Чему научить ребенка-дошкольника, чтобы он быстрее нашелся
Содержание:
Несмотря на увещевания родителей — держать ребенка за руку, не выпускать из поля зрения — дети продолжают теряться в торговых центрах, крупных магазинах, на людных улицах. Чему учить ребенка, чтобы ему было проще найтись, и как реагировать родителям, когда малыш нашелся?
Недавно наблюдала ситуацию в торговом центре. Мальчик лет 5 и охранник вместе подошли к магазину игрушек. К ним подбежали две женщины. Мальчик бросился к одной из них — к маме, прижался к ней и расплакался. Мама его обняла и вдруг начала кричать: «Куда ты убежал! Мы с тетей волновались! Прекрати плакать, слышишь! Ты сам виноват! Прекрати немедленно!».
После сильнейшего эмоционального напряжения может (должна) происходить разрядка. Иногда в слезах, иногда в агрессии. Действительно, часто — именно от ощущения важности, перенапряжения — в тот момент, когда «безопасность возвращается», нервная система взрослых делает такой «кортизоловый сброс».
Конечно, маме правильнее было бы сказать ребенку, если б она могла: «Я так волновалась, что мне сейчас сложно справиться с чувствами, я так боялась, что с тобой может что-то произойти, что сейчас меня всю трясёт. И хочется плакать и злиться одновременно. Сейчас мы уже вместе. Я с тобой. Ты в безопасности. Ты сильно испугался?».
В острые эмоциональные моменты бесполезно воспитывать, взывать к совести, журить и, конечно, обвинять. Важно дать поддержку. Вернуть ощущение опоры. Как только мы «прикасаемся» к чувствам ребёнка, эмоциональная реакция может усилиться. После слов типа «ты испугался?» он может ещё больше расплакаться — это естественно. Любая проявленная эмоциональная реакция более безопасна, чем замирание, замораживание эмоций.
Правила безопасности детей в местах большого скопления людей
Ещё раз структурировала правила безопасности — что нужно помнить, когда выходим с детьми «до телефонного возраста» в торговые центры.
Ребенку от 3 лет:
- важно знать своё имя, фамилию;
- имена и фамилии родителей;
- идеально — адрес;
- в кармашек ребенку можно прикрепить записку с именем, фамилией, именем и номером телефона родителей;
- на ручку можно надеть браслет-непотеряшку — с номером телефона кого-то из родителей (бусины-цифры продаются в магазинах для творчества и рукодельниц);
- договариваемся о громком звуке, который издаём. (В нашей семье мы иногда берём с собой в людные места свисток или такой «рог-ракушку» с громким и достаточно неприятным звуком. Их два — один у ребёнка, один у взрослого. Его нельзя надевать на шею, лучше, чтобы был в кармане или в руке — чтоб в толпе было безопасно).
Ребёнка учим тому, что очень важно, чтобы он был в поле зрения родителей. Можно «поиграть» в то, как близко ребёнок должен находиться (можно придумать игру с ходунками или верёвочками, чтобы регулировать дистанцию).
Важно повторить правило, чтобы он сам ни при каких обстоятельствах не уходил без родителей из магазина, из детской комнаты, не шёл с чужими людьми. Стоял на месте, если вдруг увидел, что родителей нет.
Если все же ребёнок ушёл с условленного места, родителей нет рядом — важно обратиться к человеку в форме (кассиру, охраннику) со словами: «Я потерялся, помогите мне найтись». Важно ребенку показать, кто такие «люди в форме» в конкретном магазине или месте. И акцент мы делаем именно на «помогите найтись». (Когда взрослый или ребёнок ощущает хоть минимальный контроль над ситуацией — это снижает уровень травматизации. И тут у нас фокус не на том, что «я потерялся» — а на том, что «я найдусь»).
— Отряд «Лиза Алерт» рекомендует фотографировать ребёнка перед выходом из дома — чтобы сэкономить время, если быстро нужно сообщить приметы ребёнка.
И пусть никогда не пригодится.