С какого возраста и какой продукт вводить? Научных данных нет
Если прочитать руководства по вскармливанию детей первых лет жизни, изданные национальными медицинскими организациями разных стран, можно увидеть, что рекомендации специалистов со всего мира вовсе не подробны. Никаких чудодейственных методов введения прикорма не существует, и это касается как порядка, в котором надо вводить в рацион те или иные продукты, так и возраста, в котором их вводить, а тем более таких вопросов, как в каком количестве, в какое время суток или в какой день недели они должны быть предложены к ребенку.
Тем не менее, нетрудно встретить невероятно подробные руководства по питанию. Например:
«В 13:00 дайте ребенку протертую тушеную моркошку (50 г), кашу-малашу (30 г) и зеленушку (30 г). В понедельник, среду и пятницу добавьте к этому грудку попугая; во вторник, четверг и субботу добавьте телячьей селезенки (50 г)... В 17:00 дайте ребенку половинку печеного киви, половинку бананаса и четверть тыблока с четвертью стакана черносливового сока...»
Мы использовали выдуманные названия продуктов, чтобы матери, читающие эту книгу по диагонали, не подумали, что это настоящие рекомендации.
Может быть, вы уже сталкивались с подобными инструкциями. Возможно, вы уже испробовали что-то подобное. А вы когда-нибудь задумывались, почему фруктами рекомендуется кормить после обеда, а не утром? Почему 50, а не 40 граммов картофеля? В шесть месяцев необходимо начать давать кашу, а в семь — фрукты, или наоборот? Половинка большого банана или маленького? Почему только половину груши и яблока, а не целое яблоко в один день, а потом грушу в другой?
Если мать когда-нибудь задавала подобный вопрос, она, возможно, получала твердый ответ: «Потому что так надо», — или обнадеживающий: «Это не имеет значения», — а может быть, и просто пристальный взгляд. Некоторые матери получают весьма оригинальные ответы. Одна моя знакомая из Франции (теперь она уже переехала в Испанию) спросила своего врача, почему она должна смешивать пять разных фруктов для ребенка. В ее родной стране (по крайней мере, в ее городе) детям обычно дают по одному фрукту каждый день. «Это сбалансированная смесь», — вот что ей ответили.
Порой мы слышим, что зерновые необходимо смешивать с молоком, так как, если их смешивать с водой, их калорийность будет низкой. Это объяснение похоже на правду, но некоторые вопросы остаются без ответов: почему тогда не следует добавлять молоко к фруктам или овощам, калорийность которых ниже, чем зерновых?
Любопытно, что все эти подробные рекомендации никогда не совпадают. Таблицы питания в разных книгах, странах, городах, районах совершенно разные. Я был в одной детской поликлинике, где работали четыре врача-педиатра. Медсестры отвечали за выдачу листков с письменными рекомендациями по питанию детей. «Кто ваш лечащий врач?» — спрашивали они, прежде чем выдать листок. У них было четыре разных листка с рекомендациями!
Почему бы настоящим специалистам не составить для нас подробную инструкцию по вскармливанию младенцев и детей? Потому что они могут дать только рекомендации, основанные на доказательствах. Эти доказательства могут быть не окончательными и бесповоротными, они могут требовать доработки или пересмотра в связи с появлением новых данных, но, по меньшей мере, это хоть какие-то доказательства.
Например, мы говорим, что детям, находящимся исключительно на грудном вскармливании, не нужно давать воду, потому что несколько исследований, проведенных в условиях теплого климата, в том числе в пустынях, показали, что при грудном вскармливании по требованию ребенок прекрасно себя чувствует без воды. Мы также говорим, что «детские напитки» (эти маленькие пакетики с порошком, которые продаются во многих странах, — их смешивают с водой, чтобы сделать «чай») вредны детям, потому что зафиксированы сотни случаев кариеса зубов, вызванные высоким содержанием сахара в этих напитках.
Мы рекомендуем исключительно грудное вскармливание на протяжении первых шести месяцев, и вот почему: в ходе одного научного эксперимента детей произвольно поделили на две группы. Дети в одной группе на протяжении шести месяцев питались исключительно грудным молоком, позже добавилась твердая пища. Дети в другой группе начали есть твердую пищу в четыре месяца. Дети из второй группы не стали расти быстрее, других преимуществ они также не продемонстрировали. Однако они стали меньше сосать грудь. Мы еще не проводили исследований для сравнения введения прикорма в шесть и восемь месяцев, так что ждите сюрприза.
Мы говорим, что продукты, содержащие глютен, нужно вводить в рацион медленно и в небольших количествах, поскольку было замечено, что при быстром его введении у детей возникали тяжелые приступы целиакии (это заболевание кишечника, которое тем опаснее, чем раньше оно возникает).
Мы призываем воздерживаться от продуктов, которые наиболее часто вызывают аллергию (например, молоко, яйца, рыба и соя), потому что мы заметили — когда эти продукты вводятся рано, риск аллергии возрастает.
