Если вы считаете, что в 2-3 года заниматься этим еще слишком рано - охотно с вами согласимся. Действительно, подходящий для более-менее эффективного обучения возраст наступает не ранее 5-6 лет. Однако если вы сами не мыслите выходных без лыжной прогулки или похода на каток, то "поставить" малыша на лыжи или коньки вполне реально.
Глядите, лыжник!
Понятно, что поначалу кататься маме и папе придется по очереди: кто-то один должен быть занят с малышом, которому еще не скоро будут по силам быстрые пробежки и дальние переходы по лыжне. Но в целом дело это более приятное, чем просто топтаться на детской площадке, так что дерзайте.
Вот что советует Тамара Раменская, профессор Российской государственной академии физической культуры. (Кстати, все рекомендации, которые дает Тамара Ивановна, неоднократно проверены ею при воспитании своих детей и внуков.)
Для первых занятий найдите ровную площадку недалеко от дома, желательно - защищенную от ветра. Подходящая погода - от -1 до -10°С. При выборе или прокладке лыжни учитывайте направление ветра - он должен быть по ходу и дуть ребенку в спину.
В привычных для ребенка ходьбе и беге нет скольжения - основного движения лыжника. Поэтому начинайте с ходьбы на лыжах - можно без палок (обычно они не помогают держать равновесие, а только путаются под ногами), можно за руку. Не обращайте внимания на выпрямленное при движении туловище - пусть все будет, как в привычной ребенку ходьбе, только с пыжами на ногах.
Вот упражнения, которые помогут малышу привыкнуть к лыжам (постарайтесь облечь их в игровую форму):
- приседать, стоя на двух лыжах;
- прыгать на месте с ноги на ногу или на двух лыжах;
- "аист" - поднять согнутую в колене ногу, удерживая лыжу горизонтально;
- "рисуем забор" - приставные шаги на лыжах в сторону;
- "рисуем веер, снежинку" - поворот переступанием на месте вокруг пяток, а затем вокруг носков лыж, на 90° и на 360°.
Следующее движение, которое предстоит освоить малышу, - ступающий шаг, без скольжения. Ребенок все делает правильно, если:
- руки и ноги движутся, как в обычной ходьбе (вперед идут левая нога и правая рука и т.п.);
- при каждом шаге вес тела переносится с одной ноги на другую;
- туловище наклонено вперед больше, чем при обычной ходьбе.
Учитесь ходить по накатанной лыжне, по целине с неглубоким снегом, затем осваивайте движения зигзагом, обходя кусты, деревья, скамейки и т.п.
Когда ребенок научится двигаться, не скрещивая лыжи, размашисто и скоординированно двигая руками и ногами, можно приступать к освоению скользящего шага.
Для этого выберите проложенную под небольшой уклон хорошо накатанную лыжню. Покажите малышу, как на лыжах можно двигаться быстрее - не шагать, а толкаться и скользить. Из стойки лыжника (ноги слегка согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперед, руки опущены) делают энергичный шаг вперед и немного скользят на одной ноге, затем шагают и скользят на другой ноге и т.п. Можно и по-другому: разбежаться ступающим шагом и, набрав скорость, перейти на скользящие шаги по лыжне. Обращайте внимание на полный перенос тела с одной ноги на другую во время скольжения.
Вот упражнения, которые позволят попрактиковаться в скольжении:
- разбежаться и скользить на одной лыже до полной остановки, другую слегка приподнять над лыжней;
- "лыжный самокат" - скользить на одной лыже, отталкиваясь другой;
- скользящие шаги, заложив руки за спину;
- скользящие шаги с поочередным отталкиванием палками.
Освоив эти простейшие движения, ребенок уже сможет составить вам компанию на лыжной прогулке. А со временем он сам обнаружит, что можно кататься и другими способами. Происходит это обычно при наблюдении за техникой катания других лыжников.
Единственное, чему вы должны еще научить малыша, это подъему лесенкой и торможению плугом на спуске.
На катке
Начинать предпочтительнее на уличном катке рядом с домом, а не отправляться для первых выходов на лед в спортивные сооружения с искусственным льдом. Там бывает слишком много народу, да и основной смысл занятий в таком нежном возрасте - прогулка, активное движение на морозном воздухе - под крышей теряется.
Вот что советует Наталья Похомова, воспитатель по физической культуре московского детского сада № 1515.
