В первой статье, посвященной детской поэзии и детским поэтам, мы вспомнили Корнея Ивановича Чуковского и разгадали некоторые секреты его стихов, что так нравятся и малышам, и мамам.
В первой статье, посвященной детской поэзии и детским поэтам, мы вспомнили Корнея Ивановича Чуковского и разгадали некоторые секреты его стихов, что так нравятся и малышам, и мамам. А также дали домашнее задание тем нашим читателям, кто готов и дальше путешествовать по миру ритма и рифмы. Итак, перед вами — 12 заповедей для детских писателей, сформулированных К. Чуковским. Посмотрим, как эти заповеди «выполняются» другими детскими поэтами? Попробуем понять: как сделать стихи любимыми, интересными, привлекательными для ребенка?
1. Стихи должны быть графичны: в каждой строфе, а то и в каждом двустишии должен быть материал для художника.
Сказки и стихи Чуковского — это почти мультфильмы. Фантастическое и роскошное богатство для художника. Опора на зрительное восприятие малыша — это, пожалуй, одно из самых важных свойств детских книг вообще, причем как раз стихотворную речь малыши воспринимают хорошо и со слуха: ритмичная, эмоциональная она сама по себе привлекает внимание. Восприятие стихотворения как литературного произведения, включение ребенка в настоящее взаимодействие с текстом возможно именно посредствам картинки, иллюстрации.
Даже если самой иллюстрации нет (а иногда от нее нужно отказываться сознательно), главной особенностью детского собственно стихотворения и его восприятия становится возможность представить зрительно то, о чем идет речь:
Я научился плавать так:
Первым делом снял башмак...
(В.Лифшиц «Как я научился плавать»)
Сидел Бибигон
Под большим лопухом
И спорил о чем-то
С моим петухом.
(К.Чуковский «Приключения Бибигона»)
Оба отрывка легко воплощаются в детскую картинку — любая мама с малышом может сесть и либо нарисовать (слепить, склеить, представить) иллюстрацию, либо ее разыграть.
Читая малышу стихи, нужно обязательно помнить, что опора на зрительный образ не только усиливает впечатление, но и развивает речь и воображение. Так соотносятся звук и картинка, а совместное создание иллюстраций к стихам или чтение отдельных стихотворных строчек в качестве комментария к случайным картинкам, фотографиям — это и продолжение интересного, богатого эмоционально общения, и серьезный шаг к собственному внимательному отношению к миру, к умению видеть волшебное в обычном.
2. Нужна наибыстрейшая смена образов.
Следуя за непосредственностью и непоседливостью ребенка, поэтическая сказка тоже непоседлива и изменчива — все время предлагает новое, интересное, яркое. Так сказки самого Корнея Ивановича поделены на малюсенькие главки, каждая из которых — новое действие, динамичное изменение, развитие сюжета.
Боже, Боже,
Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
(К.Чуковский «Мойдодыр»)
Картинки должны быстро сменять одна другую. В каждой строчке как будто новый кадр, новый предмет, животное и активное движение, динамика.
Я был на счастливом острове,
Там я катался на ослике!
И там грузовик мой валялся,
который давно потерялся!
(Э.Мошковская «Я был...»)
Повстречал я того,
Кто жил в маленьком доме
Вместе с кошкой,
Собакой,
Синицей.
И, кроме
Них,
Там жила пятнистая
Божья коровка.
(Д.Чиарди «О том, кто жил в маленьком доме»)
Именно поэтому самые любимые детские стихи — это стихи с перечислениями («картина, корзина, картонка и маленькая собачонка») или динамичными передвижениями:
Жил на свете один человечек,
И пошел человечек гулять,
И нашел он двенадцать дощечек,
И решил себе домик собрать.
(Э.Мошковская «Жил на свете один человечек»)
3. Словесная живопись должна быть лиричной.
Нельзя забывать об эмоциональности — детское восприятие построено на переживании, эмоции.
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти...
(К.Чуковский «Краденое солнце»)
Важно обращать внимание не только на смену эпизодов, но и на их эмоциональную окраску (плачут, бедные), стараться показать голосом, интонацией, темпом чтения, паузой переживания, определяющие тональность фрагмента:
Он прыгнул на дорогу...
А я уж ставил ногу
и чуть не наступил!
И чуть я не убил!
(Э.Мошковская «Кузнечик»)
Умение сопереживать, чувствовать образ лирического героя, именно чувствовать, чутко относиться к смене ощущений, «слышать» переживания — так в следующем стихотворении радость сменяется тревогой, разочарованием:
Над прудом заливаются зяблики
Тоненькими голосами...
Я пускаю на воду кораблики -
С парусами!
