Как ухаживать за недоношенным: советы реабилитолога
Содержание:
Первый раз мы встретились, когда ребенку было две недели. Маленький, но уже с большим характером человек, который родился на седьмом месяце беременности. С какими вопросами пришла ко мне его мама и какие вообще рекомендации можно дать родителям недоношенных детей, которых выписали из роддома или детской больницы домой?
Для мамы было важно определиться с теми назначениями, которые она получила в поликлинике. Уже предложили делать массаж для снижения тонуса и коррекции асимметрии.
Асимметрия действительно была, но тонус был и так снижен. Частая ситуация в поликлинике: ребенку ошибочно ставят гипертонус, так как на приеме у невролога он сильно напрягается из-за беспокойства, а в покое тонус как раз наоборот может быть сильно снижен.
Стул нерегулярный. Кожные покровы то фиолетовые, то розовые, и все это происходит за секунды. Все говорит о незрелости систем организма новорожденного. При недоношенности такое часто встречается, и ребенку нужно дать время дозреть. Назову общие рекомендации.
Носить ребенка на руках
В такой ситуации лучшее, что могут сделать родители — это не спускать ребенка с рук, особенно первые три месяца. Можно сказать, что это своего рода продление беременности.
Конечно, ребенок «есть». Он ощущает мир сам, целиком, и нет возможности закрыться. Частично такой возможностью может быть нахождение на руках у матери. Настолько много, насколько это возможно для мамы.
Ношение на руках нужно для того, чтобы ребенок выстроил свою тоническую среду. Находясь в утробе матери, он научается реагировать на раздражители, но делает это в основном на биохимическом уровне. В большей степени он понимает, страшно или не страшно, хорошо или не хорошо, по изменению химии матери.
После рождения ребенок не только не теряет навык считывать состояние матери, но и приобретает возможность ощущать телом эти реакции. Он уже умеет видеть, слышать, ощущать. Постепенно он научается выстраивать свои реакции по подобию материнских.
Если не носить ребенка на руках, то он научается плаванию по бразильской системе: кинули в воду и отплыли на лодке посмотреть — выплывет или не выплывет.
А делать ли массаж?
Очень внимательно отнестись к рекомендациям «общего укрепляющего массажа».
Если недоношенному ребенку начинают делать массаж в то время, когда он еще налаживает работу своих внутренних систем, то это отвлекает его от главного: внутренней настройки. Он начинает реагировать на внешние раздражители.
Разумно заметить, что материнский массаж тоже способен «отвлекать» ребенка в такой ситуации. Я его рекомендовал в данном случае. Но массаж был назначен не общий, а только тот, который помогает ребенку стимулировать моторику кишечника — сегментарный массаж.
Также я убедил маму, что им не нужно приглашать для массажа меня, а надо никого чужого к ребенку не подпускать до трех месяцев. Не подпускать по двум причинам. Первая — никто, кроме матери, не сможет делать столько, сколько нужно. Несколько минут, но часто.
Вторая — может получиться так, что я дам ребенку поддержку, которая ему нужна. Я и другой специалист можем это сделать так, как не сможет повторить мать. Нас этому учили. Но! Если это курсовой массаж, то ребенок привыкнет к моей поддержке, такое возможно. Что тогда делать матери? Ребёнок будет просить и не получать. Это серьезный дискомфорт для обоих.
Поэтому важнее это сделать постепенно и руками матери. После трех месяцев ребенок уже сделает большую работу по формированию своих реакций, и тогда специалист будет важен и нужен. Конечно, я не говорю о ситуациях, связанных с угрозой жизни и здоровью.
Еще из рекомендаций = стимулировать рефлексы перед кормлением и общаться с ребенком. Близко, лицо в лицо, класть его руки на свое лицо. Это также поможет в дальнейшем обучиться перевороту. Это очень важно, так как ребёнок, который справился с определенными трудностями, приобретает этот навык навсегда.
Привычка справляться
К чему это я? Если в самом начале мы не дали ребенку возможности самостоятельно включить все системы обеспечения, пришлось бы значительно дольше справляться с особенностями восприятия ребенка, его реакциями. Они были бы генерализованными. Именно такими, какими были его реакции в первые дни жизни: выгибанием при любой попытке совершить движение, мощным напряжением на всякое раздражение, резкой сменой настроения и истериками.
Я с таким часто встречаюсь в своей практике. Изменить ситуацию возможно и потом, но это требует совершенно других усилий и большего времени.
Дальнейшее наше общение было направлено на гармоничное развитие ребенка. Если делаю, то с целью. Мы встречались в 3, 5, 9 месяцев. Были определённые сложности, но в целом парень справляется очень хорошо. Живчик такой. Догнал отставание в моторном развитии, очень общительный и интересующийся молодой человек, хорошо набирает вес — «мужчина в полном расцвете сил».
Конечно, остаются еще вопросы, которые нужно продолжать решать. Есть вопросы к тонусу. Тонус остается немного сниженным, немного вальяжным. Некоторое время были отставания в моторике, потом очень быстро догнал. Более быстрое освоение моторных навыков отразилось на ощущении себя в пространстве. Но это решаемо. Главное, что у него теперь есть ресурс и «привычка справляться».