Что самое главное в развитии ребенка. Какой детский сад и школу выбрать
Содержание:
Продолжаем публиковать ответы психолога Екатерины Мурашовой на вопросы родителей о воспитании детей. В прошлый раз речь шла об установлении границ Сегодня — о том, какие еще меры воздействия на ребенка есть у родителей, и о том, как оценить развитие дошкольника.
Воспитание и значимые взрослые
— А что может сработать для того, чтобы не заставить, а показать ребенку, что нужно делать? Допустим, ребенок, девять лет, звонит мне и говорит: «Мама, можно, я пойду сейчас погуляю?» — «Нет, ты не можешь погулять, потому что сейчас у тебя английский, и вообще ты приболел, иди домой». Ребенок получает ответ, который его не устраивает, и делает, как хочет.
— Кроме примитивного императива «будет так, как я сказала», у нас есть еще один способ взаимодействия с чувствами. Все согласны, что родители — значимые люди для своего ребенка? Сейчас вам нужно на одну минуту представить, что я — значимый для вас человек.
Представьте, что вам важно всё, что со мной происходит. У меня в руках две бутылки с водой. По каким-то причинам я ненавижу, когда берут большую бутылку. Не знаю, почему. Маразм, понимаю, да. Но если берут большую бутылку, мне плохо. И мне так нравится, когда берут маленькую бутылку! Мир расцветает красками, делается светло. Тоже маразм, прекрасно понимаю, но, тем не менее, такая у меня особенность. Будьте так любезны, возьмите, пожалуйста, одну бутылку.
Спасибо. Я признательна вам за ваш выбор. Вам ничего не мешало взять большую бутылку, хотя бы просто, чтобы посмотреть, что будет. Но вы сделали этот выбор, который меня устраивает, то есть это выбор, приятный для меня, и я вам благодарна. Для меня это означает, что мы играем в одной команде, и, возможно, наша встреча будет конструктивной.
Условие такое: я — значимый для вас человек. Мы все согласились, что родители для ребенка — люди значимые. Соответственно, я очень четко говорю, что мне нравится, а что — нет. Потом я предлагаю свободный выбор. Если выбор сделан правильно, с моей точки зрения, то я (третий этап) благодарю за него. Всем, конечно же, уже интересно, а что бы было, если бы вы взяли большую бутылку? Было бы то, что я и обещала. У меня бы испортилось настроение.
Сработает ли это на сто процентов? Конечно, нет. Но, тем не менее, чувствами значимых людей можно воспитывать. Есть два типа людей, которые не воруют. Одни не воруют потому, что они боятся, что их посадят в тюрьму, а другие не воруют, потому что у них есть что-то вроде внутреннего закона, что воровать — это плохо, если я украду — я сам в этом замараюсь. Вы хотите, чтобы ваши дети не воровали по первому типу или по второму?
Важный момент — позитивное подкрепление. Ко мне приходит мама с агрессивным ребенком. Она говорит: «Что делать?». У ребенка развитый интеллект, он говорит, всё понимает. Мама говорит: «Я ему объясняю: нельзя деток на площадке обижать. Игрушками нужно меняться. Нужно договариваться. Помнишь всё?». — «Да, я всё помню». — «Ты будешь так делать?» — «Буду, буду». Дальше она его выпускает — и он снова начинает драться.
Я говорю: «Условия заданы. А подкрепление положительное?». Мама спрашивает: «Какое положительное подкрепление?». Отрицательным подкреплением не вырабатывается рефлекс. Ждете момент, когда в песочнице, кроме вашего ребенка, окажется ребенок, который переставляет совершенно неинтересные формочки — с ним даже драться скучно. Ждете десять минут и говорите: «Зайчик мой, ты так прекрасно играешь с этим мальчиком. Нам осталось гулять еще 15 минут. Я так надеюсь, что всё будет хорошо».
— Как наказывать детей и нужно ли наказывать?
— Главным в наказании для маленького ребенка является все то же неудовольствие значимого для него человека.
Если я говорю: «Знаешь, до такой степени ты меня этим поступком расстроил, что просто глаза бы мои не смотрели, уши не слышали тебя, руки не трогали», — вот это является вообще гораздо более сильным наказанием, чем если бы вы ребенка шлепнули.
— Как не растерять значимость в глазах ребенка?
— Растерять значимость можно на любом этапе. На каждом этапе жизни идет проверка на установление границ.
— Ситуация конфликтов в семье, между отцом и матерью, между бабушкой и родителями — как-то сказывается на значимости?
— Еще как сказывается. Если мать годами говорит: «Твой отец — козел, посмотри, что он делает», — разумеется, это сказывается на ребенке. Если отец годами говорит: «Твоя мать даже полы толком вымыть не может, о чем разговаривать», — сказывается и это.
Причем неизвестно, на значимости какого родителя это скажется — это будет зависеть уже от отношений с другим родителем, от статуса самого ребенка, от его эмпатичности и так далее.
Детский сад, школа, развитие детей
— Что полезнее для ребенка, особенно для гиперактивного и волевого: отдать в обычный детский садик, где 20 человек в группе, или в мини-группы, где будет к каждому индивидуальный подход?
