«Плюсы» детского сада и «минусы» развивающих занятий
Я хочу поговорить о положительной стороне детсадовского общения. Об исключительной его функции, которая, пожалуй, больше нигде не может реализоваться с такой полнотой, как в детском саду.
Это — уникальный опыт общения со сверстниками в большом коллективе и... практически без внимания взрослых. Минуточку! Как же? В детском саду — присмотр опытных педагогов, их неусыпное бдение и радение... Какое же — отсутствие внимания?
А я напомню о новых стандартах в государственном образовании: наполняемость каждой детсадовской группы — 30 человек независимо от возраста. Вы можете себе представить тридцать трёхлетних детей под опекой одного (ну пусть даже двух, в команде с нянечкой) человек?..
На самом деле современный государственный садик с такими стандартами движется как раз к маленькой модели анархического общества — ну невозможно, даже с учётом круглосуточно бдящей электроники, обеспечить постоянное внимание и активное участие педагогов в ребячьей жизни. И именно это, на мой взгляд — хо-ро-шо!
...Вспомнилась мне одна наша знакомая — очень, очень милая и славная женщина, воспитательница детского сада с большим опытом работы. Мы встретили её как-то в пятницу вечером — она могла говорить только сиплым шёпотом и весело улыбалась, махая рукой: а, мол, пустяки, нормальная ситуация — издержки профессии: за неделю так накричишься, что голос теряешь к выходным...
Не думаю, чтобы у себя на работе она кричала от злобы или каких-то других своих внутренних неустроенных причин. Но подумайте: если в помещении в сорок квадратных метров находятся тридцать детей, и при этом хотя бы половина из них — пусть не кричит — а говорит в полголоса, но делает это одновременно... Можно представить себе уровень гула, который приходится преодолеть воспитателю хотя бы только для того, чтобы привлечь к себе внимание...
Некоторые — и не кричат. И, наверное, это самые любимые воспитательницы из всех. Сидят себе в чатах во время прогулки и лишь иногда поднимают глаза от смартфона: «Петя, выйди из лужи! Маша, песок несъедобен!...»
И именно этими краткими часами свободы, на мой взгляд, хорош и уникален детский сад с большими (я подчёркиваю это) коллективами и маленькими (что немаловажно) амбициями руководства. Здесь, к счастью, детей просто не успевают охватить «неусыпным радением», в отличие от мини-сада — где малыш всегда под присмотром. Всегда под... прицелом? Если не внимательных глаз педагога — то внимания видеокамер.
Но что ещё хуже — в маленьком и дорогом (амбициозном) саду на ребёнка наваливаются с различными методиками и развивающими программами, ему не дают продохнуть, стараясь максимально организовать его «досуг». Чтобы, упаси боже, не заскучал. Или не набедокурил. Не полез куда-нибудь. Чтобы развивался хорошо и качественно по самой продвинутой методике.
То же самое можно сказать и о любых группах развития и всяческих полезных занятиях, по которым (иногда вместо детсада, а иногда — и в дополнение к нему) без устали таскают своих малышей особо старательные мамочки. Спору нет — на таких занятиях преподавание может быть намного качественнее, внимания ребёнку — больше, а педагог — вообще самый золотой-расчудесный...
Но. На любых занятиях суть происходящего одна: есть некий значимый взрослый, который нечто такое даёт коллективу внимающих детей (знания, умения или развлечения). Занимает их. Заполняет их свободное пространство своей персоной. Дети успевают свободно пообщаться друг с другом только в перерыве. Или в раздевалке.
Свободного взаимодействия детей друг с другом на развивающих занятиях не предусмотрено — не за то родители деньги платят, чтобы дети просто так с другими детишками в игрушки играли.
В любом маленьком коллективе ребёнок неумолимо организован. Во имя светлых просветительских целей ему предписано делать то или иное — в соответствие с программой, учебным планом и потребностями.
А уж о его потребностях в детском саду — маленьком ли, большом ли — осведомлены лучше него самого: «больше двадцати минут дети внимание не удерживают»; «детям важно сменять виды деятельности».
