Навязчивые действия, невротические знаки: как вести себя с ребенком
Содержание:
Грызет ногти, «съедает» рукава одежды, ковыряет заусеницы, кусает губы, теребит волосы, что-то нервно крутит в руках, начинает странно покашливать или моргать... Такие модели поведения у дошкольника, считает психолог Екатерина Бурмистрова, обычно являются «невротическими знаками» ― ответной реакцией ребенка на стресс. Какие базовые правила надо соблюдать родителям, чтобы не усилить и не закрепить проявление нежелательных поведенческих моделей?
Не пытайтесь выключить
«Неудобные», навязчивые, повторяющиеся и при этом неосознаваемые действия ребенка нас сильно злят и не менее сильно беспокоят по вполне обоснованным причинам. Как действовать, если вы заметили невротические знаки в поведении своего ребенка?
Не пытайтесь выключить то, что выключить нельзя. Невротические знаки появляются как ответ ребенка на стрессовую ситуацию, которую родители сразу могут не распознать.
Как только мы сталкиваемся с нежелательной поведенческой «привычкой», то испытываем тревогу, думая, что делаем что-то «не так», ― и пытаемся невротический знак сразу «выключить».
Первое правило. Помните: никакое поведение ребенка нельзя «выключить» сразу. Тем более, нельзя выключить навязчивое, повторяющееся автоматическое действие. Ребенок не может перестать, а постоянные требования значимых взрослых укрепляют чувство, что мама и папа не любят его, потому что он — «не такой».
Второе правило. Не показывайте, что переживаете. Если вы покажете свой испуг, свое разочарование, свое сомнение в себе как в родителе, ребенку легче точно не будет.
Третье правило. Не реагируйте «в лоб». Не говорите, чтобы ребенок немедленно перестал. Для ребенка-дошкольника любое обращение внимания непосредственно на невротический знак с высокой вероятностью лишь усилит его частотность.
Еще один важный момент. Невротические знак часто делает ребенка менее красивым, гармоничным с точки зрения родителей, даже любящих. У родителя появляется ощущение, что ребенок как бы «сломался», стал не таким «совершенным». В итоге, спасая свое эстетическое чувство и борясь «в лоб», они «сгоняют» невротический знак с одного места на другое.
Например, родителю не нравится, что ребенок грызет ногти. Начинается та самая борьба «в лоб». Однако стрессор по-прежнему работает, и невротические знаки просто мигрируют ― всегда в гораздо более неудобные места: если ранее ребенок грыз ногти, то теперь может начать в прямом смысле вырывать у себя волосы или начать исследовать свои половые органы.
Как же реагировать родителям?
Нужно внимательно наблюдать. В какие моменты, при каких условиях невротический знак проявляется. Динамическое наблюдение за симптомом во времени — богатейшая информация для того, чтобы понять причину и начать работу с ней.
Иногда речь идет о системном стрессе: рождение следующего ребенка, выход мамы на работу, смена взрослого, который находится с ребенком, развод, крупная ссора родителей, заболевание близкого.
Причиной может быть даже сильное впечатление от фильма. В ситуациях, где взрослый делился бы переживаниями, писал бы в дневнике, ругался бы, у ребенка просто нет еще нужных навыков психологической защиты. В результате на ситуацию реагирует тело ребенка теми самыми невротическими знаками.
Подведем итог. Если вы столкнулись с невротическими знаками у ребенка, то первые и самые главные шаги будут такими:
Вдох ― выдох. Стараетесь успокоиться.
Не акцентируете внимание ребенка на нежелательном поведении.
Наблюдаете, чтобы определить источник стресса.