«Контейнерные дети» позже осваивают двигательные навыки
Недавнее научное исследование повторило опыт 1940-х годов: тогда психологи попросили детей разных возрастов (3,5 и 7 лет) выполнить определенные упражнения. Результаты стали следующими: 5-летний ребенок сегодня выполняет упражнения на уровне тогдашнего 3-летнего малыша, а 7-летний едва дотягивает до уровня 5-летнего, который жил 60 лет назад. По медицинским нормам 1940-х годов дети должны были сделать первые шаги в возрасте от 8 до 12 месяцев, сегодня возрастные нормы для ходьбы — 12-15 месяцев.
Я нахожу это явление столь же интересным, сколь же и пугающим. Такому отставанию в развитии нынешних детей находят разные причины: генетические отклонения, особенности процесса родов, тип вскармливания, изменение родительского подхода, недостаток подвижных игр, слишком структурированный уход за детьми и другие. Однако такой фактор как «контейнеризация детей» кажется одной из ключевых и очевидных причин этого процесса. Я занялась исследованием этого феномена, и результаты оказались ошеломительными.
Термин «контейнеризация младенцев» означает «помещение ребенка в детские коляски, автомобильные кресла, стулья для кормления, манежи на несколько часов подряд». Задержка в появлении таких моторных навыков, как умение переворачиваться, сидеть, ползти, ходить, может быть связана именно с продолжительным нахождением детей в таких приспособлениях.
Многие родители даже не подозревают, как много времени их дети проводят в «контейнерах». В наше время оба родителя работают, расписания — перегружены, а новые технологии стремятся помочь нам сохранить привычный ритм жизни с ребенком в надежной упаковке. Мать, собираясь за покупками, усаживает младенца в автомобильное кресло, одевается сама, устанавливает кресло в машину, доезжает до продуктового магазина и пересаживает ребенка вместе с креслом в тележку для покупок — такой необременительный шопинг. Дальше в обратном порядке — кресло в машину и домой. Удобно, тут сложно спорить, но все чаще матери держат не детские руки, а пластиковые ручки переносок. Со стороны младенца — это снижение двигательной активности, однообразный набор для тактильного исследования, а поле зрения сводится к одному и тому же потолку, иногда по нескольку часов в день.
Чтобы полнее представить себе теорию контейнеризации и сравнить детей нынешнего и прошлого поколений, следует отдельно рассмотреть работу всех сенсорных систем детского организма.
Вестибулярный аппарат — сенсорная система, которая собирает нас «воедино», дает ощущение себя в пространстве; она расположена в полости внутреннего уха. Вестибулярная стимуляция происходит при движении головы в пространстве в прямом, угловом, круговом, обратном направлениях. Иначе говоря, всякий раз, когда совершается движение, в мозг поступает информация о том, где именно находится тело. Из теории контейнеризации следует, что дети, которые слишком много времени проводят в «контейнерах», не получают достаточной практики движений. Таким образом, их чувство уверенности при движении в пространстве — так называемая гравитационная ориентация — не развивается в нужной степени.
Проприоцептивная система оповещает человека о том, в каком положении находится его тело, в каком направлении, с какой скоростью и силой оно движется. Наши мышцы, суставы, связки посылают сообщения в мозговой центр всякий раз, когда сжимаются, сгибаются, распрямляются или растягиваются — это дает нам «ощущение положения». Дети в «контейнерах» либо постоянно пребывают в одном и том же положении, либо могут совершать движения только в одной плоскости; ограниченное пространство большинства приспособлений не позволяет кардинально изменить позу и активно задействовать мышцы. В обычной обстановке дети совершают йогоподобные движения, когда учатся переворачиваться, ползать и ходить; в манеже и автокресле такая «гимнастика ума и тела» не возможна.
Тактильная сенсорная система дает нам представление о температуре и текстуре окружающего мира. Она предупреждает нас об опасностях и создает так называемые телесные границы. Тактильная система ребенка «из контейнера» определенно не получает достаточной внешней стимуляции ввиду долгого нахождения в неизменном пространстве.
Зрительная сенсорная система задействует одновременно левое и правое полушария головного мозга для развития зрительно-пространственного восприятия. Помимо остроты зрения, которая часто считается первоочередным навыком, большое значение имеют также оценка освещения, нахождение сходств и различий в образах, умение проследить движущийся объект и оценить его положение в пространстве. Продолжительное нахождение ребенка в «контейнере» может негативно повлиять на эту сторону развития, так как ребенку не предлагается достаточный выбор визуальных раздражителей.
Развитие всех этих сенсорных систем необходимо для овладения в дальнейшем всеми физическими умениями и навыками. Дети должны интерпретировать сигналы вестибулярной системы для развития контроля над положением тела, умения различать право и лево, «вверх» и «вниз», «впереди» и «сзади». Проприоцептивная система позволяет принимать нужные положения тела, совершать основные движения, дозировать силу захвата предметов и регулировать мышечные усилия при совершении каждодневных действий.
Развитая тактильная система дает возможность оценить форму, размер, очертание предмета, распознавать материалы и текстуры, узнавать их при контакте с кожей; она позволяет ребенку привыкнуть к одежде на своем теле, к неожиданным прикосновениям, к стрижке волос и походам к зубному врачу. Наконец, зрительная система дает не только остроту зрения, но и глубину восприятия, задержку взгляда, периферическое зрение и «бег» глазами. Эти навыки необходимы для безопасного передвижения и ориентирования в пространстве.
Если вспомнить, как растили детей два поколения назад, можно отметить, что тогдашние малыши имели куда больше возможности и необходимости двигаться и наблюдать за миром с разных углов и положений. Скорее всего, 60 лет назад мама делала все привычные дела с ребенком на руках: поле зрения для младенца было определенно более разнообразным, ведь мама должна была постоянно менять руку, держащую малыша, или пересаживать его на бедро.
Таким образом, вестибулярный аппарат и проприоцептивная система ребенка подвергались постоянной стимуляции благодаря движениям матери. Ношение ребенка на себе дает ему возможность испытывать зрительные, тактильные ощущения — прикосновения, тепло, холод, различные звуки, а также безопасность, которую дает близость мамы. Все это вносит вклад в развитие вестибулярной сенсорной системы. Ребенок изучает мир с разных сторон не только благодаря смене положений тела, но постоянно то приближаясь, то удаляясь от окружающих объектов вместе с матерью. Тактильная система развивается благодаря постоянным прикосновениям, разнице в силе и ритме касаний.
Ношение ребенка (на руках или в эргономичной переноске) дает сенсорным сигналам от окружающей среды возможность естественным образом поступать к нервной системе ребенка, тогда как «контейнеры» не пропускают большую часть этих импульсов.
Варианты «постоянно носить» или «оставить без присмотра» определенно не решат проблему контейнеризации. Для полноценного развития необходима умеренность во всем; ребенку одинаково важны и ношение на руках, и выкладывание на животик, и ползание, и спокойный отдых, даже и в «контейнере». Детские приспособления дают удобство и безопасность, но их постоянное и неограниченное использование очевидно вносит свою печальную лепту в регресс новых поколений.