Статья-обсуждение книги Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым" вызвала большой интерес в среде читающих виртуальных посетителей и много вопросов. На некоторые из них вызвалась ответить автор - детский невролог, имеющий опыт коррекционной работы в том числе с детьми-инвалидами, мама троих детей.
Статья-обсуждение книги Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым" вызвала большой интерес в среде читающих виртуальных посетителей и много вопросов. На некоторые из них вызвалась ответить автор - детский невролог, имеющий опыт коррекционной работы в том числе с детьми-инвалидами, мама троих детей.
Вместо предисловия
У меня был опыт проживания с ребенком, которого носили круглосуточно на руках в первый год жизни. Я познакомилась с ним в его 5-летнем возрасте. Мальчик не говорил, был агрессивен по отношению к сверстникам, не мог посещать детские учреждения, проводил ночи в постели у взрослых. Я нагрузила его занятиями по возрасту, всячески опекала в дневное время, родители наняли сыну логопеда. Залезать в супружескую койку по ночам он перестал, стал говорить и через полтора года пошел в массовую школу. Сейчас учится хорошо, ему непросто с ровесниками, но несколько друзей-приятелей у него есть.
Повторю: с этим ребенком я прожила значительное время. Наблюдала же я таких детей периодически и в количестве бОльшем, чем один. Проблем у них было не меньше, чем у тех, кто не имел "ручного" воспитания.
В понятие "на руках" я вкладываю и ношение в слинге (перевязи) или рюкзачке. Важно не в "чем", а "как" - кожа к коже или на расстоянии от мамы. Тот же смысл вкладываю в выражение "жить вместе с мамой": вместе - значит на руках, в постели и т.д.
Интересен путь детей, прошедших через длительный ручной период. Что примечательного по сравнению со сверстниками они приобрели? Удалось ли им во взрослом состоянии им сохранить душевную гармонию, эмоциональный заряд, полученный от мамы в период младенчества? С какими трудностями столкнулись в школе? В общении со сверстниками и взрослыми? Что говорит опыт тех, кто воспитывал детей, а не одного ребенка по этой системе?
Чем хороши специалисты - мы сталкиваемся с большим количеством детей, с разнообразной патологией и многоликой нормой. Прекрасно понимаю, что раздражает сторонников натурального воспитания в специалистах - теоретизированность. Но знания помогают проникать в сущность проблемы, обобщать отдельные случаи, воспринимать их как звенья процесса развития.
Не нужно воспринимать мои статьи как нападки на Ледлофф- сторонников. Я высказала и продолжаю высказывать свою точку зрения, свои мысли. И они больше рассчитаны на сомневающихся, а не на тех, кто уже выбрал систему воспитания. На сайте существует плюрализм мнений. Связаться с администрацией и опубликовать свою статью может каждый желающий.
Снова про воспитание
Индейцы живут там, где работают. Европейские родители лишены такой возможности: на службу приходится добираться. Да сам характер труда сильно отличается: сравните действия банковского служащего и, скажем, мастера по плетению корзин… Сторонники ручного воспитания рекомендуют брать детей с собой, если есть необходимость выйти на службу. На мой взгляд, лучше найти приходящую няню. На работе человек должен работать. А ребенок так или иначе становится "отвлекающим фактором", что не столько вредит службе, сколько сказывается на отношениях мамы и малыша. Так, родители екуана не выказывают раздражения, если ребенок испачкает их одежду. Вряд ли можно такое сказать о бизнес-леди, которой через час предстоят трудные переговоры.
