В процессе изобразительной деятельности малыш не просто учится проводить линии, скатывать шарики и отрезать бумагу — он развивается как личность.
Содержание:
- «Рисуем дождик» (12-36 месяцев)
- «Рисуем ягоды в травке» (12-36 месяцев)
- «Рисуем дорожку» (12-36 месяцев)
- «Рисуем пирожки» (12-36 месяцев)
- «Надписываем рисунок» (12-36 месяцев)
- «Домашняя выставка» (12-36 месяцев)
- «Делаем свою книжку» (18-36 месяцев)
В процессе изобразительной деятельности малыш не просто учится проводить линии, скатывать шарики и отрезать бумагу — он развивается как личность. Творчество в раннем возрасте способствует умственному развитию ребенка. Ведь чтобы изобразить какой-нибудь объект, малышу нужно сначала выделить главное в этом объекте: круглые колеса у машины, лицо мамы и так далее. Рисование помогает ребенку выразить свое отношение к миру, он учится передавать свои эмоции с помощью цвета, линий и форм. Добиваясь пусть и небольших, но все-таки результатов, кроха становится более уверенным в своих силах. А положительная оценка этих результатов взрослыми дает малышу чувство значимости и ценности.
Вы можете развить творческий потенциал ребенка, если с самого раннего возраста познакомите его с разнообразными материалами и научите обращаться с ними. Покажите малышу, как нужно рисовать и лепить. Используйте для рисунков и аппликаций бумагу разного цвета и вида.
Помогайте ребенку выбирать сюжеты для творческой работы. Вместе вспомните знакомую сказку, спойте любимую песенку или обратитесь к личному опыту малыша, к тому, что его заинтересовало («Маша собирает грибы», «Слон в зоопарке», «Папа едет на машине», «Экскаватор копает песок»).
Рисование замечательно еще и тем, что от него легко перейти к другим видам учебной деятельности, и наоборот: рисунок можно надписать и почитать, части рисунка можно пересчитать, а если сюжет работы сказочный, можно разыграть сказку.
Изобразительная деятельность делает занятие интересным и увлекательным для малыша.
Перед проведением каждого занятия малыша надо обязательно заинтересовать тем, что он будет рисовать. Для этого можно:
- заранее понаблюдать явления природы (дождь, снег, радугу);
- почитать и обыграть простые сказки («Колобок», «Курочка Ряба»);
- потанцевать и похлопать («как зайчики»);
- спеть песенку (о дождике, о гусях, о машине);
- поиграть в ролевую игру («Паровоз», «Кот и мыши»).
«Рисуем дождик» (12-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: умению пользоваться красками и кисточкой; рисовать приемом примакивания; изображать знакомые природные явления.
ПОНАДОБИТСЯ: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски.
КАК ИГРАТЬ. Положите перед малышом лист белой бумаги и поставьте блюдечко с водой. Предложите ему нарисовать дождик при помощи водички. Управляя его рукой, покажите, как окунуть кисточку в воду и нарисовать дождик. Неторопливыми, мягкими движениями прикладывайте кисть к листу. Заполнив лист таким дождиком, порадуйтесь результату: «Вот какой дождик! Много капелек!»
Дайте ребенку другой лист и поместите перед ним краски. Помогите ему набрать на кисть нужное количество краски и заполнить лист мазками. Пусть их будет не очень много. Не надо помещать капли в ряд — это не будет похоже на настоящий дождь. Рисование дождя можно совмещать с пением. Тогда кисть можно прикладывать к бумаге в такт пению.
Дождик, дождик,
Кап да кап,
Ты не капай
Долго так.
Дождик, дождик льется,
В руки не дается,
Кап-кап-кап-кап!
ВАРИАНТЫ. Поиграйте с готовым рисунком. Рассмотрите его вместе с малышом и спойте песенку. Одновременно с пением можно стучать по листу пальцами, имитируя звук дождя. Можно стучать только двумя пальчиками, а можно всеми сразу.
«Рисуем ягоды в травке» (12-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: навыкам рисования красками; разным приемам рисования.
