Как воспитывать ребенка, если он легко раздражается и часто выходит из себя
Содержание:
Встречались ли вам дети, которые резко взрываются, если что-то вдруг происходит не так, как они хотели? Бунтари, которые не могут ждать ни секунды и не хотят слушаться? Выглядит это ужасно: секунду назад был спокойный ребенок, и вот он уже дерется, катается по полу и орет: «А я хочу прямо сейча-а-а-а-с!». Если вы — мама или папа такого маленького «фейерверка», то наверняка много раз задавали себе вопрос: «Отчего так происходит? Почему не работают привычные системы воспитания?». Мне знакомо это чувство стыда, злости и бессилия, и я тоже часто спрашивала себя: «Что я делаю не так?».
У нас растет взрывной ребенок
Во время беременности я изучала теорию привязанности и была уверена, что носить младенца на руках, кормить по первому сигналу и откликаться на потребности ребенка — это практически все, что нужно для счастливого детства. Однако первые несколько лет моего материнства, мягко говоря, сильно отличались от идеала.
Нашего старшего сына зовут Миша, и с ним всегда было трудно. Младенцем он очень много плакал, постоянно висел на груди и спал спокойно, только если я лежала рядом. Когда сын подрос, добавились новые проблемы: он громко орал во время переодевания, переворачивал квартиру вверх дном за считанные мгновения и устраивал постоянные истерики на пустом месте. Миша дрался, брыкался и кусался, если был зол. Он всего добивался криком, причем вопить начинал сразу, без предупредительного нытья.
Я даже начала подозревать, что у сына СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) или еще какое-то заболевание, но более глубокое изучение вопроса и консультация со специалистами убедили меня, что проблема не в этом.
За исключением вспышек агрессии, Миша был обычным ребенком, довольно умным и общительным. Он хорошо разговаривал и нормально развивался, даже немного опережая сверстников. Порой создавалось впечатление, будто он делает что-то назло или устраивает показательную истерику для публики. Сын «вил из нас веревки», хотя ему было всего 2-3 года.
Мы с мужем считали себя плохими родителями, неспособными справиться с воспитанием ребенка. Пожалуй, только ленивый за эти несколько лет не сказал мне, что мой сын слишком капризен и требователен, а я чересчур мягкая мать с просевшими границами. Наверное, если бы он был чужим ребенком, то я бы тоже думала, что дело в несовершенстве воспитательных методов.
С другой стороны, я чувствовала, что не все так просто. Истерики случались порой по самым невинным и никак не зависящим от нас поводам — приехал маленький лифт, а не большой, или на улице идет дождь. У меня часто возникало ощущение, что сын действительно хочет успокоиться, но не может. Не помогали четкие правила, объяснения, аргументы, переключение внимания, система поощрений и наказаний. Не давали результатов таймауты и игнорирование. Не помогали поддержка, забота и укрепление привязанности.
В общем, когда на глаза мне случайно попала книжка «Взрывной ребенок» Росса Грина, я ощущала полное педагогическое фиаско. Без преувеличения могу сказать, что это была самая удачная покупка в моей жизни.
Профессор Росс В. Грин — специалист по клинической психологии и психиатрии медицинской школы Гарварда. Метод совместного решения проблем доктора Грина был разработан, чтобы помочь «трудным детям», которые часто устраивают длительные истерики, проявляют агрессию и демонстрируют неадекватное поведение. Стандартные воспитательные методики с таким ребенком не работают.
Дети ведут себя хорошо, если могут
Что же заставляет ребенка «взрываться»? В списке причин трудного поведения у доктора Грина отсутствуют недостаточная строгость и плохое воспитание. Маленькие «фейерверки» не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения. Взрывные дети по каким-то причинам отстают в овладении навыками адаптивности, сознательного самоуправления и эмоционального контроля. Им трудно приспосабливаться к внешним требованиям и условиям, они бывают агрессивными и неуравновешенными. Взрыв, или вспышка раздражения возникает, когда предъявляемые требования превышают способность маленького человека адекватно на них реагировать.
Речь здесь идет не о личном выборе, характере или темпераменте, а именно о навыках. По мере взросления младенец овладевает различными умениями, которые делают его все более самостоятельным и автономным — учится ходить, говорить, двигать предметы. Постепенно дети проявляют интерес к буквам и цифрам, начинают рисовать, петь или играть на музыкальных инструментах, осваивают различные виды спорта. Некоторым ученикам хорошо дается математика, но возникают проблемы с чтением или музыкой, и наоборот. И никому не приходит в голову сказать, что причина плохого слуха — в недостаточно строгом воспитании. Когда какие-то навыки сильно отстают от ожидаемого по возрасту уровня, мы стараемся помочь ребенку — нанимаем репетиторов, занимаемся дополнительно.
Если считать плохое поведение ребенка намеренным, то применение к маленькому «диктатору» жестких мер кажется оправданным. Однако системы воспитания, принуждающие к послушанию, обычно не дают результатов с такими детьми, а только накаляют обстановку в семье. На самом деле, ребенок и так знает, кто в доме хозяин и как себя надо вести. Его склонность к истерикам отражает своеобразную задержку в развитии. Наша задача — выяснить, какие именно навыки отстают у ребенка, и выработать эффективные стратегии взаимодействия с ним.
Стабилизаторы
Росс Грин выделяет несколько важных ментальных навыков, которые он называет внутренними стабилизаторами — это сознательное самоуправление, контроль эмоций, интеллектуальная гибкость, речевые и социальные навыки. Их отсутствие и приводит к взрывным вспышкам. Давайте разберемся подробнее.
