Уход за детьми с маленькой разницей в возрасте: опыт мамы
Содержание:
В предыдущей статье я писала о том, как сочетала уход за двухлетним ребенком и беременность. Теперь хочу поделиться опытом, как я без постоянного присутствия няни или бабушек организовывала уход за двумя детьми с разницей в возрасте два с половиной года.
Сейчас моей старшей девочке уже четыре года, а сыночку полтора, и друзья утверждают, что, по их мнению, у меня появилось куда больше сил, чем год назад, когда детям было три и полгода соответственно. Что ж, возможно, им виднее, а я, честно говоря, больше всего люблю как раз тот период развития маленького человека, когда он еще младенец. Именно этот этап вызывает у меня наибольший интерес и дает какое-то небесное ощущение.
Сон
То ли потому, что второй раз я рожала по контракту, то ли нам так повезло, но мой второй ребенок, как по книжкам, первые несколько недель очень много спал, просыпаясь каждые три-четыре часа на кормление. Правда, во время своего недолгого бодрствования он скрипел-кряхтел, так что у нас в семье даже возникла шутка: «Мужчины не плачут, они скрипят!». Кстати, другие мамы мальчиков тоже мне сообщали о подобном. Так что в период долгих снов младшего я занималась домашними делами, играла и занималась со старшей дочерью, чтобы она, не дай Бог, не стала ревновать. Потом сын стал меньше спать и больше скрипеть, и тогда я стала носить его в слинге, и он успокаивался.
В книжках про беременность пишут, что внутриутробный ребенок привыкает к режиму своей мамы, пока она его вынашивает. По моему опыту, это правда. Мой сын просыпался в восемь утра, видно, вспоминая те счастливые времена, когда я с утра пораньше ходила в женскую консультацию сдавать анализы. Зато и на дневной сон старшей дочери он тоже засыпал, как и я на поздних сроках. Поэтому днем я с детьми спала одновременно, что давало мне возможность поддерживать здравый взгляд на мир. (Честно говоря, это мне удавалось не всегда. Как я поняла, каждый новый ребенок помогает своей маме «размамиться» — стать заботливее, мягче, женственнее, добрее, отзывчивее, чувствительнее. Но ведь какие-то негативные эмоции при этом погружении в истинную себя тоже разблокируются и временами бьют ключом, что в литературе называется «послеродовым блюзом»..
Ночью малыш просыпался несколько раз и мешал высыпаться старшему ребенку и нашему работающему папе. Поэтому мы приняли такое решение: я и сын спали в одной комнате, а муж и дочь — в другой. И месяца, может быть, два, мы придерживались такого распорядка. У психолога Екатерины Бурмистровой я встречала рекомендацию: за некоторое время перед рождением второго ребенка отложить первого в отдельную комнату. Но мы сделали по-другому — оставили старшую в привычной комнате, но убрали оттуда маму. Правда, Бурмистрова утверждает (и, скорее всего, справедливо), что раздельный сон родителей — враг семьи, но сразу после родов он, возможно, и не так нужен. К тому же, не всегда получается во всем следовать указаниям психологов.
Сын взрослел, и потом у него сформировалось три дневных сна. Это очень удобный период, потому что средний сон совмещается с дневным сном старшего ребенка и появляется свободное время для мамы. Когда остались только два дневных сна, я стала укладывать старшую дочь чуть позже, потому что к первому сну брата она еще не успевала уснуть. Таким образом, их сны опять совмещались.
Сейчас сыну полтора, у него остался только один дневной сон, и, к сожалению, он устает гораздо раньше, чем дочь. Поэтому получается два варианта. Либо по возможности уложить его, как только он начинает капризничать, а четырехлетняя девочка уже вполне способна тихо играть, чтобы он не проснулся (зато потом есть риск, что шумный младший будет мешать старшей). Либо постараться, чтобы сын все-таки потерпел и лег позже, и тогда дети опять-таки заснут одновременно.
Прогулка
Пока у меня был только один ребенок, я любила ходить на долгие прогулки в парк (до него идти от дома с коляской минут двадцать) — смотреть там на лошадок, кормить уток, изучать разные цветочки-листики и т.д. С появлением второго я стала чаще посещать детскую площадку рядом с домом и больше дружить там с соседскими мамами и бабушками, у чего тоже, безусловно, есть свои плюсы.
Из дома я выходила со слингом и с прогулочной коляской, которая раскладывалась почти горизонтально и в которой я возила детей по очереди: пока старшая еще не очень устала, она шла пешком, а младший ехал. Когда ей становилось невмоготу, я перекладывала малыша в слинг, а девочку сажала в коляску и везла, вызывая своей физической силой ужас у наших дорогих сограждан (которые, судя по всему, считают, что с двумя детьми можно выйти из дома только с папой, бабушкой, няней — с какой-то поддержкой). Некоторые, глядя на меня, охали и ахали, гуляя вдвоем с бабушкой с коляской-люлькой. «У вас же двое детей!» — восклицали они. «Представляете, не только у меня! — приходилось отвечать. — А у некоторых даже трое. И четверо!». Но я так привыкла носить на руках первого ребенка, что и вправду стала сильнее, и новорожденный в слинге для меня был как пушинка.
Мы поначалу думали купить двойную коляску, но решили, что для нашей разницы — два с половиной года — в этом нет необходимости, потому что старшая все-таки должна уже пешком ходить. В итоге купили в дополнение к «прогулке» коляску-трость — она легкая, и иногда, к примеру, если отправиться с мужем в долгий поход по парку, то две коляски удобнее. И когда бабушка брала старшую в гости на выходные с коляской-тростью, коляска-«прогулка» оставалась у меня для малыша. Сейчас, когда тороплюсь, иногда раскладываю коляску полностью и сажаю их одного за другим — думаю, это хороший вариант для тех, у кого в доме нет грузового лифта для огромной двойной коляски.
У меня создалось впечатление, что у многих людей ребенок вызывает невероятную тревогу, а двое детей — панику. Поэтому я, как мама двоих детей, тоже стала объектом их сложных чувств. Но хорошо, что не только отрицательных. У некоторых мам на площадке я стала вызывать интерес, они задавали вопросы и помогали мне. Какие-то бабушки сожалели, что в свое время не родили еще одного (второго, третьего, одна даже жалела, что четвертого) ребенка.
На детской площадке мы поначалу гуляли таким образом: младший спал или (потом) сидел в коляске и смотрел, как там играет старшая. Теперь, когда сыну полтора, на площадке я в основном бегаю за ним, а дочь в целом справляется сама.
В следующий раз я расскажу, как в воспитании наших двоих детей с маленькой разницей участвует папа, а также о том, какое решение приняла наша семья по поводу детского сада для старшей.