В жизни каждого человека бывают моменты, когда он должен действовать самостоятельно. Первый шаг ребенка относится именно к таким моментам. Акт ходьбы, столь привычный для взрослого человека, требует от малютки максимального напряжения сил. Судите сами.
Содержание:
- Ох, нелегкая это работа...
- Готовность номер один
- О чем расскажет походка?
- Homo Faber - человек умелый
- Рекомендации родителям
Топ-топ, топ-топ,
Очень нелегки,
Топ-топ, топ-топ,
Первые шаги.
Детская песенка
Вшагаешься, так идется…
Русская народная пословица
В жизни каждого человека бывают моменты, когда он должен действовать самостоятельно. Первый шаг ребенка относится именно к таким моментам. Акт ходьбы, столь привычный для взрослого человека, требует от малютки максимального напряжения сил. Судите сами.
Ох, нелегкая это работа...
Механизм акта ходьбы можно представить себе следующим образом. Каждый шаг обеспечивается синхронной работой противоположных групп мышц конечностей, которые носят название мышц-антагонистов. "Стратегическое руководство" моторными функциями организма - своего рода высшее представительство этих функций - сконцентрировано в так называемой моторной зоне коры больших полушарий головного мозга. При ходьбе в правом и левом полушариях (правое отвечает за мышцы левой ноги, а левое "ведает" правой ногой) происходит постоянная смена возбуждения и торможения моторных зон коры, обеспечиваемая функциональными связями между аналогичными участками коры противоположных полушарий. Теперь представьте себе, что, идя, например, на работу, человек вдумчиво анализирует акт ходьбы, скрупулезно фиксируя в сознании, какую группу мышц ему следует занять в каждый следующий момент, - ужасающая картина, не правда ли? Недаром существует притча о незадачливом человеке, задумавшемся однажды, с какой ноги ему сделать следующий шаг. Как известно, несчастный так и умер, не сдвинувшись с места. Чтобы избавить нас от этой трагической участи, расположенные ниже отделы головного мозга осуществляют контроль за моторными процессами, из которых складывается ходьба, обеспечивая таким образом автоматизм ходьбы.
Другое немаловажное условие успешной ходьбы - сохранение равновесия. Малейшие отклонения от вертикального положения тела, возникающие при ходьбе, воспринимаются рецепторами равновесия (вестибулярными рецепторами) и преобразуются в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в центры равновесия, расположенные в стволе головного мозга, а оттуда направляются в кору головного мозга, где на основе их анализа вырабатывается ответная реакция.
Такова упрощенная схема акта ходьбы. Но необходимо помнить, что у детей этот механизм еще недостаточно сформирован - в силу целого ряда причин:
- Во-первых, у ребенка недостаточно развиты моторные зоны коры больших полушарий, поэтому сокращения мышц еще не вполне скоординированы.
- Во-вторых, функциональные связи между двумя полушариями еще находятся в процессе становления и не могут обеспечить четкой координации движений.
- В-третьих, несформированность механизма ответной реакции на нарушения равновесия при ходьбе не дает малышу возможности быстро реагировать, если он споткнулся или зацепился за неровность в полу и т.д.
- И наконец, физиологически повышенный тонус мышц-сгибателей, еще сохраняющийся в этом возрасте, мешает плавности движений, делает их толчкообразными, что затрудняет ходьбу.
Поэтому процесс обучения ходьбе отнимает очень много времени и сил, дается нередко ценой многочисленных падений.
Готовность номер один
К 9 месяцам организм ребенка в целом уже подготовлен к вертикальному образу жизни. В достаточной мере окрепла опорная система маленького человечка. Сердечно-сосудистая, пищеварительная и другие функциональные системы уже приспособились к действующей вдоль оси тела силе тяжести. Кровеносные сосуды обеспечивают оптимальное перераспределение крови с учетом потребностей жизненно важных органов (головной мозг, сердце, легкие, почки, печень). Благодаря слаженной работе кровеносных сосудов кожных покровов, механизмы теплоотдачи (избавление организма от лишнего тепла) сформированы в достаточной степени и уже могут адекватно реагировать на достаточно большие перепады температуры окружающей среды.
