Работающая дома мама – без садиков и нянь
Психолог Марина Озерова — автор нескольких книг, создатель центра дистанционного образования «Дети в семье» и активный член одноименного сообщества, а также мама двоих детей. Всю свою бурную деятельность Марина ведет из дома, успевая при этом заниматься семейным образованием дочери. Недавно она рассказала, как ей это удается.
Эти правила выработаны у меня для умственного труда — составления обучающих программ, написания книг и статей. Хотя, конечно, многие принципы можно и к ручному труду приложить.
1. Записывать все, что только можно, любой намек на мысль. Сейчас одновременно веду не менее 12 тетрадок: черновики книг, эскизы, собственные цели, список долгосрочных покупок, сезонная одежда детям на лето, семейный бюджет и прочее.
Очень многие недооценивают это, а зря. Конечно, я предвкушаю комментарии «почему это не сработает у меня и почему я не буду даже пробовать». Но хочу сказать, что действительно привычка «думать письменно» очень повышает работоспособность, концентрацию, а главное — как бы это сказать? — глубину размышления.
При этом не нужно представлять меня в тишине (когда часы не тикают и птички не поют) с тетрадочкой за письменным столом. Например, пока сын был совсем малыш и его приходилось часами укачивать, а потом еще долго лежать, пока можно будет отползти, у меня по спальне были развешаны листы бумаги, где можно было карандашом чего-нибудь быстро написать, или просто смотреть на эти бумажки, и мысли вызревали лучше.
2. Полное отсутствие нытья на тему «я не успеваю». Я прочитываю много резюме потенциальных преподавателей, которые хотели бы вести дистанционные курсы на нашем сайте. Однажды написал один мужчина. У него такая интересная тема была — я сразу вцепилась: говорю, пишите скорее план курса, это точно будет пользоваться спросом! В результате он мне часа два (!) объяснял, почему ему некогда и никак ничего не начать. Мне уже пришлось довольно резко оборвать эту тягомотную переписку, потому что я-то не транжирю свое время!
Проверьте, куда уходит ваше время и ваши силы.
3. Полное отсутствие желания «все успеть». На мой взгляд, это разрушительные теории, вгоняющие матерей в какую-то ненужную панику, чувство вины и отказ от себя. За всю жизнь нельзя все успеть, все дела не переделать никогда. Если вы уже абсолютно все сделали — вы труп. А если вы все-таки живой человек, то всегда будет: не успела, сделаю завтра, это не нужно, мне лень, у меня нет на это настроения и вообще. Расставьте приоритеты и уйдите из этой гонки.
Я успеваю только то, что нужно мне. И мне абсолютно плевать на «на кухне должна быть чистота», «посуда не должна ночевать в раковине», «детям нужно гулять ежедневно не менее...», «если вы ходите дома в старом халате, вы не женщина» и т.п.
Проверьте: что из желаний успеть и сделать — на самом деле ваши желания? Распыление и желание охватить все только снижают продуктивность!
4. Высокая концентрация, сокращение времени на «производство». Это достигается одним — практикой. Много лет назад анализ одного рисунка у меня занимал несколько дней, мне нужно было рыться в литературе и т.п. Теперь у меня это отнимает несколько минут. Но с тех пор я проанализировала много тысяч рисунков, а не увидела быстрый способ анализа во сне. Люди боятся совершить лишнее движение. А от размышлений, почему у вас чего-то не получается или получается недостаточно эффективно, продуктивность не растет.
Мне многие делают комплименты, что я так легко и просто пишу, хорошо и доступно объясняю. Так вот, когда я оканчивала магистратуру, у меня были большие проблемы с письменной речью, а моя магистерская диссертация была для меня каторгой. И я случайно услышала, как одна моя преподавательница сказала другой, что «у Марины такие проблемы с выражением мыслей письменно!». Вполне логично было бы, закончив учебу, выкинуть все бумаги. Но я стала писать статьи, и это стало получаться все лучше и лучше.
Хотите что-то делать быстро и хорошо? Делайте это много и часто! Так просто, но люди ходят, ноют и ищут волшебные рецепты, как сделать все по мановению руки.
5. Отсутствие стереотипа, что «с детьми невозможно» (работать, учиться, шить, танцевать и т.п.). Когда офисные мамы обсуждают проблемы на работе, в их головах не возникает никакого диссонанса. Ну, это же работа! Понятно, что бывают проблемы — авралы, лишние задания, босс не в настроении и т.п. Но если допустить, что при работе на дому бывают проблемы, которым можно найти решения... Стоп! Это все из-за детей, их срочно в сад, потому что «с детьми невозможно».
Я работала на разных работах, все (за исключением одной весьма недолгой) были любимыми, и что-то я не помню там «рая на земле» — всегда возникали какие-то трения, трудности, сложности, даже если сидишь один в кабинете, и никто тебе не мешает. Ну, это жизнь, куда денешься — всегда что-то надо решать! Так то же самое дома, с детьми — только другие задачи и другие решения, вот и все.
6. Отсутствие ожидания идеального. Очень снижает продуктивность желание достичь какой-то точки, когда вы будете все делать совершенно и в совершенных условиях. Этого не будет никогда, расслабьтесь. Вопрос стоит не «когда у меня будут идеальные условия», а «что я могу сделать сейчас» и «как я могу делать это лучше».
Многим представляется так: уж если я могу работать дома, да еще книжки пишу, то у меня:
- штат прислуги (я не должна делать домашние дела);
- няни и развлечения для детей;
- мои дети тихо сидят по углам и «человечков из желудей делают».
Все совсем не так. Просто я пытаюсь искать решения, и в большинстве случаев они находятся.
7. Вести одновременно несколько проектов на разной стадии готовности.
Мне это помогает не зацикливаться на одном-единственном, каждый видеть более объективно, и каждый совершать быстрее, чем если бы я делала их по одному.