Что плохого в желании завести ребенка людьми, достигшими бытовой и материальной состоятельности?
Содержание:
- Привычка, с которой трудно расстаться
- Неожиданные повороты планирования
- Изменение отношений в паре
- Тревога о ребенке, тревога о себе
В Россию после падения империи пришли многие традиции, привычки и культурные тенденции, позаимствованные из западной модели развития современного общества. Одной из форм западной жизни, ставшей актуальной для россиян, можно считать увеличение возраста, когда принято заводить семью, вступать в брак и рожать детей. За последние пятнадцать лет этот возраст значительно увеличился: многие рожают в возрасте тридцати лет и старше.
Нередко самым важным направлением в своей жизни современные женщины считают карьерные успехи, достижение определенного положения в обществе, успешное решение жилищно-коммунальных проблем. Осуществив же карьерную и бытовую программу, они решаются завести ребенка. Именно решаются — так озвучивается на консультациях и форумах этот вопрос: "Мы решились на ребенка, мы запланировали ребенка, мы готовы к появлению на свет ребенка".
Что плохого в желании завести ребенка людьми, достигшими бытовой и материальной состоятельности? Какие могут быть подводные камни у такого выбора?
Привычка, с которой трудно расстаться
При рождении ребенка у супругов происходит кардинальная смена привычек и уклада жизни, которая в возрасте от тридцати лет тяжело дается. Человек — существо, быстро образующее привычки. У женщин и супружеских пар данной возрастной категории, которые значительную часть самостоятельной взрослой жизни прожили без семьи и детей, наладили быт и карьеру, появляется глобальная привычка заботы о самих себе. Это привычка себя баловать, позволять себе мелкие радости повседневной жизни — поваляться два часа в ванной с настоем ромашки, съесть греческий салат, посмотреть фильм, съездить на выставку, иными словами провести досуг так, как им нравится.
Главная же привычка у таких людей — это ощущение, что все твоё время принадлежит тебе. Она складывается с момента, когда человек отделяется от родителей и перестает быть для них ребенком, начинает строить свою жизнь, семью. Сформировавшись, она уже является одной из тех привычек, с которыми сложно расставаться, входя в родительское состояние.
Маленькие дети не оставляют почти никакого времени своим родителям. Умение отдавать всё своё время ребенку, младенцу очень сложно выработать, имея привычку это самое время посвящать себе, быть его полновластным хозяином. Эта проблема может помешать мягкому вхождению в роль материнства и отцовства, потому что ребенок может восприниматься как захватчик. Радость понять, что это время уже не твоё, могут испытывать только те родители, которые очень истосковались по детям. По моим наблюдениям, женщины, которые родили поздно по техническим причинам (испытали проблемы с вынашиванием, либо у них не складывалась семейная жизнь, не было ситуации, в которой можно родить ребенка), переживают потерю личного времени легче, чем те женщины, которые отодвигали или планировали время рождения детей.
Неожиданные повороты планирования
Привычка планирования — не лучшая с точки зрения рождения детей, потому что дети радуют именно неожиданностью появления. Родителям важно понять, что, решая родить ребенка, они входят в ту область, где не все ситуации можно проконтролировать. Мы не можем проконтролировать пол ребенка, может родиться не девочка, а мальчик, не один, а сразу двое, ребенок может быть похожим не на голубоглазого папу, а на кареглазую маму. Он может не оправдать надежды в плане характера, физических данных.
Любые ожидания появления ребенка имеют тенденцию не оправдываться и тем самым расстраивают родителей. По их представлениям, ребенок будет спать спокойно в люлечке, а они будут писать диссертацию. Или — ребенок будет гулять спокойно с няней, а мама — организовывать порядок в доме и готовить. Такого рода планы могут подвергнуться своего рода ревизии. Ребенок может иметь проблемы со сном или с животиком, не спать спокойно. Ребенок может не соглашаться идти ни с кем гулять, кроме мамы. Родители сталкиваются с нарушением ожиданий, которые травмируют их психику и негативно влияют на отношения с ребенком. Никто не любит, когда его обманывают, а ребенок может восприниматься как тот, кто надул, обманул родителей, хотя дело совсем не в этом.