Абсолютного зла в детском саду я не вижу, а вот ясли не уважаю как класс. Именно потому, что в яслях совершенно обезличен воспитательный момент. Не то, что на руки взять и приласкать - вовремя на горшок посадить не всегда успевают воспитатели. На мой взгляд, ребенок лишь к трехлетнему возрасту должен спокойно отпускать маму на несколько часов. До этого возраста надолго оставаться без мамы или личного взрослого, ее заменяющего, для него слишком травматично. Каждая семья выбирает свой стиль развития отношений, но все-таки стоит обратить внимание на следующие факторы, которые указывают на истощение нервной системы ребенка, в том числе из-за стресса:
- болеет чаще раза в год;
- неустойчивый стул (как запоры, так и стул чаще одного раза в день после 3 месяцев);
- не может привыкнуть к 3 месяцам к режиму сна, еды и бодрствования;
- засыпает вечером дольше 30 минут;
- на первом году жизни не спит днем;
- не отпускает маму из поля своего зрения; просыпается, если мама вышла из комнаты;
- мало прибавляет в весе из месяца в месяц.
Интеллект
Немаловажным для современного компьютеризированного человека является интеллектуальное развитие. Ледлофф пишет о том, что извращенное развитие личности может снизить естественный умственный потенциал. На примере больных детей с эмоционально-волевыми расстройствами мы можем подтвердить это высказывание. Дети, у которых мало собственного волевого порыва, порой дольше и больше должны находиться в тесном телесном контакте со взрослыми. Часто даже и после года.
Если же отношения в семье холодные, а ребенка со смазанными эмоционально-волевыми проблемами воспитывают по новомодным программам раннего интеллектуального развития, то через короткий промежуток времени рискуют получить неуправляемого тирана, способного решать сложные математические и лингвистические задачи. Однако наш интеллектуал не сможет удержаться в школе: ни один самый гуманный учитель не выдержит, если его ученику будет нужно каждые пять минут выбегать из класса, а каждые две минуты - вскакивать из-за парты. Кроме того, такие дети чрезвычайно болезненно относятся к критике, могут даже ущипнуть или укусить педагога, который поправил букву в тетради. При этом сами они могут не осознавать психологических травм, которые наносят окружающим. Могут обзываться и ругаться, не думая о том, что слова обижают соседа.
Однако наличие у каждого ребенка естественного интеллектуального потенциала не означает, что он будет развиваться стихийно. Да, могут раскрыться способности и таланты, о которых мы даже не подозревали. При одном "но". С ребенком нужно заниматься. А если мама просто носит малыша на руках, то этого явно недостаточно.
Проблемы детской агрессии
В нынешний технократический век все больше и больше поднимает голову проблема отчужденности людей друг от друга и, как следствие, нечувствительность к переживаниям других. Что, в свою очередь, приводит к агрессивному поведению у малышей. В рамках одной статьи невозможно разобрать все ситуации, в которых дети проявляют негативные качества. Попытаемся проанализировать те, которые являются следствием именно извращения телесного восприятия себя.
На любой детской площадке можно встретить малышей, которые, уже умея говорить или так или иначе общаться, неизменно бьют других, отнимают игрушки и вопят. По моим наблюдениям, часто такое бывает с теми, кто не вышел из "периода всемогущества" - то есть раннего младенчества. Именно таких детей родственники "окучивали" мгновенно - периода ожидания у них не было вообще. Годовалый ребенок, получающий моментальный отклик взрослого, как будто ему месяц от роду, становится крайне нетерпеливым.
Причины такого поведения кроятся в том, что малыш не отделяет себя от мамы и одновременно не ощущает границ своего тела. Он искренне не понимает, почему мама - часть его - не защищает его и не отнимает мгновенно у соперника понравившуюся игрушку. Ему даже кажется, что рука или нога другого мальчика так же могут быть управляемы его желаниями, как руки взрослых, его нянчивших.
Мы надеемся, что программа сенсорной интеграции получит в нашей стране более широкое применение. Игротерапевты, владеющие телесно ориентированными методиками, будут работать на базах детских садов и школ. Иначе невозможно вернуть уже подросшего ребенка в состояние спокойного и комфортного младенчества, примирить его с собственным телом, а затем уже научить осознавать границы собственного "Я".