Но лягушки мешают их плаванью,
Вечно прыгают в воду: «Бах, бах!..»
(М.Моравская «Неудача»)
А вот прекрасная картинка тихой радости, счастья:
День окончен. Делать нечего.
Вечер снежно-голубой.
Хорошо уютным вечером
Нам бедовать с тобой.
(В.Инбер «Моя девочка»)
4. Нужна подвижность и переменчивость ритма.
Для стихотворной речи сказок Чуковского характерна близость к разговорной, простой речи, стилизация плясовой: «Вы букашечки, Вы милашечки, Тара-тара-тара-таракашечки» («Муха-цокотуха»), частушки: «Эй вы, ребятки, Голые пятки, Рваные сапожки, Драные калошки...» («Чудо-дерево»), стихи, где не в каждой строке есть рифма:
И блестит у него за спиной
Золотой-золотой,
Расписной,
Синий-синий
Павлиний
Хвост.
(«Топтыгин и лиса»),
стихи, в которых меняется ритм от строчки к строчке:
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
— Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
(«Телефон»)
А вот пример совершенно бесподобной передачи каждого из образов при помощи смены ритма:
Помнишь, Мурочка, на даче
В нашей лужице горячей
Головастики плясали,
Головастики плескались,
Головастики ныряли,
Баловались, кувыркались.
А старая жаба,
Как баба,
Сидела на кочке,
Вязала чулочки
И басом сказала:
— Спать!
— Ах, бабушка, милая бабушка,
Позволь нам еще поиграть.
(К.Чуковский «Головастики»)
Все это позволяет создать иллюзию разговорной речи: как будто мама и не стихи читает, а рассказывает что-то очень интересное. Такая свобода облегчает восприятие стихов на слух, делает их подвижными, живыми. Посмотрите, как смена действий и впечатлений (сначала девочка разглядывает с опаской гуся, а потом весело бежит по мостику) передается изменением ритма стихотворной речи.
Пьёт козленок из корыта,
На тебя глядит сердито.
Ты не бойся — это гусь.
Я сама его боюсь.
Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться к речке,
Будем плавать, загорать,
Наши трусики стирать.
(З.Александрова «Мой Мишка»)
Или пример того, как неожиданный поворот событий вдруг изменяет ритм стихотворения:
Если печка — то печет,
Если сечка — то сечет,
Ну, а гречка, то гречет?
Вот и нет,
Она растет.
(И.Мазин «Каша»)
5. Нужна повышенная музыкальность поэтической речи.
Детские стихи обладают одной очень важной особенностью — они бытуют в устной форме. Для ребенка не существует написанных стихов — только звучащие, причем звучащие с маминого голоса, а поэтому для них важна музыкальность, особая звучность.
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
(К.Чуковский «Свинки»)
А вот еще послушайте, как стучат колеса в этом стихотворении:
На стрелке:
— Стук!
На стыке:
— Стук! -
Состав несется через луг.
(В.Левин «Усталый поезд»)
Важно внимательно прислушиваться к стихам, улавливать звуковые нюансы и особенности (звукопись), не бояться играть с ними.
6. Рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к другу.
Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки, -
Приходи, угощайся, облизывайся!
И лапша,
И лапша
Уродилась хороша!
Крупная да сочная,
Сладкая, молочная,
Только знай — поливай
Да воробушков гоняй:
Любят-любят ее воры воробушки!
(К.Чуковский «Огород»)
Рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строчки, создавая понятную малышу созвучность — близкие созвучные окончания слышны даже маленькому ребенку, а значит, легко запоминаются, легко воспринимаются, дарят ощущение праздника, игры.
7. Рифмы детских стихов должны быть главными носителями смысла всей фразы.
Рифмующиеся слова наделяются особым — сильным — звучанием, а значит, приобретают дополнительное значение.
А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.
И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.
(К.Чуковский перевод из английского фольклора «Скрюченная песня»)
А вот примеры, когда главное зарифмованное слово стоит в сильной позиции — в самом конце строфы:
Землянику нарисую
И раскрашу красным цветом.
Собирал ее в саду я
Прошлым летом...
(И. Гамазкова «Прошлым летом»)
Воробей загpyстил за окошком,
Hепpивычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
(В.Орлов «Ковровые дорожки»)
8. Каждая строка должна жить своей собственной жизнью.
Виртуозное владение приемами народно-поэтического творчества Чуковского подарило нам возможность любые из его стихов легко запомнить, легко ими дополнить личный устно-творческий багаж.
