Как снизить тревожность родителей и научить ребенка общаться
Содержание:
- Спокойствие, только спокойствие
- Ликвидация безграмотности
- Три этапа адаптации
- Дополнительные точки опоры
Случается, что в новом году жизнь действительно начинает идти по-новому. Например, семья переезжает в новый район, и ребёнок идёт в новый класс или новый детский сад... Или семья вообще меняет город, и вокруг — ничего знакомого... Эти ситуации часто вызывают тревогу родителей и побуждают их обращаться к детским психологам. Разберёмся, насколько вопросы адаптации действительно серьёзны.
Как говорил Марк Твен, слухи о моей смерти слегка преувеличены. Вопросы детской адаптации — тоже. Разумеется, адаптация требует внимания родителей и некоторого напряжения сил ребёнка, но всё-таки она не так демонична, как иной раз кажется.
Чтобы адаптация прошла хорошо, нужно соблюдать два простых правила.
- Сохранять спокойствие.
- Учить ребёнка устанавливать контакты.
Разберёмся с каждым из правил.
Спокойствие, только спокойствие
Первой и, пожалуй, самой значимой причиной плохой адаптации ребёнка является тревожность родителей.
Чем больше родитель тревожится, тем сложнее протекает адаптация ребёнка. Зависимость прямая и наглядная. Справедливо и обратное. Чем проще родитель относится к адаптации, чем больше уверенности в лёгкости адаптации выражает, тем проще в итоге всё получается.
Ребёнок ведь не знает, что, например, переезд в новый район должен вызвать у него проблемы с адаптацией. Новый район — это просто новый район. Для детей естественно узнавать новое.
Более того, узнавание нового является их основной задачей минимум до четырнадцати лет. Ребёнок — это машина по сбору и обработке самых разных сведений. Новое для него — среда более естественная, чем вода для рыбы.
Другое дело, если родитель создаёт тревожный фон — хмурится, нервничает, озабоченно обсуждает что-то со вторым родителем. Тут у ребёнка закрадывается подозрение — может быть, он должен чувствовать что-то другое? Может быть, эта ситуация требует другого отношения?
Ребёнок — как губка. Он не знает, как жить правильно, поэтому жадно впитывает всю доступную информацию. Поведение родителей он (до определённого возраста) считает эталонным.
Папа делает зарядку? Значит, так правильно. Папа курит и лежит на диване с пивом? Значит, правильно так.
При переезде все волнуются и нервничают? Хорошо, тоже буду волноваться и нервничать. Ребёнок, конечно, так не рассуждает, но ведёт себя — именно так.
Если родители хотят, чтобы адаптация для ребёнка была простой, достаточно унять свою тревожность. Методик для этого в психологи много, да и медикаментозно можно себе помочь. Было бы желание.
Ликвидация безграмотности
Вторая беда детской адаптации — скудный набор поведенческих стереотипов. Проще говоря, не все дети умеют устанавливать контакты с другими детьми (и шире — с людьми вообще).
Таких детей легко заметить — они тихенько играют на отшибе, не решаясь подойти к другим, особенно, если те сбиты в группу. За такое поведение ребёнка часто называют необщительным. Так вот, это — неправда. Такие «необщительные» дети прекрасно находят общий язык со взрослым. Почему? Никакой мистики — просто общение, как правило, начинает взрослый.
Таким детям просто сложно — они не знают, с чего начать и что сказать. Их робость — это не страх. Это просто неумение. Вроде как человек, не умеющий водить машину, робеет перед баранкой и не садится на место водителя.
Детей полезно учить простым формам установления контакта. Буквально — научите его подходить, здороваться и делать ещё несколько коммуникаций, чтобы он мог легко знакомиться («Привет, я Юра, давай играть вместе»).
Это не сложно, а ребёнку станет значительно проще общаться. Главное, дать ему конкретные шаги (действия, поступки, фразы), а не общие пожелания («подружись с ним», «займитесь чем-нибудь»). У ребёнка ещё не такой богатый репертуар поведенческих проявлений, чтобы он мог адекватно воспринять подобные советы.
Три этапа адаптации
- Ориентировочный. Здесь у ребёнка может снизиться аппетит, ухудшиться сон, повыситься утомляемость, ребёнок может постоянно быть перевозбуждённым или заторможенным. Всё нормально — организм мобилизует все ресурсы, чтобы справиться с ситуацией.
- Неустойчивое приспособление. Организм ищет и находит некоторые оптимальные реакции на новые воздействия. Ребёнок становится спокойнее, но его поведение всё-таки нельзя назвать нормальным.
- Относительно устойчивое приспособление. Организм нашёл такие варианты приспособления, которые позволяют избегать сверхнапряжения. Проще говоря, всё в норме.
В норме все фазы длятся максимум полтора месяца. Тяжелое протекание адаптации, её затягивание — сигнал о непосильной нагрузке на ребёнка. Нужно срочно что-то делать.
Дополнительные точки опоры
Чтобы адаптация проходила проще, можно воспользоваться несколькими простыми решениями.
- Адаптация облегчается подготовкой. Чем меньше меняется ситуация, тем проще адаптироваться. Например, если распорядок дня ребёнка до школы был близок к школьному (подъём в семь утра, занятия до двенадцати, сон и т.п.), то адаптироваться к школе будет проще. По крайней мере, в том, что касается расписания.
- Знакомьте ребёнка с новыми людьми и новыми ситуациями. Не многие родители знают, но, например, проезд на общественном транспорте — это замечательная тренировка для ребёнка, где он учится быть в новой и меняющейся обстановке. Хорошо подходят кружки, секции, группы и т.д. Можно и проще — берите ребёнка с собой, когда едете к друзьям (если, конечно, цель похода — не отдых от ребёнка).
- Сохраняйте равновесие. Адаптация идёт хуже, если ребёнок эмоционально уязвлён чем-либо. Особенно, если он уязвлён поведением родителя, который сам переживает свою собственную адаптацию. А сваливает всё на ребёнка. Нет уж — от вас ему требуется поддержка и участие. Конкретно — спрашивайте его, как проходит адаптация (только без таких мудрёных слов, конечно), и проявляйте больше оптимизма.
- Развивайте самостоятельность и уверенность в себе. Возьмите за правило использовать формат поддерживающего общения (ребёнка хвалят за усилия и указывают на зону развития). Например, разобрал он дорогую игрушку — исследовал, так сказать. Можно наорать на него, наказать. А можно похвалить за любознательность и предложить собрать игрушку обратно вместе. А потом снова разобрать. Ребёнок постепенно привыкает к тому, что он может справиться, что у него достаточно сил. Растёт уверенность.
Главное помнить, что сложные периоды в жизни ребёнка — это прекрасная возможность сблизится с ним и укрепить ваши отношения. Чтобы потом, через много лет, уже повзрослевший ребёнок сказал бы: «Мои родители всегда были рядом». Кажется, это лучшее, что может сказать ребёнок о своих родителях.