Статьи

Ребенок капризничает? Переключите внимание на решение задачи

Как использовать ТРИЗ при капризах у детей

Содержание:

Как мы обычно реагируем, если ребенок капризничает, отказывается выполнить что-то важное? Игнорируем, рассказываем о последствиях, принуждаем... Согласитесь, не очень продуктивные методы. Евгения Гин, соавтор курса «Игры разума» в школе осознанного родительства «Большая Медведица», предлагает необычный инструмент из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) под условным названием «Задача и есть решение».

Как избежать капризов на пустом месте

Как избежать капризов на пустом месте

Утро. Просыпается мой ребенок и начинает капризничать. У нас всегда на ночь открыты окна. От этого утром довольно холодно в комнатах и главное ― холодный пол. Поэтому утром я всегда надеваю сыну носочки.

Этим утром проснулся не в настроении: «Не хочу я надевать носки, не буду!» Начинает капризничать.

Я могу пуститься в долгие разговоры, что не очень продуктивно. Могу начать ругаться. Могу еще миллион вариантов придумать. Но один из вариантов, который действительно эффективен, ― это поставить задачу перед самим ребенком.

Внимание! Задачу нужно поставить правильно. Поэтому сначала мы обращаемся к цели:

  • что на самом деле важно в сложившейся ситуации?
  • почему/для чего нам нужно, чтобы ребенок что-то сделал?

Получаем: мне же не нужно, чтобы сын надел носки. Мне нужно, чтобы ему не было холодно. И я говорю: «Хорошо. Не хочешь носки, не надо. Придумай тогда, как сделать так, чтобы твоим ножкам не было холодно».

Всё! Капризы исчезают моментально, потому что одновременное решение задачи (мышление) и причитания ― не совместимы. Еще один эффект: у ребенка как будто глаза открываются: «Что-то необычное происходит!». Интерес ― лучшая мотивация.

Как сделать, чтобы дети убирали игрушки?

Превратить ситуацию в открытую задачу и переадресовать детям. В качестве одного из вариантов: «А придумайте, как убрать игрушки с пола без рук».

И дети с таким удовольствием это делают! Никаких конфликтов. Бывает, конфликт уже разгорается, и тут мама вспоминает, что можно поставить задачу. И все переходит на другой уровень.

В итоге дети и мышление размяли, и удовольствие получили, и комната убрана. И при этом мама не становится аниматором для собственных детей.

Как превратить нежелательное действие ребенка в полезное

Рассмотрим другую ситуацию: от положительного в целом действия ребенка есть дополнительный нежелательный эффект, и вы хотите от этого минуса избавиться. Что делать?

Не пресекайте действие целиком ― снова превратите «просто ситуацию» в задачу.

Я разгружаю стиральную машину. Рядом крутится сын, которому нет еще и трех лет. Он мне помогает: подъезжает его грузовик, туда валится куча чистого белья, которое тут же оказывается на полу. Все это тащится к сушилке за грузовиком, где я это развешиваю.

Меня не устраивает такая ситуация. Я могу отказаться от помощи сына. И часто родители делают именно так. Нас не устраивает какая-то деталь, а действие ребенка в результате пресекается целиком. Потом мы переживаем, что, повзрослев, ребенок не желает нам помогать, потому что когда он хотел, мы обрывали его ― помощь была «не такой».

Как поступить иначе? Можно снова превратить ситуацию в задачу. Я говорю: «Степа, конечно, ты мне здорово помогаешь. Но видишь, у нас чистое белье падает на пол, который все же не настолько чистый, как это постиранное белье. Давай придумаем, как сделать, чтобы белье по пути не пачкалось».

И мы придумываем к этому грузовику прицеп из чистого пакета. Все довольны! Ребенок рад — у него новая интересная игра. И мама довольна. А все почему? Потому что придумали и решили задачу.

Конечно, это не универсальный инструмент на все ситуации с ребенком. Но он работает!

Итак, вкратце по шагам:

Определяем истинную цель: почему нам важно, чтобы ребенок что-то сделал (очень часто на этом этапе задача вообще отпадает сама собой).

Превращаем ситуацию в открытую задачу (задачу, у которой может быть множество решений) и переадресовываем ее самому ребенку. Если ребенку пока тяжело самому справляться с поиском решения или с самим решением, помогаем ему.



[1 год 6 мес. - 3 годa]

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2024, Наш ребенок

info@ourbaby.ru, Ourbaby.ru, https://www.nashrebenok.ru

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.

Change privacy settings