Детским стихам свойственно жить отдельными строчками, которые врезаются в память и живут в нашей речи, как пословицы и поговорки, как другие устойчивые обороты. Если вы часто читаете с ребенком те или иные стихи, то очень скоро заметите, что ваш юный любитель поэзии время от времени цитирует любимые стихи: то во время игры пробормочет что-то про медведей на велосипеде, то в разговоре с вами вдруг заявит что-то про «и не стыдно вам, не обидно вам». Да и в своей речи вы все чаще станете замечать то одну, то другую к месту вспомнившуюся строчку именно из детских стихов.
9. Не загромождать детских стихов прилагательными.
Дети мыслят предметно, действенно и очень мало внимания уделяют свойствам предметов. Обратите внимание, что в приведенных ниже стихах редкие прилагательные используются как носитель эмоции: они стоят в самом конце строфы (расчудесное) или в последней строчке (ясный), выполняют выделительную функцию — называется самый важный признак (желтенькое):
Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши
Строят гнёзда из лапши.
Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
(К.Чуковский «Чудо-дерево»)
У Пети есть кораблик,
У Саши — пистолет.
Но желтенького стеклышка
У них, конечно, нет.
Когда погода хмурится
И серо все, как тень,
Гляжу я в это стеклышко
И вижу ясный день.
(В.Лунин «Стеклышко»)
10. Преобладающим ритмом этих стихов должен быть хорей.
Иными словами — ритм детских потешек, взрослых частушек, когда ударение в строке падает на первый слог.
Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Иван Петровича.
Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
(К.Чуковский «Мойдодыр»)
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
(А.Барто «Зайка»)
11. Детские стихи должны быть игровыми.
А как иначе, если игра — это естественное состояние ребенка-дошкольника! В каком-то смысле все знакомство с литературой для малыша — это только новые игры или источник новых сюжетов для игр.
Вот под это стихотворение Якова Акима можно весело попыхтеть, посопеть и пофукать:
Еж пыхтит и морщится:
— Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту!
А вот это стихотворение Ирины Токмаковой предлагает поцокать, как лошадка, поурчать мотором, полетать, как самолет. «Поиграем»:
На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке — пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у!
Любое детское стихотворение — это прообраз игры: лирический герой произведения, ситуация, в которую он попадает, переживания, ощущения — все это «понарошку» и «на самом деле» одновременно — именно так, как это и происходит в игре. Вот и получается, что читаем стихи, а на самом деле играем в словесно-образную игру:
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
И повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
(И.Токмакова «Плим»)
12. Поэзия для малышей должна быть и для взрослых поэзией.
Это, пожалуй, самое важное условие для поэтов и для родителей! Необходимо очень ответственно отнестись к выбору стихотворений для чтения малышам, подрастающим дошколятам, маленьким школьникам. Читая в раннем детстве своим детям книги, мы формируем их вкус, их читательское чутье, даем первые и самые важные ориентиры для самостоятельного чтения. Корявые, неряшливые стихи (а их, увы, много) могут привить ребенку неверное, небрежное отношение к слову.
Детские стихи должны вызывать и у взрослого положительный эстетический отклик — приятное звучание, интересные и в то же время удачные по созвучию рифмы, ритм стихотворения, помогающий его читать, а не нарушающий впечатление — вот признаки настоящей поэзии. Если маме стихи не нравятся, то их точно читать не стоит — чтение должно быть приятным, приносить удовольствие.
Для написания этой статьи использовались книги:
Большая книга для детского сада: Сказки, стихи, песенки, загадки. — М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006
Большая книга стихов для чтения в детском саду. Сост. Э. И. Иванова, И. П. Токмакова. — М.: «АСТРЕЛЬ-АСТ», 2004
Вадим Левин, Рената Муха. — Между нами. — М.: Издательство «Октопус», 2009
А также материалы сайтов:
Отдав искусству жизнь без сдачи
А вот далеко не полный список поэтов, с творчеством которым мы рекомендуем вам познакомиться:
Яков Аким
Зоя Александрова
Агния Барто
Валентин Берестов
Елена Благинина
Марина Бородицкая
Григоре Виеру
Инна Гамазкова
Дарья Герасимова
Олег Григорьев
Уолтер Де ла Мэр
Николай Заболоцкий
Борис Заходер
Виктор Котов
Иван Крылов
Алексей Крылов
Гайда Лагздынь
Вадим Левин
Виктор Лунин
Татьяна Макарова
Самуил Маршак
Владимир Маяковский
Сергей Михалков
Юнна Мориц
Эмма Мошковская
Рената Муха
Владимир Орлов
Александр Пушкин
Генрих Сапгир
Петр Синявский
Владимир Сутеев
Ирина Токмакова
Юлиан Тувим
Андрей Усачев
Эдуард Успенский
Даниил Хармс
Саша Черный
Корней Чуковский
Михаил Яснов