Какова роль отца в жизни ребенка, мальчика в первые годы?
Содержание:
- Возраст до 1 года — территория матери
- Возраст от 1 года до 3 лет — самостоятельность
- Создать условия для исследования мира
- Подготовка к переходу на территорию отца
Эта статья — ответ на вопрос "С чего отцу начинать воспитание мальчика?", заданный на сайте "Я — женщина".
Возраст до 1 года — территория матери
В первый год жизни ребенка базовое чувство, которое должно укорениться и развиться, — это чувство доверия к миру. Именно на основе доверия чуть позже будет формироваться адекватная самооценка, появится желание приобретать новый опыт, осваивать новые виды деятельности и, наконец, будет заложена способность строить близкие и доверительные отношения.
В окружении, которое относится к ребенку с заботой и любовью, младенец чувствует себя любимым и принятым, и это удовлетворяет его основную психологическую потребность на данном этапе развития. Если младенец всегда сухой, в тепле, хорошо накормлен, он учится доверять миру и людям вокруг. Если же няня или мать невнимательны или небрежны в уходе за малышом, то у ребенка развивается неверие в самого себя и недоверие к окружающим.
Итак, сразу после рождения мальчик оказывается на территории матери. Он получает от нее питание и заботу. Находясь рядом с ней, он ощущает наслаждение, находясь далеко от нее — пустоту и холод. В этот период связь между матерью и ребенком очень сильна. Мать чувствует состояние и потребности своего ребенка без слов, и ребенок очень чутко реагирует на настроение матери и ее состояние.
Задача отца в этот период — защищать и оберегать связь между матерью и сыном.
Оценить уровень сформированности доверия к миру можно по способности ребенка спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
Мальчику необходимо быть на руках у матери или отца ровно до тех пор, пока он не подрастет настолько, чтобы начать самостоятельное исследование мира. В силах родителей сделать так, чтобы мальчик поверил в себя и научился доверять окружающему миру.
Возраст от 1 года до 3 лет — самостоятельность
Всего за какие-то два года ребенок проходит очень сильный и важный качественный скачок в своем развитии: он учится самостоятельно передвигаться, есть, говорить, контролировать свои телесные функции, осознает свою индивидуальность.
Главным его стремлением становится борьба за самостоятельность. На этой стадии он проходит путь от полной зависимости и растворенности в матери к относительной самостоятельности. Отсюда возникают детские возгласы: "Я сам, я сам!". Его неуклюжие попытки самому браться за новые дела являются нелегким испытанием для родителей. Сколько терпения необходимо, чтобы суметь отнестись к этим его стараниям с пониманием. Именно от нашего отношения в этот период зависит вера мальчика в свои силы, в способность поставить цель и добиться ее.
Если родители поддерживают и подбадривают малыша, понимают необходимость проб и ошибок, мальчик с уверенностью берется за все новые и новые задачи. Если же родители относятся неодобрительно к этим попыткам и ограничивают его активность, мальчик начинает стыдиться своих поступков, самого себя — такого неумелого и несовершенного, и будет сомневаться в собственных возможностях.
В это время ребенок нуждается в поддержке и положительных реакциях на его самостоятельность с одной стороны, с другой — в четких и последовательных границах, охраняющих его жизнь и здоровье.
Создать условия для исследования мира
Главное в развитии мальчика в первые годы жизни — это открыть для себя окружающий мир. Все в его жизни совершается впервые: он хватает погремушку, бросает мяч, пьет из чашки, булькает водой в ванной и повторяет это снова и снова, пока действие не станет неотъемлемой частью его внутреннего мира.
Каждое мгновение своего бодрствования неутомимый исследователь посвящает изучению самого себя и всего, что попадает в его поле зрения. Ничто в мире, окружающем ребенка не может остаться непотроганным, непопробованным и нераскрытым. Это означает, что в пределах досягаемости ребенка должны оказаться только те вещи, которые можно исследовать без угрозы для его здоровья.
Никакие суровые слова, объяснения, шлепанье по рукам не помогут уберечь трехлетнего ребенка от соблазна схватить все, что он перед собой видит. Лучше просто убрать бьющиеся или опасные предметы, чтобы он не мог до них дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно или будет понимать, что этим можно любоваться, но нельзя трогать.
Его миссия — исследовать, а мы лишь обязаны обеспечить ему максимально безопасные условия для его исследований.
В трехлетнем возрасте у ребенка еще нет намерений совершить поступок с целью причинения вреда какому-то конкретному человеку или уничтожения какой-либо вещи. За кажущимся непослушанием или "разрушительным" поведением наших сыновей можно разглядеть жажду познания, желание исследовать мир самому и очень важно увидеть этот настоящий посыл его поступков.
Нам, взрослым, с высоты нашего опыта трудно представить, каким соблазнительным и волнующим может быть окружающий нас мир и как притягателен любой новый опыт. Сын же готов останавливаться буквально на каждом шагу, чтобы потрогать стену, сорвать травинку, бросить камушек, схватить жука и все, что попадается на его пути. Он использует любую возможность для познания мира. То, что кажется нам непослушанием, часто всего лишь способ познания мира и поиски своего места в нем.
Подготовка к переходу на территорию отца
Когда предыдущая стадия развития полностью себя исчерпала, и на территории матери ребенок изучил все, что мог, запасся лимитом доверия к миру в степени, достаточной для дальнейших шагов, психологическая сила толкает мальчика к переходу на отцовскую территорию. Этот процесс происходит неосознанно в период от 3 до 5 лет. Внутренний импульс мужской программы развития выталкивает малыша из теплого материнского гнезда в интересный, захватывающий и новый мир отца.
Мальчик буквально начинает жаждать внимания взрослых мужчин. У него появляется желание проводить больше времени с отцом, быть таким, как он. Он восхищается всем, что делает отец, и пытается повторять за ним все его действия: забивать гвозди, играть в футбол или вместе смотреть игру, ездить на машине, чинить и мыть машину.
Если рядом нет отца, мальчик начинает приставать к любому мужчине, которого он видит, пытается начать с ним игру, заговорить, бросить мячик — лишь бы вступить в контакт. Все это говорит о том, что пришла пора перейти на мужскую территорию, пересечь границу между миром матери и миром отца.