Изменение отношений в паре
С чем еще могут столкнуться взрослые родители? Кроме нарушения привычки заботиться только о себе могут возникнуть партнерские проблемы. Люди годами привыкали к определенному уровню забот друг о друге. Например, муж привык к регулярно выглаженной рубашке, свежему салату, к тому, что его мысли выслушиваются, а жена — к регулярным букетам или поездкам в оперу. В паре сформировались определенные привычки в плане ожиданий и забот друг о друге. Появление ребенка и даже беременность не могут не повлиять на степень их внимания друг к другу. Оно теперь делится не на двоих, а на троих, в лучшем случае. Дети откусывают не равную часть внимания, а чаще всего большую.
В такой ситуации один или оба партнера могут чувствовать, что их обделили, притом, что у них была готовность принять ребенка. Не было готовности принять сопутствующие изменения. Никто об этом не думал, никто к этому не готовился. Семья формируется без появления малыша, перестройка жизненного уклада может происходить травматично и подорвать доверие друг к другу и качество отношений.
Паре, прожившей долгое время семьей без ребенка и находящейся в ожидании его рождения, важно не потерять привычки, интересы, вкусы, которые их объединяют и связывают. Очень важно, чтобы никто из супругов, отношения между которыми были проверены временем, не почувствовал себя преданным, чтобы забота о ребенке не вытесняла супружеские роли.
Тревога о ребенке, тревога о себе
Серьезность может препятствовать гармонии семейных детско-родительских отношений. Людям после тридцати лет свойственно быть более серьезными, чем молодые родители. Это не плохо, но те переживания, которые в двадцать лет проходят бесследно, в тридцать могут вызвать внутренние затруднения. Взрослые родители более тревожны. Тревожность сначала касается физических параметров ребенка, затем особенностей развития, отношений со сверстниками.
Эта тревожность возникает из-за того, что планка ожиданий очень высока. Люди, которые решились на ребенка в сознательном возрасте, думают, что они все сделают на твердую "пятерку", все будет отлично и именно так, как они запланировали. Любая соска, упавшая на пол, няня, опоздавшая на пятнадцать минут, легкий насморк, — все это может вызывать огромный внутренний и внешний резонанс, массу переживаний, тревожных взаимодействий с супругом. Эта тревога может перерасти со временем в пограничное состояние.
С тревожными ощущениями и мыслями сложно справляться. С определенного возраста у женщин — у кого до тридцати, у кого и после — появляется беспокойство, что возраст молодости закончился. На западе этот возраст отмечен повышенной заботой о здоровье. Наши женщины понимают, что времени уже нет, метроном начинает тикать. Прошла первая молодость, вторая почти проходит, и это добавляет тревожных ощущений и ожиданий.
Биологический метроном начинает подталкивать родителей к скорости развития ребенка, у них завышенные ожидания в этом плане. Дети взрослых родителей, как правило, раньше идут в школу, хотя могут быть внутренне не готовы к новому этапу развития. Но родители постоянно прикидывают, сколько же им будет, когда дети эту школу закончат.
Взрослым родителям труднее найти игровой контакт с ребенком, играть на их уровне. В парке на прогулке можно увидеть, как молодые мамы легко выступают в игре в роли ребенка, а мамы постарше сохраняют серьезный вид и обращаются с ребенком, как со взрослым, что нарушает естественные детско-родительские отношения.
Супругам, планирующим рождение первенца не в самом молодом возрасте, стоит осознавать, что "проект ребенок" значительно отличается от прочих жизненных и деловых проектов. Осмыслив моменты, о которых мы сегодня говорили, можно свести к минимуму тревоги и разочарования.