Содержание:
Врач-педиатр Татьяна Чупуштанова работает в семейном центре "Волшебный ребенок". Здесь пары, ожидающие рождения малыша, проходят курс подготовки к родам. На занятиях в "Школе будущих мам" Татьяна Николаевна обсуждает со своими слушательницами многие вопросы развития детей первых лет жизни, в том числе и проблему детских болезней.
- Аудитория, с которой я работаю, - это люди, ответственно относящиеся к своему здоровью и к здоровью своих будущих детей, - говорит Татьяна Николаевна. - Они готовы многое делать для того, чтобы дать ребенку лучший старт в жизни, - правильно питаться, заниматься физкультурой, закаляться. Но когда я говорю, что буду учить их любить болезни, не бояться болезней и правильно с ними обходиться, мои слушатели выглядят озадаченными.
Лучше болеть без лекарств
Этот "способ" обхождения с болезнью обычно воспринимается родителями положительно (у кого-то из них уже есть такой опыт), вызывает любопытство (а что именно надо делать?) - и я начинаю делиться своими размышлениями на эту тему. (Естественно, речь идет об ОРВИ и нетяжелых детских инфекциях, серьезные патологии и хронические заболевания - тема отдельного разговора.)
Большинство лекарств, к которым прибегают в случае простуды, гриппа, ринита и т.п., так и называются - симптоматические. То есть борются они не с причиной болезни, которая чаще всего точно не известна, а с ее симптомами - температурой, кашлем, насморком. И более или менее успешно симптомы эти побеждают.
А они ведь были для чего-то нужны. И, видимо, не только для того, чтобы сигнализировать окружающим: "человек болеет, надо его лечить". Симптомы - это реакция организма на болезнь, показатель того, что он с ней борется, и часто - необходимое условие этой борьбы. Высокая температура не дает размножаться вирусам. Обилие отделяемого из носа при насморке, как и кашель, способствует механическому удалению инфекционных агентов из организма.
Но мы не даем состояться этой борьбе. Не даем организму включить свои защитные силы полностью: иногда это происходит только к третьему дню болезни, а мы уже с первых часов реагируем вместо него - лекарствами. Не даем развиваться и укрепляться иммунной системе. А ведь от нас с вами зависит, какой "опыт" вынесет организм малыша из этой болезни, "вспомнит" ли он, что делать, при новой встрече с инфекцией.
Часто мамы говорят: "Да, малышу с крепким здоровьем можно дать поболеть самому, не сбивать высокую температуру. А если ребенок и так часто болеет? Возможны осложнения..." По моим наблюдениям, чаще бывает с точностью до наоборот: именно "залеченные" дети становятся часто болеющими, получают осложнения.
И первым шагом на пути к укреплению их здоровья может стать... ближайшая болезнь, проведенная без лекарств. Не лечение очередной ОРВИ новыми средствами, а осторожный, быть может, очень медленный поиск того, как помочь своему ребенку самому справиться с болезнью, выздороветь без единой таблетки. Болезни могут стать очень важным этапом на пути как физического, так и душевного развития нашего ребенка! Постараемся не мешать.
Но вот родителям кажется, что они готовы помочь ребенку переболеть без лекарств. Второй день температура. Они облегчают состояние малыша немедикаментозными средствами и ждут, что организм справится сам. Но им страшно: а вдруг мы не правы, вдруг мы что-то упустим? Они по-прежнему боятся болезни.
А надо ли бояться?
Этот страх объясним. В нашем обществе принято ставить знак равенства между отсутствием болезни и здоровьем - хотя это далеко не всегда справедливо.
Но страх - эмоция разрушительная, а страх болезни - особенно. Он парализует волю, не дает принимать быстрые и взвешенные решения - от которых, кстати, может напрямую зависеть выздоровление.
И наоборот: если нет страха перед болезнью, то и болезнь протекает иначе. Представьте: вы не боитесь, не вините себя, не злитесь на болезнь (и, не отдавая себе отчета, на болеющего ребенка заодно) - вы принимаете ребенка вместе с его болезнью. И ваша любовь, вера в мудрость его организма дает ему силы.
Страх болезни может изменить наши отношения с собственными детьми - и не в лучшую сторону. Каждый из нас может вспомнить пример того, как родители часто болеющего ребенка становились гиперопекающими, и в дальнейшем от этого так или иначе страдали все члены семьи. Наблюдала я и нечто противоположное.
