Беседы о вреде наркотиков и предупреждения на пачках сигарет: почему не работают
Содержание:
Каков самый надежный способ удержать человека от чего-либо? Заставьте его это делать. А каков самый надежный способ подвести его к чему-либо? Запретите ему это. Это простое на первый взгляд положение, сформулированное психоаналитиком Отто Ранком (1884-1939) еще в 1906 году, до сих пор не находит должного применения в обычной жизни. А жаль, потому что противление является мощнейшей человеческой силой.
Как это работает
Научные исследования, проводимые с участием детей, вскрывают механизмы феномена противления.
Помещение подготавливается для игры, и ребенок, участвующий в эксперименте, получает разъяснения относительно вещей, находящихся вокруг него. В первой фазе ему говорят, что он может играть со всеми предметами, кроме одного. Эта игрушка не представляет собой ничего особенного и не имеет никаких специфических отличий — кроме того, что с ней запрещено играть.
Далее происходит то, что должно произойти: как только экспериментатор покидает комнату, ребенок принимается играть с запрещенным предметом.
Во второй фазе исследования детям отчетливо указывали на тот же самый предмет и представляли его как особенно интересный. Большинство детей после этого выбирали другие игрушки.
В следующей фазе детям предлагали вознаграждение за то, что они поиграют с этой "особенной" игрушкой. После этого ни один ребенок не стал играть этим предметом. Чем больше было вознаграждение, тем сильнее было отвращение к игрушке.
Необходимо учитывать, что во всех фазах эксперимента дети имели дело с экспериментатором, с которым у них не было никаких отношений; они познакомились с ним лишь поверхностно в день эксперимента. Для них он был чужаком. Противление детей в данном случае было спонтанной реакцией на "чужого злого дядю" — такого же, как те, к которым нельзя садиться в машину и у которых нельзя брать конфеты. Обычно дети даже без указаний родителей располагают этой естественной внутренней защитой, заложенной, возможно, еще в те древние времена, когда кража детей из чужого племени была обычным делом.
Еще три примера противления
Специалист в области клинической психологии, бывший профессор Колумбийского университета Гордон Ньюфелд приводит пример из своей деятельности психолога в колонии для несовершеннолетних: молодые люди, совершившие тяжкие преступления вплоть до убийства родной матери, были обязаны учиться в школе. Добровольно они появлялись на занятиях крайне редко; речь зашла о санкциях и за советом обратились к психологу.
Предложение Ньюфелда стало неожиданностью для руководства колонии: подросткам следовало запретить доступ к занятиям. Разрешение участвовать в учебной программе могло быть выдано в порядке исключения после рассмотрения письменного заявления. 30 юных преступников не заставили себя ждать: в самом скором времени поступили 30 заявлений — и довольных учеников. Они продемонстрировали взрослым: такие сильные, несгибаемые подростки не позволят лишить себя права на образование.
Несколько лет назад в одном журнале появился комикс с подростком, бродящим по лугу, с сигаретой, свисающей из уголка рта. Внезапно на краю луга появляется большой плакат с обращением к населению: "Внимание, внимание! Нюхание одуванчиков крайне опасно! В прошлом году 403 769 человек скончались от последствий нюхания одуванчиков. Министерство здравоохранения предупреждает: нюхание одуванчиков вызывает повреждение легких, способствует развитию тяжелых заболеваний сердечно-сосудистой системы, ведет к раку легких, импотенции, разводам и внезапному обезглавливанию. Ради Бога, ни в коем случае не нюхайте одуванчики. Вуди Аллен также утверждает: "Раньше я часто нюхал одуванчики и посмотрите, на кого я теперь похож. Еще раз, чтоб было понятно: НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА не нюхайте одуванчики! Это определенно приводит к смерти!". Внизу пририсован скелет, с наслаждением нюхающий одуванчик.
После этого наш герой замечает скромный цветочек, растущий на обочине. При более внимательном рассмотрении он узнает тот самый опасный одуванчик — и уже в следующее мгновение он жадно его нюхает.
Во время крупных кампаний против СПИДа и наркомании в школах проводились исследования, которые доказали: после подробных разъяснений, проведенных специалистами по борьбе с наркотиками и уходу за больными СПИДом, в тех классах, где проводились беседы, возрастала частота употребления наркотиков и снижалась частота использования презервативов при сексуальных контактах. Вспомним также предупреждения на сигаретных упаковках и ежегодные предрождественские кампании против СПИДа!
Являются ли, таким образом, предупреждения нашим подопечным контрпродуктивными?
Предупреждающий плакат или близкий взрослый?
Гордон Ньюфелд точнее объясняет механизм противления. Предупреждающие сигналы, безусловно, воспринимаются — но только от тех лиц, с которыми предупреждаемый имеет хорошие отношения, которым он доверяет. Если мнение собеседника вас не интересует, то у вас с ним слабая привязанность. Если же связь с собеседником прочна, то предупреждения, разумеется, будут восприняты всерьез. Ребенок не побежит на дорогу, подросток воздержится от употребления наркотиков — если они не блуждают по миру как потерянные, а держатся за хорошие отношения со старшим человеком, который служит им примером и ориентиром.
Поэтому предупреждающие плакаты не только абсолютно недейственны, но даже — из-за их безличности — в высшей степени контрпродуктивны. Следующий за этим вывод напрашивается сам собой: предупреждающие надписи на сигаретных пачках имеют такой рекламный вид именно потому, что специалисты по маркетингу в курсе фатального влияния угроз? Кто знает...
Для детей и подростков надежная привязанность к основному опекающему взрослому — это наилучшая защита от опасностей этого мира. О том, кто является основным опекающим взрослым, можно легко судить по тому, как воспринимаются требования. Противление — превосходный инструмент для измерения силы привязанности. К нашим словам прислушиваются? Слова учителя имеют значение? Сказанное принимается или все, что говорят взрослые, — чушь? Худшее, что происходит сегодня — подростки больше не ориентируются на подходящие ролевые образцы, им достаточно их ровесников.
Родители, воспитатели и учителя должны выполнять свою задачу. Они должны — в прямом и переносном смысле — играть в жизни детей важную роль, чтобы предложить им ориентир в информационном хаосе сегодняшнего мира. Но эта роль не сваливается с неба прямо в руки родителям, и учителя не приобретают лидерских способностей автоматически при сдаче госэкзамена. "Работу над отношениями" следует понимать буквально: это работа и задача взрослых — не бросать детей, не оставлять их без помощи.
Фрайбургский психолог Йоахим Бауэр рекомендует отцам вставать утром на полчаса раньше, чтобы спокойно позавтракать со своими детьми. Это доказуемый эффект: когда люди чувствуют, что на них обращают внимание, их самооценка растет. Они становятся более уверенными в себе. Если же дети с самого утра остаются одни, день начинается плохо. "Я не стою даже того, чтобы папа встал утром и спросил, как у меня дела, посмотрел мне в глаза и дал понять, что мне рады в этом мире".
Детям и подросткам цивилизованного мира слишком редко дают понять, что они нужны и важны. Они ценятся в лучшем случае как "потребители". Учитель 35 учеников мог бы с легкостью отказаться от половины из них, и его подопечные это чувствуют. "Я не могу ничему его научить, потому что он меня не любит". (Аристотель об ученике, которого он только что отослал домой.)