Но на каком основании мы можем порекомендовать вводить сначала каши, а потом уже фрукты, или наоборот? Ни на каком. Это просто личное мнение разных людей: «Я считаю, что начинать нужно с каш, поскольку в них больше белка», «Ерунда, нужно начинать с фруктов, потому что в них больше витамина C». Чтобы знать точно, нам придется провести эксперимент: дать пятидесяти детям сначала фрукты, а другим пятидесяти — кашу, и посмотреть на результаты. Естественно, при прочих равных условиях.
Никто никогда не проводил такого эксперимента, и вряд ли проведет.
Давайте предположим, что его все-таки провели. Каков же будет результат? Детская смертность? Конечно, нет. Ни один ребенок не умрет ни от одной из этих диет. Изменится ли частота аллергических реакций? Это могло бы сработать, если бы мы сравнивали фрукты и рыбу, что и было сделано, и именно поэтому мы откладываем введение рыбы в качестве прикорма. Но между кашей и фруктами, насколько мы знаем, не будет большой разницы в плане аллергии.
Какую пищу они любят больше всего, какой съедят больше, от какой меньше стошнит? Разница будет, но все это индивидуально; одни дети предпочитают фрукты, другие — каши. Лучше всего вам провести свой эксперимент и давать ребенку то, что ему нравится, а не то, что предпочли 70% детей в каком-то там эксперименте.
Конечно, не все результаты будут видны сразу. Если мы подождем несколько месяцев, вероятно, некоторые различия между группами станут заметны. Возможно, в возрасте года вес детей в одной группе будет превышать вес детей в другой. Но это ставит перед нами непростой вопрос: является ли питание, при котором дети весят больше, лучшим потому, что оно позволяет избежать недоедания, или питание, при котором дети весят меньше, лучше потому, что оно предотвращает ожирение? В большинстве стран мира самой большой проблемой является недоедание, но в странах с развитой промышленностью почти никто не умирает от недоедания, в то время как ожирение является большой проблемой и имеет тяжелые последствия для здоровья.
Вероятно, нам следует оценивать общее состояние здоровья, а не исключительно вес. Может быть, нам стоит подождать еще несколько месяцев, чтобы увидеть, кто первым начнет ходить или раньше начнет говорить, или у кого будет больший словарный запас? И что хорошего в том, чтобы начать говорить раньше, если позже, в школе, вы получите выговор за разговоры в классе? И что хорошего в том, чтобы получать хорошие оценки в школе, если позже вы не сможете найти работу? Будет ли питание влиять на здоровье через несколько лет? Будет ли у этих людей высокий или низкий холестерин, более или менее тяжелая стадия рака, больше или меньше сердечных приступов?
После всего сказанного и сделанного, мы можем продолжать свой научный эксперимент еще 30 или 50 лет, и, возможно, так и не обнаружим существенных отличий между тем, начнем ли мы вводить сначала фрукты или каши. А может быть, мы найдем отличия, и тогда у нас появится еще одна проблема: что делать с результатами?
Давайте, например, представим (продолжаем фантазировать), что дети, которые начали с фруктов, в год весили на 150 г больше, чем те, которые начали с каш; что они начали ходить на три недели раньше; оценки по математике у них в десять лет были ниже, но по социальным наукам в пятнадцать лет их оценки были выше; у них было меньше сердечных приступов в двадцать пять лет, но низко оплачиваемые должности; был повышенный холестерин, но пониженное кровяное давление; риск рака желудка был на 15% выше в возрасте сорока лет, но в пятьдесят лет риск артрита был на 20% ниже.
Даже если мать владеет всеми этими данными (при условии, что они достоверны), она все еще думает с чего начать — с фруктов или с каши.
Мы были несколько пессимистичны. Сначала мы предположили, что не было обнаружено значительной разницы, затем мы допустили, что существуют значительные отличия, но они взаимоисключают друг друга. Существует и третья вероятность (но она долгосрочная): наше исследование выявит четкие различия между двумя режимами питания. Давайте предположим, что это было научно доказано, и, без сомнения, те, кто начал с фруктов, более здоровы, хорошо выглядят, более умны и счастливы, чем те, кто начал с каши.
Чтобы прийти к этому заключению, нам потребовалось более пятидесяти лет. Мы с гордостью и радостью сообщаем о результатах всему миру. И вместо благодарности люди осыпают нас множеством новых вопросов. Что если сначала ввести овощи или цыпленка? Нужно начинать прикорм с шести, семи, или семи с половиной месяцев? Нужно начинать с яблок, груш или бананов? В нашей стране не растут яблоки и груши, можно ли начать кормить ребенка манго, ананасом или папайей? Половина яблока или целое? Какой сорт лучше: Голден, Гала или Ред Делишес? Одинаково ли количество витаминов в свежих и замороженных фруктах? Нужно ли есть кожицу, так как в ней много витаминов, или наоборот снимать ее, поскольку в ней накапливаются пестициды? Чтобы ответить на все эти вопросы, нам пришлось бы провести еще одно исследование.
Именно поэтому мы начали с того, что эти исследования никогда не проводились и проводиться не будут. И мы никогда не получим ответ.