Нервная система, как уже отмечалось выше, стремится приспособиться к новым внешним условиям. В целом в неврологическом статусе можно отметить следующие перемены:
- Постепенное угасание реакций выпрямления.
- Устойчивое закрепление реакций равновесия.
- Начало формирования "взрослой" системы рефлексов, среди которых выделяют сгибательные и разгибательные:
- Ахиллов (сгибательный) рефлекс - если легонько ударить по пяточному (ахиллову) сухожилию, происходит подошвенное сгибание стопы (см. фото 1).
- Коленный (разгибательный) рефлекс - при ударе неврологическим молоточком по области на полсантиметра ниже коленной чашечки происходит разгибание голени (см. фото 2).
О чем расскажет походка?
Походка играет исключительно важную роль при оценке моторной функции ребенка. Что же должно насторожить?
При двусторонних поражениях двигательной системы возникает спастико-паретичная походка. Ребенок опирается на носочки, пятки приподняты и повернуты наружу, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, бедра сведены. Такие дети снашивают обувь по внутренней поверхности носков.
Гемипаретическая походка, возникающая при поражении двигательной системы одного из полушарий мозга, характеризуется приволакиванием одной ноги, в которой преобладает тонус разгибательной группы мышц. При этом рука с той же стороны согнута и прижата к туловищу.
У детей с гиперкинезами походка отличается избыточными, нецелесообразными, вычурными движениями конечностей. Равновесие при этом страдает в меньшей степени.
Дети с нарушениями двигательной функции, вызванными патологическим процессом на "периферии" нервной системы, обычно ходят, высоко поднимая колени, при этом стопы свисают, "пришлепывают". Такая походка носит название "степаж".
Своеобразна походка детей, у которых ослаблены мышцы таза и бедер: они ходят, раскачиваясь из стороны в сторону, - такую походку называют "утиной". Этот симптом наблюдается при различных мышечных заболеваниях и травматических повреждениях поясничного отдела спинного мозга.
Homo Faber - человек умелый
Подведем итоги: что же умеет "среднестатистический" младенец в 9-12 месяцев?
- К 9 месяцам большинство детей уверенно и с удовольствием ползают на четвереньках (некоторые, впрочем, "не снисходят" до этого занятия, видимо, полагая, что если уж двигаться - то "на своих двоих").
- Примерно к 9-10 месяцам (все цифры, как вы понимаете, ориентировочные) ребенок начинает сознательно воспринимать обращенную к нему речь, знает названия многих предметов, выполняет несложные просьбы. Его активный словарный запас значительно увеличивается.
- Многие малыши с удовольствием и подолгу имитируют беглую речь, произнося бессмысленные слоги, интонированные на "взрослый" манер.
- 9-12 месяцев - период стремительного развития игровой и предметной деятельности. Малыш свободно манипулирует игрушками, в его игре появляются элементы драматизма (зайчик прыгает, мишка ревет и т.п.). Ребенок начинает пить из чашки, учится самостоятельно есть ложкой (см. фото 3 и 4).
- К 11-12 месяцам ребенок начинает самостоятельно ходить, хотя еще часто падает. От первых шагов до уверенной ходьбы обычно проходит месяц-два (см. фото 5).
Рекомендации родителям
- Так как ребенок часто падает при попытках ходьбы, необходимо постелить на пол ковер или подстилку. Однако не забудьте зафиксировать ее на полу, подсунув под ножки стоящей в комнате ребенка мебели или закрепив ее с изнанки двусторонним скотчем.
- Постарайтесь убрать из детской комнаты все острые и травмоопасные предметы.
- Если ребенок встал и ходит по комнате, не оставляйте его одного. Чем ближе к нему вы будете находиться, тем больше вероятность успеть предотвратить опасные ситуации, постоянно возникающие в таком большом и новом для маленького человечка мире.
- Как и в предыдущий период, важно полноценное обеспечение ребенка кальций- и фосфорсодержащими продуктами (молочные продукты, рыба), необходимыми для укрепления его опорной системы.
- Продолжайте заниматься с ребенком, развивая его моторную и речевую сферу. Так вам легче будет отметить возможные отклонения в его развитии и вовремя обратиться к врачу.
- Двенадцать месяцев - время общей диспансеризации, в рамках которой необходимо обязательно посетить детского невролога для оценки неврологического статуса ребенка.