Микроклимат в семье
Вся обстановка жизни на природе в племени располагает к размеренности. Медленная речь и действия, монотонный труд, четкое разграничение обязанностей. Не зря же Ледлофф пишет о том, что она не видела праздно шатающихся мужчин и женщин. Раздражение среди взрослых не копится внутри, его просто нет, судя по благостным описаниям.
Еще раз подчеркну: микроклимат семьи играет основную роль в воспитании детей. Издерганные, ссорящиеся родители, взвинченная свекровь, раздраженная теща - не пример для подражания. Ребенок считывает модели поведения, и сколько бы ни таскали его на руках, будет скандалить и плакать. Так что мое мнение таково - сначала мама смиряется с положением дел в семье, и только потом начинает постоянно носить на себе ребенка.
Дети, которые сосут палец в младенчестве, а потом обсасывают игрушки, пододеяльники и ручки - это дети, которые прежде всего отгорожены от мира взрослых стеной непонимания. Им не хватает не только физического контакта, но и теплого отношения к себе - а оно может выражаться и в словах, и в совместных занятиях, в чем угодно.
Физическое здоровье
"Неужели наши специалисты верят в то, что природа не позаботилась о том, чтобы человеческий детеныш не страдал от несварения каждый раз, когда он попил молока матери?" Природа позаботилась. Но с момента выхода книжки прошло уже 30 лет. В 70-е годы прошлого века лактазная недостаточность была столь же экзотичным заболеванием, как СПИД или дисбактериоз. Сейчас с каждым годом растет количество детей, у которых ферменты, переваривающие молочный сахар, не включаются на полную силу сразу после рождения. Если ребенок слабый физически и не может высосать полную порцию молока, он получает питание с повышенным содержанием молочного сахара и малым количеством жира. Малыш быстро хочет есть снова, плачет. Находясь рядом с мамой, он получает грудь через 30-40 минут после кормления и круг замыкается. Живот пучит, молоко не усваивается или усваивается недостаточно. В этой ситуации разделение мамы и малыша для выдерживания 3-часового промежутка между кормлениями позволяет решить проблему без применения дополнительных лекарственных средств.
30 лет назад и дисбактериоз встречался не так часто, как сегодня. Раньше человеческие организмы умели жить в мире с собственной микрофлорой кишечника. Сейчас, под воздействием экологических и прочих факторов, изменились отношения между нормальной и условно-патогенной флорой. (Патогенная флора - допустим, вирус гриппа - попадает в организм из вне и почти всегда вызывает заболевания. Условно-патогенная просто присутствует в человеческом организме. Она может не приносить особой пользы, но, по крайней мере, не вызывает заболевания. Все дело в количестве. Если под воздействием каких-либо факторов она начинает усиленно размножаться, то человек чувствует себя нездоровым - появляются боли в животе, понос и прочие неприятности). При дисбактериозе также нужно очень четко выдерживать режим питания, а в некоторых случаях, как и при лактазной недостаточности, частично или полностью отказываться от грудного молока.
Есть также группа наследственных заболеваний обмена, при которых употребление молочных продуктов может привести к грубой задержке развития и даже умственной отсталости.
Последние слова
Еще одно наблюдение. Сторонники системы воспитания по Ледлофф в дискуссии, развернувшейся вокруг статьи "Индейское воспитание: плюсы и минусы. Взгляд врача", без конца переходили на личности. Оскорбления с их стороны не иссякали. Что, в общем-то, вполне соответствует стилю, в котором написана книга.
При этом сомневающиеся читатели были гораздо более корректны, задавали вопросы по существу. И их отзывы были типа: "А мы вот носим, потому что нам так нравится и так удобнее, и мы не понимаем, почему нужно воспитывать ребенка по-другому". А я не понимаю, почему нужно носить ребенка постоянно, если в этом нет необходимости. Вот и расходимся в разные стороны, идем каждый своей дорогой. В любви и согласии друг с другом, обмениваясь кулинарными рецептами и выкройками, впечатлениями от просмотренных фильмов и прочитанных книжек.