Будучи мамой четверых детей, я, как мне кажется, накопила достаточный опыт по укладыванию их спать. И надо сказать, что ни с одним ребенком я никогда не испытывала никаких трудностей при укладывании их в кровать. Конечно, если не считать самых первых недель жизни. Но и тогда я могу сосчитать бессонные ночи буквально по пальцам. Возможно, потому что я с самых первых дней придерживалась строгого режима. И времени сна это касалось в особенности. Во многом, сознаюсь, это было вызвано эгоистическими причинами: я интроверт, и мне просто физически необходимо время, чтобы побыть самой с собой наедине. Ну и конечно, обязательно нужно время, которое нужно уделить тому, чтобы побыть с мужем, иначе после рождения детей может потеряться та уникальная духовная связь, что связывала вас раньше.
Как бы то ни было, детей дошкольного возраста я укладывала спать ровно в 9 часов вечера, школьники шли в постель часом позже. Разумеется, были и исключения — мало ли, что в жизни может произойти, — но они были настолько редки, что их можно не принимать в расчет. Дети с самого раннего возраста настолько привыкали к этому распорядку, что иногда ложились САМИ.
Правда, даже при установленном режиме не обошлось без маленькой хитрости. Поскольку я сама страстная поклонница книг, то и детям старалась привить любовь к книгам. Помню, что с маленьким первым ребенком я никак не могла дождаться того времени, когда же можно будет читать ему вслух. Поэтому я решила особо не ждать и начала читать при засыпании детские книжки, когда ему было всего лишь 6 или 7 месяцев. Наверное, срабатывало то, что малыш при засыпании слышал ритмичный и спокойный мамин голос, но дети засыпали очень быстро. Иногда, когда было лень выбрать книжку или она наскучивала мне, я читала вслух даже газету. Но это было лишь сначала. Потом, когда возраст малыша подходил к годику, я начала подходить к выбору литературы очень тщательно. Начинать, конечно, лучше с русских народных сказок: они ведь и созданы-то были для того, чтобы рассказывать их ребенку перед сном, как замена колыбельных. Они и сами как колыбельные песни — ритмичные, неспешные, в них часто повторяются одни и те же слова и предложения, которые укачивают малыша. Потом мы перешли на детские стишки — тоже превосходное средство для укачивания. Барто, Маршак, Мошковская — я вновь переживала свое детство, читая знакомые строчки! Ну а потом пришла очередь и более серьезной литературы — сказок, детских рассказов и повестей.
Хочу сказать, что все дети у меня выросли очень читающими. Ну, а как могло быть иначе? Но даже когда они научились читать сами, я не бросила этого увлекательного занятия — чтения перед сном. Ведь это такая возможность побыть с ребенком наедине, в тишине, вместе переживать над сюжетом, вместе обсудить прочитанное. Сейчас старшему 13 лет, но мне не стыдно сказать, что я до сих пор читаю ему на ночь! Но только после того, как почитаю младшим детям — каждому в отдельности. И пусть на это уйдет лишний час моей жизни, результат себя оправдывает. Поверьте, это того стоит!