Навыки сознательного самоуправления — это организация и планирование, умение отделить эмоциональную реакцию на проблему от интеллектуальных усилий, требующихся для ее решения. Если ребенок не умеет переключаться с одной задачи на другую, а внешние обстоятельства и настойчивые требования родителей подогревают его раздражение и мешают собраться с мыслями, то самая невинная просьба может привести к взрыву.
Если мой ребенок сталкивался с ситуацией, когда надо быстро переключиться с одного занятия на другое — ему всегда было трудно. Пора заканчивать игру и собираться на прогулку — взрыв, уходить с улицы домой — взрыв, заканчивать игру и идти в ванну — взрыв, вылезать из ванны — взрыв. Пробовали заранее предупреждать (несколько раз) или отвлекать, переключать внимание, но это не помогало. Эмоциональная реакция Миши на подобные ситуации порой была настолько сильной, что он совершенно не был способен мыслить адекватно. Навыки самоуправления были явно не нашим коньком.
Речевые навыки — это умение определять собственные потребности, формулировать и выражать эмоции, решать проблемы. Мыслительный процесс у человека происходит в словесной форме, большинство решений мы принимаем автоматически, опираясь на предыдущий опыт (информация о котором обычно хранится в памяти, также облеченная в слова). Если у ребенка запаздывает речевое развитие, у него могут возникать сложности с принятием эффективных решений.
Навыки контроля эмоций очень важны в ситуациях, когда мы раздражены, возбуждены, недовольны или чувствуем усталость. Некоторые дети справляются с этим лучше, другие склонны к взрывному поведению, которое мешает мыслить разумно и адаптивно реагировать на обычные повседневные задачи.
Навыки интеллектуальной гибкости помогают адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Многие дети воспринимают реальность буквально, прямолинейно, видят только два варианта действий, только черное и белое. На самом деле мир требует комплексного подхода, существует множество точек зрения на одну ситуацию, а жизненные трудности могут быть неожиданными. Детям бывает сложно корректировать свои взгляды и приспосабливаться, но мы можем научить их этому, если будем терпеливы и сможем сами вести себя гибко.
Бывали у нас ситуации, когда сын требовал приготовить какое-то определенное блюдо, и если нужных ингредиентов не оказывалось, очень страдал и никак не мог успокоиться. Крайне сложно было привести ребенка в чувство и объяснить, что свет клином не сошелся на манной каше, и можно приготовить что-то другое, не менее вкусное, или сходить в магазин за молоком, или попросить папу купить молока вечером по дороге с работы.
Социальные навыки требуются для коммуникации — это умение распознавать эмоции других людей, анализировать причины их поведения и прогнозировать, какой будет реакция на тот или иной твой поступок. У многих людей и детей все эти мыслительные процессы происходят автоматически, другим требуются сознательные усилия, им не хватает широты мышления, быстроты реакции и гибкости. Взрывные дети часто не умеют вести себя в самых обычных ситуациях — не могут завести разговор или присоединиться к чьей-то игре. Любые человеческие отношения являются сильным раздражителем для такого ребенка.
Я часто замечала, что Мише сложно познакомиться с детьми на площадке. Он мог от радости вести себя слишком шумно или агрессивно и явно не понимал, что это доставляет дискомфорт другим детям, не считывал их эмоции и сигналы, игнорировал слова и просьбы.
Важно понимать, что адаптивность и устойчивость не всем дается с рождения, и не всеми легко приобретается. Многим детям, причем не только взрывным, не хватает навыков, которые Росс Грин называет стабилизаторами. Если воспринимать их отсутствие, как причину (но не оправдание) плохого поведения, то мы открываем себе путь к изменению ситуации.
Вникая в эту тему, я обнаружила, что и сама имею похожие проблемы. Например, мне тоже трудно адаптироваться к изменению обстоятельств. Дети часто ведут себя непредсказуемо, и это изрядно выматывает меня эмоционально, потому что постоянно приходится приспосабливаться к меняющимся планам. Когда я поняла причину своего раздражения, мне стало проще контролировать возникающие негативные эмоции.
Дестабилизаторы
Ситуации или события, которые вызывают у ребенка взрывную вспышку, Росс Грин называет дестабилизаторами. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка в списке проблем могут оказаться: утреннее пробуждение и отход ко сну, голод и еда, усталость, жара и холод, езда в машине, прогулка, посещение магазина, ограничение телевизора или компьютера, переодевание, взаимоотношения с братьями и сестрами, сенсорная гиперчувствительность, уроки в школе, домашнее задание, чтение или письмо и многое другое.
Если попробовать в течение недели записывать случаи взрывного поведения ребенка, то получится выявить некую закономерность, и станет понятно, какие стабилизаторы у него отсутствуют и в каких ситуациях он вспыхивает чаще всего. Когда взрывы становятся предсказуемыми, с ними намного легче справляться.
У нас с Мишей регулярно случались конфликты во время переодевания — проблемой было надеть и снять любой предмет одежды, от трусов до зимнего комбинезона. Дома сын ходил голышом, если не было гостей. Перед выходом из дома мне порой приходилось бегать за ним по всей квартире, чтобы поймать, а потом надо было силой удерживать, пока необходимый минимум одежды не окажется натянут на ребенка. Процесс этот растягивалось надолго, я нервничала. Несколько раз мы выходили зимой полураздетыми, чтобы продемонстрировать важность утепления.
Другие регулярные истерики случались утром после пробуждения и вечером, когда пора было ложиться спать. Выключение мультиков неизменно провоцировало взрыв (попытка не включать их вовсе — тоже). Чистка зубов и мытье головы давались с боем. Часто случались ссоры во время еды. Магазины и другие общественные места становились местом самых неприятных прилюдных скандалов. Обычно я стабильно имела в день несколько истерик. Это был ужас.
Продолжение следует.