения. И самое важное: то, как питаются люди, вы показываете ребенку прежде всего своим примером. Это касается всего – и выбора продуктов, и способа их приготовления, и поведения за столом.