При катании на коньках задействованы почти все группы мышц ног, брюшного пресса, спины. Если 3-летний ребенок не ограничен в движении, катается на велосипеде, занимается на домашнем спорткомплексе, эти мышцы у него обычно достаточно развиты. Однако у некоторых детей из-за слабости этих мышц не получается даже стоять на коньках. Поэтому перед началом обучения их укрепляют с помощью специальных упражнений - и в спортивных секциях, и в детских садах обучение катанию на коньках начинается с занятий по общефизической подготовке, аэробике и т.д.
Советуем и вам разучить с малышом некоторые движения - приседания, подскоки, "гусиный шаг", прыжки из глубокого приседа. Легкую разминку, включающую эти упражнения, проводите и перед каждым выходом на лед.
Знакомство со льдом начинайте с самых простых элементов:
- боком приставным шагом дойти до края площадки;
- ходьба вперед: ребенок не должен идти на прямых ногах, не должен двигать коньками по льду, как лыжами, а обязательно должен отрывать ноги ото льда;
- приседание на месте ("пружинка").
Когда малыш первый раз выйдет на лед, ему покажется, что он оказался в совершенно безвыходном положении - лед-то... очень скользкий! Поэтому сразу учите ребенка правильно падать, сгруппировавшись на бок, и вставать самостоятельно.
Когда ребенок достаточно освоится со льдом и начнет уверенно передвигаться шагом, можно предложить ему подольше скользить на одной ноге или оттолкнуться и прокатиться на двух ногах сразу.
Если это пока еще трудно, дайте малышу почувствовать скольжение - повозите его на буксире. Вы двигаетесь по льду сначала лицом к ребенку, спиной вперед, а малыш держится за протянутую вами клюшку, лыжную палку или веревку. При этом ноги у него на ширине плеч и слегка согнуты, спина прямая и чуть наклонена вперед. Важно, чтобы малыш сам держал равновесие, поэтому для буксира используется какой-то предмет, а не ваши руки, на которых ребенок может просто повиснуть.
Дальнейшая программа "обучения" зависит от ваших умений - можно показать ребенку какие-то элементы катания ("фонарик", "елочка", "пистолетик" и т.д.), можно просто кататься наперегонки, можно, наблюдая за другими детьми и взрослыми на катке, перенимать движения у них.
Лучше гор могут быть...
Если вы сами знакомы с горными лыжами не понаслышке, можете попробовать научить ребенка кататься самостоятельно.
Для первых тренировок нужно найти горку (даже не горку, а холмик 3-5 метров высотой) с минимальным наклоном, чтобы лыжи только начали скользить, но не набирали скорость. Пусть один из родителей отпустит ребенка сверху, а другой ловит его внизу. После нескольких спусков малыш поймет, что лыжи скользят и ими можно как-то управлять.
Эти спуски совсем не обязательно должны сопровождаться падением: нога в ботинке благодаря креплению составляет с лыжей одно целое, и ребенку значительно легче удерживать равновесие, чем на беговых лыжах или коньках. Может, поэтому на горнолыжных склонах так много малышни - в отличие от лыжных трасс в парках и скверах?
Для того чтобы понять, в каком положении лыжи скользят, а в каком - нет, полезно совершать "восхождения" в горку "елочкой". Это лучше делать вместе со взрослым: во-первых, не скучно, а во-вторых, малышу надо видеть, как вы при подъеме в гору опираетесь на внутренние канты лыж. Кроме всего прочего, хорошее упражнение для мышц ног.
Немного походив вверх по склону, найдите горку покруче и приступайте к освоению торможения "плугом". Не стоит морочить голову ребенку теоретическими выкладками, какую ногу когда нужно разгружать. Сложные объяснения не для трехлетки! Просто покажите ему, как надо тормозить и поворачивать, на собственном примере. Он наверняка поймет, что нужно делать, чисто интуитивно.
Когда ребенок немного освоится и почувствует себя увереннее, можно выезжать на нормальные склоны и кататься вместе. Есть разные способы катания. Можно катать ребенка, поставив его между своих лыж, или на "поводке": привязываете к ребенку веревку, он едет впереди, а вы на несколько метров сзади, контролируя его движения.
Но у совместного катания есть существенные минусы. "Поводок" тянет назад и искажает правильную стойку, а катаясь между ваших ног, ребенок начинает лениться. Поэтому не забывайте время от времени запускать малыша одного. Некоторые инструкторы считают, что именно так лучше всего начинают кататься дети лет до пяти: предоставленные сами себе (конечно, на безопасной пологой горке и под вашим присмотром), они быстрее обретают чувство склона и учатся, управлять своим телом. Отдельный вопрос, как подниматься с малышом на подъемнике. Есть несколько вариантов:
- ставите ребенка между ног, придерживая его в этом положении, а сами держитесь за бугель;
- ребенок едет на отдельном бугеле, вы его только цепляете.
