В чем самый большой секрет воспитания?
Мой родительский стаж — 12 лет. Детворишек четверо (12 лет, десять, четыре и 1 годик). Сейчас ждём пятого!
За эти годы было перепробовано многое. Прочитано, осмыслено, освоено, испытано на собственных детях.
И главный вывод, которым хотелось бы поделиться, звучит очень просто (намного проще, чем его реальное воплощение на практике): "Хочешь воспитать ребёнка, воспитай себя". Ибо воспитать можно только и исключительно собственным примером. Любые методики и системы воспитания в данном случае вторичны. Чему бы вы ни пытались научить ребёнка, научится он именно тому, чем живёт и дышит.
Возраст до трёх лет особенно актуален, так как именно в это время закладываются основы мировоззрения и восприятия жизни. В это время ребёнок как губка впитывает в себя абсолютно всё. Все нюансы настроений и реакций взрослого.
Ощущая любовь, он поймёт, что значит любить.
Слыша песни, он научится петь.
Принимая заботу, он поймёт, как важно заботиться о других...
Делясь игрушками, он почувствует, насколько интереснее играть с другими, чем одному...
При этом, наблюдая грубые окрики и ссоры, получая шлепки по попе, он тоже "намотает это на ус"... И всё это произойдёт естественно, как единственно возможный вариант. Ведь именно так поступают и живут самые любимые и родные, самые лучшие люди! Все мы "родом из детства".
Проще говоря, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал счастливым, добрым, порядочным, заботливым, ответственным, деятельным, трудолюбивым (список качеств зависит от ваших жизненных приоритетов и ценностей), вам придётся самим стать такими.
И в этом самый большой секрет любого воспитания и самая большая родительская ответственность. А также бесконечные перспективы для собственного совершенствования и развития.
Воспитывая старшую дочку (первую), я делала упор на интеллект. Очень много (с полугода) занималась развивающими занятиями. Итог — в 5 лет в первый класс. Языковая гимназия, художественная и музыкальная школы...
Со средней процесс затормозился, не успев начаться, — забот стало больше. Тем удивительней был результат. Человек сам научился читать в пять лет. Плюс к этому сборная Олимпийского резерва по спортивной гимнастике, те же музыкалка, художка... И вроде бы почти без участия с моей стороны.
Для обеих не составляет труда полностью управляться с малышами - помыть, покормить, переодеть, поиграть, погулять. И любая помощь по дому, включая приготовление обедов и прочего. Т.е. с самого детства постепенно они учатся всему, что умею и делаю я. А это большое подспорье. И я им очень благодарна!!
Сынишка читает с 4 лет, с двух учит английский (с девчонками). И тут стало совершенно ясно, что дети сами воспитывают и образовывают друг друга просто в межличностном общении.
При этом вырисовываются определённые предпочтения и особенности этого общения. И старшим в удовольствие заниматься с малышами. Думаю, потому, что они с детства видели, какую радость это доставляет мне. А для меня приоритетной задачей стало организовать им такой быт, в котором им будет комфортно, и достаточное родительское внимание к каждому из них (и моё, и папино). Потому что у каждого из них с самого детства (включая годовалую малышку) есть огромная потребность обсудить совершенно невероятное количество самых разнообразных вопросов и проблем именно с родителями. Для Малышуни же это просто возможность прижаться ко мне и что-то поворковать.
И важно помнить ещё об одном. Не стоит путать понятия "воспитание" и "образование". Воспитываем мы Человека. Даём ему ту нравственную и социально-психологическую основу, с которой он пойдёт по жизни. И, исходя из этого, будет эту жизнь утверждать и изменять. И в этом ещё один аспект нашей родительской ответственности — будущее зависит от нас.
P.S. Конечно, у нас, как и у всех, бывают свои сложности, случаются разногласия, но я всегда помню слова Марка Аврелия из фильма "Гладиатор", сказанные Комоду: "Твои недостатки как сына — это мои неудачи как отца."
Что, собственно и возвращает нас к началу этой статьи.