Каким будет подростковый возраст, если дать ребенку планшет в 2 года
Содержание:
- Социальны ли социальные сети?
- Как следить за ребёнком в соцсетях
- Чем опасен интернет
- Если у подруги iPhone
- Подросток запаролил телефон
- О личном примере, работе и социальных ориентирах
- Главная проблема от гаджета до окружения — жить «по росту»
Психолог Екатерина Демина продолжает рассказ о взаимодействии ребенка и компьютера: социальных сетях в жизни детей и родителей, играх на компьютере и вживую.
Социальны ли социальные сети?
Есть один очень короткий период, когда соцсети действительно спасительны — это подростковый возраст в его депрессивной фазе. По возрасту она у всех наступает по-разному, это зависит от гормонального фона; в среднем, не раньше двенадцати лет у девочек, а у мальчиков обычно ближе к четырнадцати-пятнадцати.
Есть такой момент, когда ребенка накрывают гормоны, и это сильно истощает энергетические ресурсы. Самый верный признак этого периода — сверхбурный рост, когда все ресурсы организма идут на перестройку. Тогда нет сил выходить на улицу и как-то общаться, тусоваться. Это — единственный момент, когда общение действительно может происходить в сети.
Страницы в соцсетях сейчас появляются очень рано. Своя страница у ребёнка может быть и в десять лет, но в этот момент он еще должен общаться лично. Даже играть в игрушки мальчики этого возраста предпочитают «кучей». У девочек вообще вероятность интернет-зависимости по сравнению с мальчиками ниже раз в десять.
В девять-двенадцать лет девочки активно общаются лично. Компьютерные игры их интересуют минимально. Если девочке предложить выбор: погулять с подружками или посидеть «в ящике», она сама выберет погулять с подружками. Девочек с зависимостями я вижу крайне редко, обычно уже лет в пятнадцать, и такая зависимость существует на фоне развернутой депрессии.
Как следить за ребёнком в соцсетях
По-хорошему, у родителей должен быть доступ на все страницы ребёнка. То есть они должны знать пароль, иметь возможность просто сидеть и смотреть. И здесь мы вступаем на очень скользкое поле: как, с одной стороны, соблюсти приватность и не нарушить личное пространство ребёнка, но, с другой стороны, защитить или хотя бы подстраховать.
Помните истории про мам, которые читают личные дневники детей и потом устраивают скандалы? Я научена многим горьким опытом, своим и клиентским, и всё-таки считаю, что родители должны быть в курсе. То есть дневники и страницы читайте — но потом молчите об этом, как убитые. И чтобы никогда в жизни ребенок не догадался, что вы там были.
Вмешиваться нужно только в случае прямой угрозы. И если вы обнаруживаете что-то не то, сначала подумайте, что вы обнаружили, и как об этом говорить.
Чем опасен интернет
Родители в интернете беспокоятся не по тому поводу. Их беспокоит, что ребенок увидит сексуальный акт. А на самом деле опасно то, что ребенок уходит из реальной жизни и отучается жить.
Мы видим, что выросла целая популяция людей, которым сейчас от семнадцати до тридцати включительно. Очень печальное зрелище, потому что напрягаться никто не хочет, но при этом все хотят получать запредельные удовольствия. Их мало что радует, они такие пресыщенные. И никто не думает о том, что это первое поколение детей, которое выросло на компьютерных играх.
Что такое компьютерная игра? «Я получаю сильное немедленное, не отсроченное удовольствие без усилий».
Что происходит в реальной игре, будь то футбол, волейбол? Ты сначала очень долго пыхтишь, потом тебе удается забить гол, и ты чувствуешь экстаз, эйфорию, полёт. Это продолжается десять секунд, а потом надо опять пыхтеть до следующего гола, потому что, пока ты бегал и кричал, в твои ворота уже забили. Не щелкай клювом, не расслабляйся, давай дальше. И плюс — там еще есть реальные проигрыши.
А в компьютере ты в любом случае сохранился и повторил, повторил, повторил — это не проигрыш.
Если у подруги iPhone
В подростковом возрасте ребёнок уже должен быть в какой-то адекватной среде. Если у подруги iPhone, а у вашей дочери Noname китайский, и она из-за этого переживает — значит это не та среда. Это значит, вы замахнулись не на свой уровень.
К сожалению, очень часто родители бегут покупать ребёнку что-то, чтобы было «не хуже, чем у людей». Поездивши много по миру, я поняла, что это явление не российское, а повсеместное.
Причём, это маркер очень низкого обывателя, для которого главное, чтобы был фасад, а что внутри — не важно. Соответственно, если вы, товарищи родители, хотите, чтобы ребенок был устойчивый, то всё-таки обращаем внимание на то, что внутри.
«Как изменится твоя жизнь, если у тебя будет iPhone?». Давай поговорим об этом. «Давай посмотрим, есть еще Маша, у которой нет iPhone, но при этом за Машей все ходят табуном и очень добиваются её расположения. Как ты думаешь, почему? Что такого есть в Маше, что все так хотят с ней дружить, — точно же не iPhone».