А ребёнку, может, всего только и надо — войти тихонечко в помещение, полное других детей. Осмотреться. Вдохнуть и выдохнуть. Разглядеть игрушки сперва — в первом приближении. Затем — во втором. Оставаясь незамеченным, присмотреться к этим людям и к этому месту. Подать голос — когда будешь к этому готов. Самому назвать своё имя, когда сочтёшь нужным. Выбрать себе игру и товарища по сердцу. Без всех этих: «Давай скажем маме „до свидания!“, дай мне твою руку, пойдём в группу, ребята, посмотрите, кто к нам пришёл, это Петя, ну же, идите, поиграйте с ним в этот славный конструктор, его нужно собирать вот так...»
Да, этим грешат все садики — и большие, и малые. Вообще сколько видела детских коллективов под управлением педагога, всюду взрослый (из лучших, конечно же, побуждений) спешит взять под опеку новичка. Как-то так принято в педагогике — «помогать ребёнку адаптироваться в новом коллективе». Хотя порой лучшее, что мы можем сделать для ребёнка — это оставить всё, как есть, и наблюдать за тем, как процесс развивается самостоятельно. Не понуждать, не побуждать, не тормозить и не сдерживать естественный ход вещей. Правило «не предлагать, но и не отказывать», по-моему, в таких случаях подходит как нельзя лучше.
Почему ни песочница, ни детская площадка не заменяют собой детский сад? Так тут не то, что один педагог на тридцать детей, тут на каждого — по целой маме с двумя глазами! А то — и по бабушке. Что — в некоторых случаях — равносильно персональному адвокату и телохранителю, оправдывающему любые твои дерзости, а в других случаях — наставнику-поводырю, который не даёт шагу ступить. И даже не знаешь, что лучше...
Песочница, где все дети играют как бы вместе, но под присмотром своих мам, это так, словно бы вы пришли на работу в новый коллектив, а некто умный и большой тёплой заботливой тенью стоит позади вас и комментирует каждый ваш шаг. Молодец!.. Скажи «спасибо!» Так не поступают! Подойди, поздоровайся с этим человеком. Отдай ему свою машину — он поездит и отдаст. Поиграй с этой девочкой....
В общем, вы поняли.
...Люба, когда ей было три года, прекрасно сформулировала причину своего отказа ходить в детский сад: «Я хочу к деткам, я не хочу к этой тёте — мы можем прийти и поиграть с ними просто так?».
Просто так. Вот что важно. Без организации, без вмешательства, наставлений и навязчивых ограничений, без опеки и попечительства — поиграть с детками просто так, в условиях, где все равны, где нет чьих-нибудь игрушек, а всё пространство общее. И где-то там на горизонте маячит некая нейтральная фигура никому не принадлежащего взрослого, который (в разумных пределах) контролирует безопасность и заботится о здоровье — если потребуется, то потрёт ушибленную коленку, поможет высморкать нос или разнимет драчунов, если дело зайдёт слишком далеко.
Это — очень, очень хороший опыт взаимодействия. И именно за ним дети тянутся в детский сад.
...Даня пошёл в садик в неполных три года (до этого, едва только научился внятно формулировать, он ежедневно просился в детский сад, так как видел там старшего брата; просился очень, со слезами, с тоской в голосе — «Ну отдайте уже меня в садик!»). И первое, что он сказал, войдя (нет, влетев) в группу: «Друзья! Все за мной!» — и игра завертелась, а потом... Потом он очень удивился, когда обнаружил, что «ещё тут вообще-то есть воспитательница, и она говорит нам, что и когда мы будем делать. Но она совсем неплохая».
К слову сказать, несадовских детей видно в более старшем возрасте. Попав в школу, они только начинают делать то, что их одноклассники в своё время уже сделали в детском саду — получать опыт самостоятельного выстраивания отношений со сверстниками. В школе это возможно только на переменах и — частично — на прогулке, если ребёнок остаётся на продлёнку. А поскольку времени мало, то и учиться выстраивать отношения в коллективе несадовскому ребёнку приходится в рекордно короткие сроки крайне быстрыми темпами. И часто — со стрессами не только для себя, но и для окружающих.