"Я хочу, чтобы мой ребенок не болел, - говорит мама, - поэтому я буду его закаливать". Благое намерение. Но случается, что закаливание, поддержание телесного здоровья становится самоцелью, а переживания ребенка, его чувства мама понимает все хуже.
И вот малыш впервые заболевает - в год, в полтора. Обычная простуда, но мама в панике: я же его закаливала, столько сил потратила, он у меня не должен был болеть! Ребенок был таким идеальным, она им так гордилась - и такой срыв. А ребенок не хочет быть идеальным - он хочет быть любимым. Своей болезнью он дает маме шанс посмотреть на него другими глазами, принять его таким, какой он есть, - в болезни и в здравии, в горе и в радости.
Психологи подтверждают: болея, ребенок в первую очередь "высвечивает" какие-то родительские проблемы. Задача взрослых - их увидеть. И постараться достигнуть гармонии в отношениях - это поможет малышу выздороветь. А еще, болея, ребенок может переработать какую-то свою проблему, найти для нее выход, не законсервировать ее внутри - до тех времен, когда проблема эта проявится иначе и серьезнее или даже страшнее.
Так значит, это не страшно, что он заболел? И даже, может быть, хорошо?
Кто принимает решения
Однако подобные рассуждения оказываются не очень-то действенными, когда у вас на руках - температурящий второй день ребенок.
Не хватает опыта, понимания особенностей своего малыша - что для него обычно, что нет. Как правило, это приходит после второго, третьего подобного случая - если ребенок болеет без лекарств и картина болезни ничем не нарушена, не смазана.
Не хватает уверенности в том, что выбранная тактика - правильная. Это потом, когда ребенок переболеет раз, другой, и ничего плохого с ним не случится, мама уверится в том, что нужна эта учеба иммунной системы, что только так малыш может приспособиться к жизни в нашей неидеальной, нестерильной среде. Согласится с тем, что пара болезней в год - нужны ребенку, и не будет пытаться во что бы то ни стало его от них оградить.
Но поначалу, когда совсем страшно, когда на руках младенец, незаменима поддержка врача, которому мама доверяет и который - это очень важно! - доверяет ее материнскому чутью. Потому что окончательное решение должна принять мама - это ее ребенок, и никто не чувствует его лучше, чем она.
Врач должен позволить ей взять ответственность за здоровье ребенка на себя. Это непросто для обоих: он-то к своей ответственности привык, а молодая мама этому только учится. Но если это удастся раз, удастся два, мама сживется со своей ролью хранительницы семейного здоровья. И сможет взаимодействовать с любым врачом - и из дорогого центра, и из обычной поликлиники.
Врач для нее - это глаза (а участковый педиатр имеет огромную практику), это информация о состоянии ребенка. И я обращаюсь к врачу, когда болеют мои дети. Хочу, чтобы посмотрели еще одни глаза. А вдруг я чего-то не вижу?
Но принимать решение - это мамина задача. И я учу своих слушательниц, независимо от того, с каким врачом они будут иметь дело, знать, что нужно их ребенку. А если мама устраняется от этой задачи - чего-то боясь или ища какого-то хорошего врача - она идет по ошибочному пути.
Мы почему-то думаем, что если у нас хороший врач, у нас будет здоровый ребенок, а если плохой... Но врач не дает здоровье - он лечит болезнь. Чувствуете разницу? Это общий принцип медицины, и глупо ругать врачей за то, что они не бездействуют, а выполняют свой профессиональный долг: борются с болезнями, используя при том новейшие лекарственные средства.
Я могу сколько угодно просвещать родителей, учить их принимать решения, обсуждать с ними сложные вопросы. Но если меня вызывают к больному ребенку и хотят, чтобы я поскорее избавила его от страданий, чтобы я его вылечила... Я буду бороться с болезнью, буду назначать лекарства, а не призывать родителей к ответственности.
Но в детском возрасте с большинством болезней не нужно бороться, ими нужно переболеть. Детский организм должен научиться и этому, как учится он тысяче других вещей в ранние годы. Не боритесь с болезнью! Возьмите ее в союзники! Разумно проведенная болезнь делает вашего малыша здоровее!