ПОНАДОБИТСЯ: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски, 2-3 фломастера.
КАК ИГРАТЬ. Прежде чем рисовать ягоды по-настоящему, нарисуйте их сначала в воздухе, а потом на листе без использования краски. Вложите кисть в руки малыша и, направляя его движения, очертите в воздухе круг, говоря: «Вот такая круглая ягодка!» Пусть он попробует повторить это движение на листе, предварительно окунув кисть в воду.
Помогите малышу нарисовать на листе травинки — достаточно нескольких прямых или изогнутых линий. Затем попросите ребенка самостоятельно нарисовать ягодки. Если у него не получается, направьте его руку, комментируя каждое движение: «Вот так проводим линию, соединяем здесь!» Ягодку можно закрасить, а можно оставить только контур.
Достаточно нарисовать 3-4 ягодки. После того как рисунок подсохнет, предложите ребенку обвести ягоды по контуру фломастером контрастного цвета. Одновременно с рисованием хорошо петь песенку про ягодки. Например:
По малинку в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем.
Мы малинки наберем,
Наберем, наберем...
Закрепить круговое рисовальное движение можно, нарисовав ягодки не в траве, а на тарелке. Продемонстрируйте ребенку, как это делается, очертив на листе большой круг кисточкой, смоченной в воде. Пусть малыш нарисует тарелку прямо поверх этой линии. Внутри тарелки красками нарисуйте 3-4 ягодки. Разместите их на большом расстоянии друг от друга, иначе краска будет смешиваться. К ягодам можно пририсовать хвостики и округлые листочки. Вложите фломастер зеленого цвета в руку ребенка и покажите, как они рисуются.
ВАРИАНТЫ. Не забывайте, что вашу картину можно надписать. Используйте для этого карточки из цветной бумаги. Причем на этих карточках можно написать не только слова («Это ягодки», «Вкусные ягодки»), но и цифру, соответствующую числу ягод на рисунке («4 ягодки»). Тогда ягоды можно пересчитать: «Здесь сколько ягод? Одна, две, три, четыре! Давай напишем цифру „4“!»
«Рисуем дорожку» (12-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: рисовать; творческому видению; улучшаем координацию; развиваем точность движений.
ПОНАДОБИТСЯ: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски, 2-3 фломастера.
КАК ИГРАТЬ. Положите перед малышом чистый лист, дайте ему кисть и поставьте рядом емкость с водой. Предложите ребенку нарисовать дорожку без краски, просто водичкой. Нарисуйте несколько линий рядом друг с другом в нижней части листа. Проводите рукой малыша по листу, комментируя каждое движение: «Вот так проводим кисточкой! Мягко-мягко! Медленно! Получилась прямая дорожка!»
Возьмите другой лист и предложите ребенку нарисовать дорожку уже красками. Помогите ему выбрать цвет. Можно использовать один цвет, а можно и два-три одновременно. Пусть малыш с вашей помощью проведет по листу несколько параллельных линий. Похвалите его: «Вот какая дорожка получилась!» Подождите, пока краска на листе немного подсохнет, и вместе нарисуйте на дорожке следы от сапожек. Пойте при этом песенку про сапожки.
Ходят по дорожке
Красные сапожки.
Это не сапожки,
Мамочкины ножки.
(Цвет сапог и имя их владельца можно менять по желанию малыша.)
ВАРИАНТЫ. Нарисуйте с ребенком следы разного цвета — от разных сапожек. Спрашивайте его: «А теперь какие сапожки пойдут по дорожке? Выбирай?» Если он просто показывает на понравившуюся краску, обязательно спросите: «Как называется этот цвет? Красный! Ходят по дорожке красные сапожки!»
«Рисуем пирожки» (12-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: изображать знакомый предмет; рисовать геометрические формы.
ПОНАДОБИТСЯ: листы белой бумаги, блюдечко с водой, кисточка, акварельные краски, 2-3 фломастера.
КАК ИГРАТЬ. Положите перед малышом лист и попросите его выбрать фломастер или карандаш, которым он будет рисовать пирожки (прянички или оладушки). Подойдут оранжевый, коричневый, красный, желтый цвета.