«Давай подумаем, как ты можешь стать популярной так, чтобы это было не связано с iPhone, который я тебе куплю на свои заработанные деньги. Это не ты крутая, это я крутая, я заработала на iPhone. Давай подумаем, чем ты можешь выделиться, поразить воображение». И надо опять возвращаться на более ранний уровень и смотреть, когда у ребенка появилась идея, что он какой-то не такой, что там произошло.
Подросток запаролил телефон
Если ребенок запаролил телефон, значит, он перешёл в другую возрастную категорию; там мы уже должны очень уважать его приватность. Начинать стучаться, когда входим к нему в комнату, спрашивать разрешение, когда берём какую-то вещь. И тут мы отступаем на шаг назад и устанавливаем простые и ясные правила: чего мы хотим, чтобы ребенок делал и не делал.
Я, например, требую, чтобы в десять вечера все гаджеты были обесточены, то есть в десять вечера у нас начинается ночь. Для меня важнее всего, чтобы ребенок высыпался. А если в десять не будет отбоя, то в семь никто не встанет, и будет таскаться, как зомби.
Следующее правило: когда просыпаемся, телефон тоже в руки не берем, а сначала умываемся, расчесываемся и всё такое. И тут очень важно ребенку показывать хороший пример, потому что, не будем показывать пальцем, но родители именно так себя и ведут: первое, что надо сделать, открыв глаза, это открыть соцсеть и посмотреть, что там за ночь случилось.
В подростковом возрасте появляются не столько границы, сколько требования. «Я хочу, чтобы ты закончил четверть без троек. Как ты это делаешь — это твои проблемы».
На самом деле очень хорошо, если в этом время у родителей есть, чем заняться самим. Очень благополучный вариант, если родители чем-то увлечены, потому что тогда ребенок колбасится сам по себе, а на жизнь родителей это не очень влияет. При этом на самом деле ребёнка никто не бросает, просто чуть-чуть сделали шаг назад. Чуть-чуть передали вожжи самому ребенку.
Мы по-прежнему проглядываем журнал посещений, всё равно ограничиваем время за компьютером. «Родительский контроль» я бы до окончания школы не снимала, хотя здесь всё очень зависит от ребенка.
О личном примере, работе и социальных ориентирах
Следите за собой! Потому что вы можете язык стереть до тряпочки наставлениями, но если ребенок постоянно видит вас с планшетом на диване в соцсетях и больше никак, именно такое поведение вы задаете ему как норму жизни. Основная же идея в том, что вы должны до пубертата успеть научить ребёнка всем вариантам социального поведения. Он должен знать, что помимо интернета есть что-то ещё. Личное общение, увлечения, разные формы активности и — большими-большими буквами — работа!
Что работа занимает очень большую часть жизни. И это — не каторга, куда я хожу, где «все козлы, а начальник — дурак». Что это — дело моей жизни, то, чем мне нравится заниматься, то, чему я посвящаю своё время. И именно такое понимание — гиперважно.
Ещё никто не осознал, но у нас выросло поколение, которое активно не хочет работать. Они сопротивляются работе, но при этом хотят иметь большие деньги, социальный успех, все блага. И этот вопль детей: «Айфончик мне!» — из этой же серии.
Золотко моё, ты не заработал, у тебя нет этих денег. Заработай. Давай, на всё лето в «Макдональдс»: что заработаешь, всё твое. Хотя должно быть не так: всё, что ты заработаешь, надо отдать маме, а мама решит, что тебе надо.
Потому что раньше были представления о том, что ребенку по возрасту, а что — нет. Сейчас они размыты, и, кроме прочего, это очень сильно повышает тревогу. То есть, балуя ребёнка, в том числе и дорогими гаджетами, родители дезориентируют его социально.
Главная проблема от гаджета до окружения — жить «по росту»
Главное, чему надо научиться современным родителям — не навешивать на ребёнка все свои амбиции, а жить «по росту». Если ваш ребенок находится в среде, где все ходят в брендах, а вы не можете себе этого позволить — меняйте среду. Она может быть чуть-чуть с опережением, но не на две головы.
То же самое относится к интеллектуальным занятиям. Если для того, чтобы ребенок учился в этой школе, вам нужно нанимать трех репетиторов — это не ваша школа.
Надо очень хорошо осознавать, кто я и какой я. Наше общество, к сожалению, нарциссичное, да ещё со всех сторон в уши несется: «Ты достоин большего». С чего бы? С какой стати? Почему ты достоин, ты что, так сильно выложился? Нет.
Вообще мне очень близка протестантская мораль: работай, добивайся, трудись. Во-первых, это то, что у тебя не отнять. Халяву можно отнять, но мои профессиональные навыки отнять невозможно. Мой опыт и мои способности — это то, что со мной навсегда. Айфончик можно отнять или разбить, одежда порвется. И если всё это составляет ядро твоей идентичности, то грош тебе цена.