Как научить дружить и создать среду для общения
Почему раньше детская дружба возникала как будто сама собой, а теперь дети часто испытывают трудности в общении и нуждаются в помощи взрослых? Все дело в современном укладе жизни. Три ситуации, связанные с дружбой и общением, разбирает психолог Екатерина Бурмистрова.
Наша средняя дочь через год пойдет в школу. В садик не ходила, часто болела, воспитывалась дома мамой. Детей в округе немного, те, кто ходит в детсад, — «зубастенькие», играть берут, но она у них аутсайдер, бегают от неё, дразнят, дают унизительные роли. То есть у Саши потребность в общении со сверстниками большая и неудовлетворенная, а опыт больше негативный.
Беспокоюсь, как будет дальше: в школе на взаимоотношения детей учитель большого внимания не обращает. Что могут сделать родители, чтобы как-то справиться с ситуацией, минимизировать негатив?
Если ребёнок не ходил в детский сад в нашей современной мегаполисной среде, нужно создавать среду общения, в которой он будет социализироваться, общаться, учиться дружить, ссориться, мириться.
Это тоже определённый навык, как умение читать или завязывать шнурки. Это то, что сейчас в мегаполисе не образуется само собой, потому что дети не гуляют. И чтобы дочка не была аутсайдером, выпадающим из всех ситуаций в школе, среду общения нужно создавать. Это сложно, тем более, если в семье детей несколько.
А те ситуации, когда её не принимают в игру, должны быть дочке как-то объяснены: почему так происходит, почему не берут в игру и как лучше подойти к детям. К этой социализации надо отнестись как к одному из видов обучения. Должна быть создана ситуация обучения и комментирования процесса взрослыми. И не надо расстраиваться от неудач.
Подскажите, пожалуйста, как помочь сыну быть более уверенным в себе в общении со сверстниками? Говорит очень быстро и не всегда понятно, 2 класс закончил на отлично. С детьми играть хочет, но часто ссорится и неуверенно себя ведет. Мне кажется, его не уважают в классе, друзей нет. Дети сейчас почему-то не умеют спокойно и доброжелательно общаться, я уж не говорю — дружить...
Действительно, дети сейчас не умеют общаться и дружить, потому что у них очень мало практики. Дети во дворах не гуляют, мы постоянно их гоняем на развивающие занятия, недооценивая общение.
Вашему ребёнку стоит создавать альтернативную компанию, для успешного общения собрать детей чуть старше. Таким детям часто удаётся выстраивать отношения с девочками, а не с мальчиками.
У некоторых детей все хорошо со школьной успеваемостью, но есть сложности с общением. Это нормально, им нужно помогать.
А еще бывает, что человеку не все подходят. Это человек не для общения со всеми, а для камерного общения. И он не дружит, потому что дружить не с кем. Многие взрослые могут вспомнить, что настоящего друга они нашли где-то в 7-8-м классе.
Безусловно, полезно говорить об этом, не включая фразу: «Ты неудачник, дружить не умеешь». А помочь ребёнку разобраться в ситуации, не делая из него социального инвалида, неумёху. Наоборот, рассказывать для примера о своих детских неуспехах и конструировать ситуацию общения.
Как помочь застенчивому ребенку младшего школьного возраста (девочка, 9 лет) наладить общение с одноклассниками. И нужно ли ей в этом помогать, учитывая то, что сам ребенок не проявляет к этому большого стремления, а общается с детьми очень избирательно (например, всё время проводит только с одной подружкой из параллельного класса)?
Если 9-летний ребёнок не очень общительный, и есть всего одна подружка из параллельного класса, то этого вполне достаточно.
Сейчас все как-то помешаны на успешных, общительных лидерах. Кажется, что каждый ребёнок должен быть таким. Это далеко не всем подходит. Другое дело, если действительно девочка застенчива, и для неё это больная тема, то нужно какими-то способами повышать её популярность.
Так, например, одежда должна быть красивой, модной; телефон должен быть не самый плохой, по возможности, конечно же; канцелярия должна быть привлекательной. То есть у ребёнка всё должно быть!
Я не материалист, но это очень материальный возраст. К сожалению, 9-летние дети судят о тебе в основном по тому, во что ты одет и что у тебя за игрушки. Покупая все это, можно сказать, что мы это не любим, но я знаю, что сейчас девочки так одеваются, в это играют.
Может, подарить детям какие-то маленькие подарочки, может, тех, кто вам нравится, пригласить в театр, на выставку. Вот такие меры популяризации, исходя из условий семьи, среды, школы. Они никому не повредят, а помочь могут.
А может, ничего и не нужно, если подружка есть, и дочке этого достаточно.