Спору нет — избежавшие детского садика ребята часто бывают смышлёнее своих сверстников; многие из них лучше развиты интеллектуально, к первому классу уже читают, считают, знают не просто «основные цвета и фрукты», но иногда даже названия и порядок планет Солнечной системы. Но человеческие отношения в коллективе они начинают практиковать только сейчас. Сами учатся брать ответственность за дружбу и вражду, за правду и игру — без «адвокатских» наставлений заботливых родителей. Без назиданий воспитателя. И тогда корректирующие и воспитательные функции вынужден брать на себя учитель. Хотя, вы конечно, понимаете, что в начальной школе это — далеко не основная его задача.
Чем в этой связи хороши для несадовских детей различные школы дошколят и прочие подобные группы подготовки к школе? Именно этим опытом социализации, воспитанием сопричастности группе, ощущения себя частью коллектива. Да, это совсем другой опыт — но опыт, безусловно, нужный для последующей адаптации в школе. Тут нет того самого (условно) свободного взаимодействия со сверстниками в нейтральном пространстве, но есть хотя бы имитация школьной обстановки: все сидят за партами, у каждого есть персональный материал, все решают сходные вопросы и взаимодействуют с одним значимым взрослым. Это — и умение слушать, и умение говорить, это и умение быть внимательным и усидчивым, это умение сосредотачиваться над творческой задачей и отстаивать свою позицию.
«Школа дошколят» не должна учить ребёнка читать, писать и считать — пусть этим в своё время займётся школа. Или — семья, если хочется научить ребёнка всему этому самостоятельно и пораньше. Первая задача дошкольных занятий — познакомить ребёнка с организационными моментами, свыкнуться с самим способом времяпрепровождения: сидя за партой, три или четыре раза по 45 минут, с небольшими перерывами...
...Когда Аня, посещавшая детский сад бесперебойно с двух до шести лет, пришла в школу, эйфория быстро сменилась отчаянием и злостью. С четырёх лет, глядя, как учатся старшие братья, она просила купить ей прописи и отдать в школу. Свершилось — восторженная, она отправилась туда в шесть с половиной лет. Прилежно собрала портфель, наточила карандашики — ну очень хотелось послушать учителя и получить новые знания... Спустя неделю-другую после начала учебы девочка затосковала: «Мама, они же ничего не понимают! — жаловалась она. — Эти дети — они орут, скачут, учителя слушать не хотят, им совсем в школе неинтересно! Они мешают слушать, у меня от них голова болит...»
Но Аня — она буквально с рождения была такой, что садик пришёлся ей впору, а потом и школа оказалась по плечу. Терпеливая и усидчивая, вдумчивая, творческая — она и в садике не конфликтовала (а сидела и спокойненько собирала мозаику и пазлы), и в школе учится с удовольствием. Просто такой характер.
...Бывают и другие дети — норовистые, прыткие. Они или находят себя в детском коллективе сразу и навсегда («Друзья! Все за мной!»), или наоборот — отторгают всю эту муштру и систему целиком. Как сказала детский психолог, когда наша Тася не могла приткнуться в детском саду: «Здесь трудно тем детям, которые привыкли, чтобы их слушали. Здесь слушать никто не будет — здесь слушаешь и слушаешься ты сам».
С детьми Тася была бы рада оставаться хоть весь день — но режимные моменты порождали в ней пылкий протест. Она-то как раз из таких — ярких, прытких и энергичных, со своим мнением и границами. И любое выстраивание вгоняло её в тоску, поэтому садик ей «по размеру так и не подошёл». Зато школа — в шесть с половиной — пошла на «ура!». И откуда только взялись — и усидчивость, и организованность, и желание внимать педагогу...
Видимо, каждому своё. Сад, мини-садик или группы развития — но любое место, где можно «просто так поиграть с детками» и получить бесценный опыт выстраивания отношения с людьми, с этим миром и с самим собой.