Воспитывать — значит помочь ребенку выбрать свой путь в соответствии с характером и склонностями.
Будучи сама мамой двух девочек, я с большим интересом и самоотдачей занимаюсь их воспитанием. Как занимаюсь? Да по-разному. Конечно, читаю много разной педагогической литературы и имею представление о различных теориях и системах воспитания — знаю, что такое "система Монтессори", "педагогические принципы Никитиных", "методика Глена Домана" и так далее. Можно перечислять еще долго, но для меня смысл — не в знании всех принципов и секретов воспитания различных педагогов (все эти знания, безусловно, очень нужны и помогают мне выстраивать взаимоотношения с детьми). В организации воспитания своих детей для меня было важным усвоить одну простую для себя вещь: а какой результат я хочу получить в итоге? Какими я мечтаю увидеть своих детей в их взрослой жизни?
Конечно, я очень хочу, чтобы из моих детей в будущем выросли культурные и образованные люди, которые получили бы хорошие профессии и обзавелись семьями. А больше всего на свете мне хочется, что бы их жизнь была счастливой. Ну, и как научить ребенка чувствовать себя счастливым, даже если в жизни имеют место быть какие-то проблемы и неприятности, неисполненные желания и планы? Как вырастить жизнерадостного оптимиста, способного легко преодолевать разные сложности?
Все, наверное, просто и во многом зависит от нас — родителей. От той погоды в доме, которую мы создаем. В семье, где растут дети, должна быть спокойная и дружественная атмосфера, должно быть взаимоуважение и понимание. Я, например, часто анализирую негативные моменты взаимоотношений в семье своих родителей, которые так и остались в моей памяти, и потом долго мешали мне быть счастливой, и не повторяю их в своей семье, со своими детьми.
Я достаточно много времени провожу на работе и отчасти поэтому очень стараюсь, чтобы совместно проведенное с дочками время было потрачено с удовольствием и пользой для всех. Например, со старшей дочкой у меня уже есть общее хобби — в свободное от домашних дел время мы с удовольствием занимаемся изготовлением открыток ручной работы. Большинство из них мы потом дарим друзьям и родственникам. Составит ли нам компанию младшая, еще пока не знаю: ей всего-то год, но пока мы заняты нашими открытками, малышка с удовольствием играет обрезками разноцветной бумаги, кусками ленточек. Вот и получается, что все вроде бы при деле и все довольны.
Вообще, мне кажется, воспитание детей должно строиться на доверительных отношениях. Родителям вовсе необязательно выступать в роли наставника и контролера — лучше воспитывать своими примерами и поступками, стать в какой-то мере образцом подражания для своих детей, да и не только для своих.
И еще одно чувство, на мой взгляд, должно быть основой воспитания детей — это ЛЮБОВЬ. Недаром же говорят, что ребенок — это зеркало, которое лишь отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, то им нечего возвращать. Их нужно научиться любить и принимать такими, какие они есть — со всеми недостатками и достоинствами. Ведь бывает и так — те черты личности ребенка, которые мы, родители, принимаем за недостатки (ну, например, медлительность или упрямство) во взрослой его жизни оказываются достоинствами (медлительный становится аккуратным и последовательным, а упрямый — принципиальным, волевым человеком).
Поэтому в воспитании каждого из своих детей я пытаюсь понять: а каким видит себя сам ребенок? Для меня очень важно его мнение. В данном случае позвольте процитировать высказывание древнего философа Сократа: "В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить". То есть каждому ребенку присущи какие-то индивидуальные способности и склонности. Это можно назвать изюминкой, уникальностью, а может, даже и талантом. И если хочется воспитать в ребенке творческую и в то же время гармоничную личность, нужно отталкиваться от его индивидуальных особенностей и способностей. Развивать в нем то положительное и творческое, что заложено природой и что ему самому интересно.
Моя старшая дочка достаточно скромный и даже немного застенчивый ребенок, очень любит читать и анализировать, обсуждать прочитанные сказки и рассказы. Понятно, что вырастить из нее активистку, артистку и просто красавицу сложно, да и не обязательно, а вот развить свойственные ей положительные качества и немного отрегулировать ее застенчивость вполне возможно. Я с удовольствием помогаю ей сочинять стихи и сказки (у нас даже есть тетрадь, куда записываются самые лучшие), обсуждаю просмотренные детские передачи и фильмы. Ну, а для того чтобы дочка не выросла уж очень стеснительной и скромной барышней-книголюбом, мы попробовали посещать секцию по обучению бальным и спортивным танцам и угадали — дочке пришлись по душе эти занятия, она стала более компанейской, открытой для общения.
А ведь многие родители заранее уверены, что им лучше знать, каким должен быть их ребенок и чем ему заниматься в этой жизни. У меня, например, есть несколько знакомых семей, где детям навязывается определенный стиль поведения и образ жизни: хочется маме, что бы ее сын был отличником, да еще и занимался музыкой, — значит, сын должен ею заниматься! Ребенок будет посещать музыкальную школу, учить всякие там гаммы, сольфеджио, сдавать зачеты — даже если у него нет никакого желания и склонности к музыке. А вот, например, способности к рисованию у него очень даже неплохие, да и любит он рисовать. Но рисует редко и часто не доводит до конца свои художества — некогда: учеба в школе и занятия музыкой отнимают почти все время. Когда этот парень подрастет, он навряд ли всерьез увлечется музыкой — интерес к ней отбили с детства, да и профессионально рисовать не научится — упущен момент. Вот если задуматься: сколько взрослых людей заняты по жизни нелюбимым делом? Ведь очень многие не любят свою работу, не разбираются в профессиональных тонкостях — живут по инерции. Поэтому у многих из нас и отсутствует ощущение жизненного счастья — не получилось реализовать себя в той профессиональной сфере, которая нам интересна.
Поэтому имеет смысл не навязывать своим детям единственный верный для меня смысл жизни, а дать возможность ребенку самому пробовать, находясь не над ним, а просто рядом с ним. Помочь ему познавать мир, сделать первые шаги во взрослую жизнь. Безусловно, такая модель воспитания требует бесконечного внимания и море терпения от родителей — но ведь никто и не говорит, что хорошими мамами и папами быть легко и просто.