Экипировка
Здесь вас ждут две трудности: зимний спорт недешев, и бывает трудно разыскать детские ботинки маленького размера.
Проще всего с беговыми лыжами: сейчас продаются очень неплохие полужесткие крепления уже в комплекте с маленькими пластиковыми лыжами по весьма демократичной цене. Подойдут и ваши собственные детские деревянные лыжи, заботливо сохраненные дедушкой. Главное в креплениях - чтобы с ними было удобно обращаться. Слабое место полужестких креплений - пяточный ремень: он не должен сваливаться и призван обеспечивать прочное сцепление обуви с лыжей. Если крепления старые, внимательно их проверьте - резина за это время могла выйти из строя, и ее придется заменить. Лыжные ботинки самым маленьким не нужны - пусть ребенок пока катается в той зимней обуви, в которой ему удобно.
Длина лыж должна быть чуть больше (примерно на 10 см), а длина палок - чуть меньше (на 10-15 см) роста ребенка-дошкольника. Чем меньше вес ребенка, тем меньше и прогиб (жесткость) лыж - расстояние между лыжами, соединенными скользящими поверхностями, в средней, утолщенной части.
Главное для палок - чтобы они были легкими, имели петли для кистей рук и кольца упора.
Верхняя одежда (лучше куртка и брюки по отдельности) должна быть из ветроводонепроницаемой ткани: падения будут частыми, а детям нравится лишний раз поваляться в снегу.
Коньки. В противовес сложившемуся у большинства людей мнению, фигуристы приобретают коньки на полразмера меньше, а не на размер-два больше. Ботинок должен составлять единое целое с ногой, сидеть как влитой. Если надеть две пары носков, то ноге теплее не будет, а ботинок будет сидеть гораздо хуже.
Но коньки меньше 30-го размера найти и так непросто, так что для малышей, только встающих на лед, это правило пока не очень важно.
Сейчас выпускаются ботинки для коньков из пластика, но детям желательно покупать кожаные, а для того, чтобы нога не мерзла, сверху можно надевать специальные утепляющие чехлы.
Конечно, покупать каждый сезон новую пару коньков - разорение. Опять же - перетрясите антресоли, опросите родственников, знакомых и знакомых знакомых. Что-то вам отдадут так, что-то - за символическую плату, можно и поменяться.
Следующий шаг - частные объявления на специальных сайтах (горнолыжных, лыжных, хоккейных и т.п.), комиссионные отделы спортивных магазинов и стихийные рыночки около них. Кстати, места, где занимаются с детьми лыжами и коньками, - еще один путь, по которому можно пойти в поисках недорогого снаряжения.
Однако с коньками, уже бывшими в употреблении, надо быть осторожнее: "голеностоп" ботинка должен быть твердым! Особенно это важно для детей со слабым голеностопным суставом. Шнуровать ботинок нужно так, чтобы нога не затекала (при очень сильной шнуровке) и не вихлялась (при чересчур слабой). Низ ботинка шнуруется туже, верх - слабее. Обматывать шнурки вокруг края ботинка нельзя! Лучше завязать два "бантика".
Никаких меховых шапок! А длинные шарфы просто опасны на катке. Подойдет нежаркая ветрозащитная куртка, шерстяная шапочка, непромокаемые штаны и непромокаемые же перчатки или варежки.
Горные лыжи. Малышу понадобятся лыжи, ботинки, крепления, палки, шлем. Чтобы купить в магазине все это сразу, нужно не менее часа, поэтому разумнее начать с ботинок - для этого присутствие ребенка необходимо. А все остальное вы сможете приобрести самостоятельно, точно зная рост (для лыж и палок) и вес (для креплений) малыша.
Итак, ботинки могут быть чуть большего размера, но ребенку обязательно должно быть в них удобно. Попросите его в полностью застегнутых ботинках несколько минут походить по магазину, поприседать, приподняться на носки, встать на пятки. Внешний вид (цвет, потертости у б/у) особого значения не имеет: уже на следующий сезон понадобится новая пара. Можно сдавать в комиссионный магазин эту и покупать следующую, можно обмениваться со знакомыми, если ваши дети близки по возрасту. Ну и не забывайте о распродажах, которые иногда начинаются в фирменных магазинах уже в феврале.