На балете с ребенком в Михайловском театре Санкт-Петербурга
Содержание:
Стоит ли брать ребенка на балет и с какого возраста? Где лучше сидеть в зрительном зале? Как одеваться? Чем подкрепляться? Татьяна Тихонова, автор блога Art-Prosvet, рассказывает балете «Тщетная предосторожность» в Михайловском театре Санкт-Петербурге, о своих и детских впечатлениях.
Почему-то бывает так, что ребенок не знает, чего хочет. Сопротивляется тому, что в итоге потом любит больше всего на свете. С моей дочерью такое было дважды. Она очень не хотела идти на спортивную гимнастику, и ее было не затащить на балет. Сейчас она расстраивается, если пропускает тренировки, и в любом состоянии готова идти в театр.
А начали мы в пять лет с «Чиполлино» — единственного стопроцентно детского балета в Михайловском театре Санкт-Петербурга, где мы живем. В шесть это был «Щелкунчик», а начиная с семи лет я слежу только за тем, чтобы сюжет не был слишком трагическим.
Потешные куры во главе с петухом сопровождали весь спектакль. Кстати, предводителя кур играет Заслуженная артистка РФ
В этом учебном году мы с первоклассницей посмотрели три балета: «Баядерку», «Дон Кихота» и «Тщетную предосторожность». Она восхищалась каждым в равной степени. На примере последнего спектакля покажу составляющие успеха у семилетнего ребенка:
- понятный всем юмор в каждой сцене;
- праздничная легкая музыка;
- вдова Симона, блестяще исполненная Н. Цискаридзе (только из взрослых разговоров моя дочь Вероника поняла, что ее роль играл мужчина);
- живой пони и блестяще исполненные петух с курицами (в ростовых костюмах);
- оригинальные мизансцены: ленты, игра «в веревочки», «майское дерево», световое шоу на сцене грозы;
- взятая с собой еда в нужном количестве;
- ложа, из которой и оркестр как на ладони, и край кулис, весь зал и сцена близко, только руку протяни.
На мой взгляд, легкая скука могла одолеть ребенка только во время любовных сцен, но они были достаточно динамичны.
Где сидеть?
Здорово, если удается попасть в театр. Иногда сидишь с ребенком на галерке и просто обмираешь от восторга. Но если есть возможность выбора, я — за боковые ложи.
Именно потому, что видно сверху оркестр, стоит повернуть голову — глубину и объем зала. И достаточно близко, чтобы разглядеть артистов, детали мизансцены и в целом — быть вовлеченным.
Вид из ложи «В»
Про одежду
Все девочки любят наряжаться, а мальчикам обычно все равно. Я стараюсь одевать дочку красиво (платье, классическая юбочка с пиджаком, туфельки принцессы) и чтобы она могла свободно двигаться и удобно сидеть. Тем более что она согласно детскому билету сидит на коленках.
Детский билет вы можете взять в окошке администратора при наличии у вас хотя бы одного полного билета. В Петербурге я не знаю другого театра с таким замечательным предложением!
А для взрослых добавлю: сколько ни была в Михайловском, там всегда очень тепло, так что можно смело щеголять в самом открытом вечернем наряде.
Про еду
Любой культурный выход моей дочери можно омрачить отсутствием перекуса. Сколько дома я ее ни кормила перед выходом — бесполезно. Так что я смирилась и всегда хожу в театр с красивой, но большой сумкой, куда кроме сменных туфелек и воды помещается мешочек с: некрупными яблоками, мандаринами, сушеным мясом, орехово-ягодной смесью, некрошащимся печеньем, сушками.
Если смотритель заметит, что вы едите в ложе, он сделает вам замечание. Поэтому мы едим либо в коридоре, либо я выдаю маленькими порциями на месте. Да, если в спектакле два антракта, она ест оба раза. Скорее всего, так бывает не у всех, рассказываю только о своем опыте.
Спектакль «Тщетная предосторожность»
Это, пожалуй, самый собирательный балет из тех, что я видела. И старейший из всех, что идут на мировой сцене: его премьера состоялась в Бордо за две недели до взятия Бастилии. Среди создателей — сценарист Доберваль, композиторы Луи Герольд, Джон Ланчбери и Петер Гертель, хореограф Фредерик Аштон.
Музыка такая легкая, ритмичная и незатейливая, что оставляет в памяти не мотивы, а общее ощущение — праздника и радости жизни. Радуют глаз достоверные костюмы крестьян, сельские пейзажи и оригинальный занавес с надписью на французском: «Девушку плохо охраняли». Однако глядя на Симону в исполнении грозного на вид Николая Цискаридзе, трудно поверить, что ее дочь может остаться без присмотра.
По словам хореографа театра, М.Мессерера, Цискаридзе хотел сыграть Симону еще в Большом театре, но там не получилось. А в Петербурге, уже в статусе ректора Академии, все сложилось.
При этом он был очень смешным, играл с удовольствием. Впечатление, правда, было скорее театральным; так хотелось больше танца от Мастера! Зрители реагировали аплодисментами при каждом появлении, только к третьему акту немного стихли. Танец в сабо — чечетка с пейзанками — стильно, со вкусом.
Николай Максимович так оттягивал на себя внимание, что главные герои на его фоне смотрелись совершенными детьми. А так оба они были абсолютно на своих местах — красивая вдохновенная пара. Разве что хотелось видеть у Колена прыжок повыше. Весь спектакль Лиза (А. Кулигина) не уставала улыбаться, а Колен (И. Зайцев) — ею восхищаться.
А какая ответственная и сложнейшая роль у Алена! Вероника, давясь от смеха, назвала его «дуралеем». А он выделывал много трюков, сохраняя туповатое выражение лица. Его роль напомнила о Санчо Пансе, но, похоже, еще более технически сложная.
Назову сцены, запавшие в душу:
- танец в сабо — чечетка в деревянных башмаках;
- мужской танец с палками;
- майское дерево — красочная карусель с лентами;
- гроза. Дождь-гром-молния — эффектно, многопланово, динамично: глаза разбегаются. И полный восторг, когда Ален улетел на своем зонтике.
Какая работа со светом, шумовыми эффектами! Это надо увидеть своими глазами!
Я очень хочу верить, что воспитываю единомышленницу. Время покажет... А пока... Когда статья была почти готова, я показала ее Веронике и спросила: со всем ли она согласна? Может, стоит что-то добавить? Она попросила добавить роль Симоны в составляющие успеха. И особенно оживилась, прочитав про еду: «Да-да! Сколько меня ни корми, все равно в театре буду просить поесть!».