Почему не стоит начинать прикорм с соков? Какими правилами руководствоваться, предлагая малышу новую еду?
Содержание:
Известно, что знакомство с теми продуктами, которые ест мама и вся семья, начинается ещё задолго до рождения ребенка на свет. Через пуповину внутриутробный плод получает первые "знания" о рационе его семьи. Вместе со всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности он получает ферменты и информационную базу о том, что ела сегодня его мама.
Через полгода после рождения, проявляя интерес к содержимому маминой тарелки, малыш требует "языком жестов", чтобы ему дали именно это. То, что ест мама.
Почему нельзя начинать прикорм с соков?
Сок — это очень тяжелый продукт, в котором много кислот, минеральных солей и сахара. Даже для взрослых это слишком концентрированный продукт, который нужно разводить. А детям лучше вообще пить компотик.
Представьте: у человека проблемы с желудком, с печенью, почками... Какая у него диета? Кашки! Хорошо проваренные, иногда — на воде, без молока. А не соки. Ребенок ест молочко грудное, которое усваивается почти полностью... Последствиями раннего введения сока может быть: раздражение ЖКТ, дисбактериоз, проблемы с почками, проблемы с поджелудочной железой (как следствие — огромное количество больных панкреатитом в нашем поколении).
Аллергия может проявиться не сразу. Бывает, что где-то через месяц после раннего введения сока появляется диатез "непонятно на что, ничего нового не давали".
Методика ввода в качестве первого прикорма сока была особенно распространена в период до 1970 годов. Причем не только в России, но и в Европе и Америке. Но уже в конце
Из наблюдений за детками
И опять-таки, обращаясь к тому времени, вспомним, что основной упор делался на искусственное питание (в тот период считалось ЛУЧШЕ докормить ребенка смесью, чем поддержать грудное вскармливание, да и матери рекомендовалось как можно скорее воспользоваться услугами яслей, чтобы выйти на трудовую вахту) — ребенок нуждался в дополнительных источниках пищевых веществ. Вот как раз и стал актуален принцип "меньшего зла".
Да, соки в качестве первого прикорма приносят вред. Но недостаточное питание из-за отсутствия грудного молока, на молочной смеси несбалансированного состава с кристаллическим сахаром (а наши мамы должны помнить, как высеивали сахар из смесей ситом) из коровьего молока или кефира для ребенка еще более опасно. Дефицит питательных веществ провоцирует тяжелые дефекты развития, в то время как проблемы ЖКТ, во-первых, более отдалены во времени и, во-вторых, потенциально знакомы и теоретически излечимы.
Про сок и анемию
А теперь цифры. Приведу пример содержания железа в различных пищевых источниках, подходящих для ребенка грудного возраста, и потребностей ребенка в нем.
В грудном молоке содержание железа незначительно само по себе, около 0,04 мг на 100 г. Но у железа в грудном молоке уникальнейшая биологическая доступность —
В современных адаптированных смесях содержание железистого сульфата порядка
По данным ВОЗ 20 мкг/100 г является достаточным количеством для удовлетворения потребностей ребенка до возраста
А вот в молочной смеси, которой кормили нас мамы, содержание железа в два раза меньше, чем в грудном молоке — 0,02 мг/100 г. Биологическая доступность низкая — 10%, и количество всасываемого железа получается всего 2 мкг/100 г смеси.
Т.е. для ребенка, который в ТО время находился на искусственном вскармливании, профилактика железодефицитной анемии была ОЧЕНЬ актуальна. Потому что из доступного питания он получал меньше 1/10 необходимого количества.
Особенно актуально это было для недоношенных детей, потому что собственные запасы из-за сокращенного срока перинатального развития были минимальны и, как правило, истощались уже к 2 месяцам до минимального уровня.
Соки выступали хоть какой-то альтернативой решения подобной проблемы. Действительно ХОТЬ КАКОЙ-ТО. Потому что ребенку возраста физиологической незрелости к прикорму предложить твердую пищу невозможно (кусочки, пюре). Исключительно жидкую. Такую, как соки и бульоны. Так вот, соки. Содержание железа в обогащенном яблочном соке составляет около
Потому-то к возрасту физиологического уменьшения запасов железа в организме (порядка 4 месяцев) у ребенка в питании должно было бы быть уже ДОСТАТОЧНОЕ количество иного источника железа — сока. По крайней мере, хотя бы эти 100 г сока в день. Но если их сразу дать ребенку — он, простите, загнется. Потому-то вводили как можно раньше, чтобы растянуть период привыкания. Сгладить стрессовый эффект.
А почему рекомендация была всеобщей? Причина проста — мало какой педиатр будет разбираться, действительно ли мать кормит хорошо грудью, не докармливая коровьим молоком. И рекомендация должна быть стандартизированной! Может, мать обманывает или не договаривает об особенностях питания младенца. А ребенок страдает. Потому-то, исходя из принципа меньшего зла, эту рекомендацию сделали всеобщей. Если и будет какой-то вред — он будет малым по сравнению с проблемами дефекта роста у ребенка в первый год из-за плохого питания неадаптированной пищей.
Вот, собственно, и все... Основная беда в том, что в условиях современного питания малышей плюсы ввода сока потеряли актуальность. А когда даже сомнительной пользы нет, то что осталось?
Итак, как правильно начать?
Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи — это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов — один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.
- Ребенок может "за один присест" попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес, в количестве до трех микродоз.
- В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не откусит (твердое яблоко, морковка, сушка и т.п.)
- Микропробы даются в течение
3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки. - Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.
- Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.
- Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомиться со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до
8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел3-4 чайные ложки одного продукта и просит еще, ему надо давать что-то другое. - Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.
- Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До
8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки. - Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.
Введение прикорма ребенку требует определенных знаний и опыта. Никаких проблем не будет, если малыш здоров, находится на правильно организованном грудном вскармливании, и его маме показали, как вводить такой прикорм. Это действительно нужно показывать, как и все, что касается практики, например, грудного вскармливания и ухода за малышом.
Если маме не показывала другая опытная мама, как начинать прикармливать малыша правильно, она может допускать какие-то ошибки, даже не подозревая о том, что она их делает. У некоторых мам все получается успешно. Это мамы, которым повезло. Как повезло, например, мамам, ни разу не видевшим, как кормить малыша грудью правильно, но сумевшим наладить кормление.
Можно совершать ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, малыш некоторое время ест, мягко говоря, не очень аккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку и потом нести ее в рот. Многие мамы считают такое поведение недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить его. У малыша пропадает желание есть самостоятельно.
Ребенку может очень нравиться какой-то продукт, и он может требовать себе еще и еще, и мама ему уступает, получая на следующий день расстройство пищеварения у малыша. При правильном введении прикорма самочувствие малыша не ухудшается, животик не "расстраивается", он продолжает нормально развиваться.
Если мама знает варианты нормального поведения малыша, адекватно их оценивает и вовремя корректирует при необходимости, из малыша никогда не вырастает ребенок, не умеющий себя правильно вести за столом, неаккуратный или с плохим аппетитом. К сожалению, то, что умели делать все женщины лет 150 тому назад, сейчас почти никто не помнит...
Окончание следует.