— Очень зависит от того, в какую школу вы ребенка собираетесь отдать. Если вы его собираетесь отдать в жесткую математическую муниципальную школу, то, конечно, лучше отдать в муниципальный садик, там подготовить. Если вы собираетесь дальше держать его под колпаком и только в 18 лет отправить в армию, отдайте в мини-группу. Всё зависит от вашей позиции.
Ребенок не станет жестоким от того, что ходит в муниципальный садик. Из муниципальных, а также из частных детских садиков выходят личности и эмпатические, и жестокие, и деревянные, или очень сильные или слабые. Это не зависит от садика. Зато комфорт на следующем этапе образовательного маршрута очень зависит от того, привык ли ребенок, что его личность уважают, или он привык, когда говорят: «Квадратики рисуем! Все рисуем квадратики!». Дети приспосабливаются. Даже ребенок, которого долго баловали в частном садике, а потом отдали в плохую школу, приспособится.
— Есть ли какие-то особенности возраста 6-7-8 лет, связанные с походом в школу?
— Я очень уважаю старший дошкольный возраст. Почему? Потому что там работает программа развития креативности. Период перед школой самый важный, он — единственный в жизни ребенка, когда происходит развитие креативности.
Креативность — это поиск нестандартных решений на стандартные задачи. Этот период сладкий до невозможности. И главное, что он не повторяется. Почему он прерывается? Потому что ребенок идет в школу, и ему говорят, что на большинство задач имеется один правильный ответ: дважды два — четыре, «жи», «ши» всегда пишется с буквой «и». Всегда! Приехали. Он останавливается.
К вопросу о детской одаренности. Я несколько раз в жизни видела раннюю детскую художественную одаренность, она очень редко встречается, одна из самых редко встречающихся вещей, спутать ее нельзя ни с чем.
Это — не ребенок, который рисует в пять лет так, как рисуют в семь. Это — ребенок, который рисует так, как положено в пять лет, но рисунки настолько эмоционально заряжены, что кажется, что их писал взрослый.
Я видела сама мальчика, который полностью воспроизводил пластинку рок-оперы «Юнона и Авось», причем он пел все партии.
Если вдруг вам такое досталось, то, конечно, талант надо развивать. Ребенку, который рисует — давать возможность учиться рисовать. Тому, кто по ночам тянется к роялю — купить рояль. Это детская специальная одаренность.
Еще есть ранняя общая детская одаренность. Это как раз те дети, которые в три года читают, в пять берут интегралы, в семь пишут стихи и, соответственно, проходят программу четвертого класса. Таких детей называют «вундеркинды». Девять из десяти обычных детей этих «вундеркиндов» потом догонят. В подростковом возрасте девять из десяти детей станут обычными.
Поэтому «вундеркиндство» ни в коем случае, исходя из интересов самого ребенка, не следует культивировать. Ребенок уже привык быть во всем первым. В подростковом возрасте это — риск самоубийства.
— Современная школа очень сильно пытается, особенно в начальных классах, втянуть родителей в свою орбиту, максимально привлечь их к образовательному процессу. С другой стороны, нам, родителям, хочется научить ребенка самостоятельности. Что правильнее?
— Слушайте себя, делаете то, что вам удобно, понимая, чем вы за это платите. Если вам хочется сидеть с ребенком, положив руку ему на головку, и смотреть, как он пишет до восьмого класса — делайте это. Школа стремится вас втянуть, ребенок стремится вас вытянуть, делайте так, как вам удобно, понимая, что если вы, например, не будете собирать ребенку семилетнему портфель, а он у вас с синдромом дефицита внимания, то он будет просто ходить без учебников.
— Как быть, если ребенок ничем не интересуется? Конкретный пример: «Доченька, давай будем ходить на гимнастику — это так замечательно». — «Не хочу. Не пойду». — «Ой, мне так нравится, такие платьица, ты такая гибкая»! — «Не пойду». Что делать?
— Четырехлетнему ребенку не так уж и нужны какие-то дополнительные занятия. Сейчас для ребенка важна ролевая игра.
Ролевая игра не должна продолжаться часами и сутками — она очень ограниченна. Если вы говорите: «Зайчик, сейчас мы идем в ванну топить „Титаник“, льдина у нас уже заморожена», — я с трудом себе представляю ребенка, который скажет «не пойду». А вот ребенка, который один раз сходил на гимнастику и сказал: «Я всю эту гимнастику видел в белых тапках — ровно в таких, как для гимнастики», я легко себе представляю, в четыре-то года.
— Продолжать искать то, что нравится?
— Продолжайте искать и просто играйте со своим ребенком. Его развитие — это развитая ролевая игра.
Параметров, маркирующих интеллектуальное развитие ребенка, всего два. Первое — это сложность ролевой игры, которую может организовать и провести ребенок. Чем сложнее игра, которую ребенок может организовать, тем выше уровень его интеллектуального развития. Развитие общего интеллекта маркируется развитостью ролевой игры.
Второй момент — это сложность вопросов, которые задает ребенок. Чем сложнее эти вопросы, тем выше уровень развития его интеллекта. Ребенок, который совсем не задает вопросов — это очень сложный и очень серьезный знак, вне зависимости от того, что он делает еще.