Ситуации, в которых дочка капризничает, заставили семью искать творческий подход.
Когда детка совсем маленькая, плачем она сообщает о голоде, дискомфорте, желании быть рядом с мамой. Когда же малыш подрастает, он учится понимать взрослых, видит их реакцию на плач, учится манипулировать нами, родителями. Моя дочь не исключение, и мы, взрослые, учимся справляться с ее капризами. Как — об этом и расскажу. Наши семь историй — это ситуации, с которыми мы сталкиваемся регулярно и уже научились справляться.
Ситуация первая. Мама уходит на работу. "Мама, не уходи, пожалуйста! А-а-а-а!" — такие вопли с вариациями знакомы многим. Мы готовились к этому заранее: сходили вместе на работу в мамину школу, посмотрели, как детки учатся, дома обсудили и решили: раз все работают, маме тоже надо. Если есть возможность, беру дочку с собой. Мы ходим по школе, обязательно заходим к деткам из начальной школы на урок физкультуры, где шустрая трехлетка Маришка пробует соревноваться с большими и громкими первоклашками, потом идем в актовый зал и рассказываем на сцене "Нашу Таню", "Зайку" и прочие стихи, которые любит каждый малышок.
Когда ухожу на уроки, собираясь, объясняю, куда и зачем иду: "Учить деток писать правильно", прошу, чтобы Марина принесла мне сумку, помогла найти перчатки, пакет — в общем, "взрослая" доченька рада помочь маме собраться, еще и поучить: "Ах ты, мама, как же ты пойдешь без перчаток! А я тебе их найду!" Вот так и провожаемся. Марина знает, что мама придет днем, когда она поиграет с папой (дедушкой или бабушкой), покушает и посмотрит мультик. А я с работы обязательно несу гостинчик: булочку, хурму, яблоко — что-нибудь небольшое, но вкусное. Потому что знаю, как только я переступлю порог, Маришка обязательно первым делом спросит: "Что ты мне принесла?"
Ситуация вторая. Капризкины сказки. Эту историю придумал наш дедушка. Марина была у них в гостях и расплакалась, потому что ей не дали что-то бьющееся (статуэтку, что ли). Дед достал краски, альбомный лист и нарисовал собаку — своего напарника по дежурству, воробья на ней и маленькую девочку. И... стал рассказывать: "Жила-была маленькая девочка, она много капризничала и ревела. И вот однажды воробьишка услышал, как девочка плачет, полетел за лайкой, чтобы умный пес помог прогнать капризку. Прибежала собака к девочке, схватила капризку, закинула к себе на спинку и унесла в лес под самую большую сосну, там и оставила. А девочка улыбнулась, вытерла слезки и снова стала умной и послушной".
Сюжет незамысловатый. Варианты потом стали добавляться: имена героев, место действия. Дочка понимала, что сказочная девочка — это она, капризка — ее "вреднинка", собака — добрый друг, ласковые слова и необходимость вести себя хорошо. Не знаю, почему эта история прижилась, но сказкотерапия работает! Доказано дедом!
Ситуация третья. В магазине. Как ни покажется странным, но в магазине мы не просим ничего. Как взрослая, Марина ходит вдоль игрушечного изобилия и бормочет: "Кукла некрасивая, пупсик как у меня, ой, а вот конструктор почти такой, как у меня, только цвет другой. Машинки — для мальчишек. Дракончика мне Дед Мороз принесет", — вот так вот. Как получилось так? Даже не знаю. Где-то читала, что игрушек должно быть у ребенка столько, сколько нужно. Наверно, у нас именно ТО самое количество. Хотя сказать, что их у нас слишком много, я не могу. Просто иногда мы игрушки меняем: один пакет прячем, а "новый" достаем. Марина любит играть ремнями от джинсов (это у нас Змей Горыныч, который летел издалека и устал), фасолью (это у нас жуки), обложками от тетрадок и прочей ерундой. Даю, а потом вместе прибираем.
Кстати о "прибираем". Когда дочь капризничала по причине вечерней уборки, я пробовала разные способы. Сначала ворчала. Когда поняла, что это не работает, уговаривала, потом предлагала наперегонки собирать (даже по разным пакетам). Потом стала акценты расставлять: Марина стала помощницей? Отлично! "Мариночка, помоги маме, ты же моя помощница!" И все! Удовольствие от помощи затмевает все!
Ситуация четвертая. Не умею ходить. Пришла зима, а потому приходится играть в загадки: упаковываться, как капуста, в сто одежек, а потом реветь, как от лука, который раздевают. Только мы еще ревем, когда одетыми выходим на улицу. Потому что идти ногами не хотим. Ревем, кричим, падаем на снег — в общем, полный капризкин набор.
Как быть? Варианта у нас два: санки или все-таки пешком. Если второй вариант предпочтительнее, то здесь, как ни странно, выручает уличная грязь и называние вещей своими именами. Показываю видимую на белом снегу грязь: "Смотри, люди грязными башмаками ходят, дяди окурки бросают, хулиганы под ноги плюют, мусор раскидывают, собачки (простите) писают и какают. Вот представь, если ты упадешь, будешь валяться тут — фу! — ты испачкаешь новый комбинезон. Тогда я тебя на ручки точно не возьму!"
Так что приходится идти ножками, потому что... запачкаться ребенок явно не горит желанием, да и без маминых рук пока не может.
Ситуация пятая. Включи мультик. Даже если мы играем, но из вредности просим включить мультик, а папа хочет досмотреть новости, тут приходится быть дипломатом маме. Говорю примерно так: "Мы с тобой смотрели мультики, теперь папина очередь". Если Марина не соглашается, тогда вспоминаю, что мы делали за день, и выясняется, что мультики мы точно смотрели. Говорю: "Папа минуточку посмотрит", — минуточка растягивается на часик-два, но мы уже заняты чем-то интересным.
Ситуация шестая. Спать не буду! Раньше было просто: дала мама подудонить, малышка спит через пару минут. А теперь и сказку расскажи, и песенку спой, и не факт, что дите быстро уснет. Потому что мы очень любим сами рассказывать истории, баюкать любимую игрушку-гусеницу, дрыгать ногами и веселиться. Когда время становится совсем не детским, укладываю непоседу так: спим наперегонки — кто вперед, тому завтра шоколадка (и уже не важно, что первым уснул папа, главное, завтра купить обещанный гостинец ребенку).
Если за стеной лает любимец всей детворы Рэн, я говорю Марине, что он недоволен тем, что деткам пора спать, а его самая любимая подружка вредничает. Еще варианты: папа устал, его надо уложить и самой рядом тихонько полежать, чтобы не разбудить; показать, что за окном ночь, все спят, на улице тихо; в конце концов, побаюкать на ручках. Нам еще помогает покусывание мочек. Если дочь перевозбудилась, этот способ нас выручает.
Ситуация седьмая. Творческая. Когда мы делали на прошлой неделе стенгазету на Новый год, решили оформить ее как аппликацию из крупы и макарончиков. Я нарисовала карандашом эскиз, и мы принялись за дело. Марина очень хотела помочь, вредничала, когда не получалось фасолину приклеить там, где нужно. Тогда я взяла еще один лист картона, нарисовала специально для нее подсолнух, намазала ей серединку цветка клеем ПВА, насыпала в чашку фасоль и дала... свободу. Если возникали сложности, я подправляла, помогала. В итоге я спокойно делала газету, а Марина — картинку!
Так же и с красками. В последнее время дочь очень любит творить пальчиковой гуашью. Если просит помочь что-то нарисовать, я рисую, малышка раскрашивает. Не хочет маминых рисунков — творит сама. Если капризничает, что надо смешать все цвета, предлагаю из крышечек с разведенной краской брать приглянувшийся цвет и размазывать его на листике, потом — мыть в банке. Когда она видит, что получается после смешивания
И вообще, когда в ход идут краски, потом приходится отмывать всё и всех: маму, дочку, одежду, ковер, столик и все, что под руку девочке попалось (хотя, честно, отмывать-то немного, потому что Марина всегда творческие задачи решает за своим столиком). Сама дочь с удовольствием занимается стиркой, уборкой и мытьем, но тогда приходится... успокаивать папу! А это уже другая история.