Направляя движения ребенка, нарисуйте на листе овальный оладушек, пирожок и круглый пряник. Вы можете попросить малыша заштриховать пирожок круговыми движениями. Покажите ему, как это делать, объясняя каждое движение: «Вот так закрашиваем! Ах, как красиво!» Малыш может завершить рисунок, дополнительно обведя пирожок фломастером контрастного цвета.
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку.
А для милой бабушки,
Испеку оладушки,
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Пирожки можно не закрашивать. Очертите контур пирожка и предложите малышу тоже обвести контур, но фломастером другого цвета. Попросите украсить пирожок: нарисуйте волнистую линию в середине пирожка. Пусть ребенок аккуратно обведет эту линию и попробует нарисовать такую же на другом пирожке.
ВАРИАНТЫ. Для рисования пирожков, пряников, оладушек и печенья можно использовать геометрические шаблоны (деревянные вкладыши или вырезанные из цветного картона геометрические фигуры).
Покажите малышу одну из геометрических фигур и спросите ее название: «Это что? Правильно, круг! Давай нарисуем круглый пирожок! Обведи круг!» Закончив обводку, снова назовите геометрические фигуры: «Вот какие пирожки! Это круглый пирожок! Это овальный пирожок! А это квадратный пирог!»
«Надписываем рисунок» (12-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: навыкам чтения и письма; соотносить изображение на рисунке со словом.
ПОНАДОБИТСЯ: готовый рисунок вашего малыша и 2-3 фломастера ярких цветов.
КАК ИГРАТЬ. Вы уже рисовали с ребенком дорожку, дождик, солнышко. Теперь можно надписать рисунки. Надписывание рисунков, нарисованных ребенком вместе с мамой, является одним из лучших способов привлечь малыша к письму, ведь детям всегда интересно то, что они сделали сами. Поэтому ребенок с удовольствием будет надписывать свои рисунки и читать эти надписи. Также можно придумывать рассказы по рисункам и фантазировать на эту тему.
Надписывая с малышом его рисунки, мы сразу решаем несколько задач: учим читать, писать, составлять рассказы по картинке, фантазировать. При этом значительно увеличивается словарный запас ребенка, формируется умение строить фразы.
Если у вас еще нет готовых рисунков или малыш хочет нарисовать новый, возьмите пару листов чистой бумаги и нарисуйте то, что хочет малыш. Лучше, если это будут самые простые и знакомые ребенку вещи. Например, сценка из сказки «Колобок»: «Катится колобок по дорожке», — ведь нарисовать большой круглый колобок очень просто.
Посмотрите на ваш рисунок и придумайте подходящую надпись. Желательно, чтобы она состояла из одного словосочетания или предложения. Например, «Колобок поет песенку», «Я колобок, колобок». Чем младше ребенок, тем более короткую надпись нужно сделать на рисунке. Иногда приходится делать надпись, состоящую из одного слова: «Колобок», «Дождик». Но лучше этого избегать. Для малыша гораздо интереснее и полезнее будет развернутая надпись о том, что нарисовано. Вместо надписи «Колобок» — «Катится колобок по дорожке» или «Колобок — румяный бок».
Надписи должны быть сделаны крупными (10-15 мм) печатными буквами, без всяких украшений. Буквы должны располагаться на небольшом расстоянии друг от друга, а между словами надо делать достаточно большие промежутки, чтобы они не сливались. Все буквы в слове должны быть написаны фломастером одного цвета, да и всю фразу лучше сделать одноцветной.
Обычно надпись делается по верхнему или по нижнему краю рисунка (не слишком близко к краю), чтобы ребенок мог легко ее увидеть. Но можно разместить надпись по бокам или в середине рисунка на свободных местах.
Все надписи следует делать вместе с ребенком, удерживая его ручку в своей руке. Если он устал или возражает, то сделайте надпись сами, обязательно поинтересовавшись у малыша, что бы он хотел написать.
«Домашняя выставка» (12-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: видеть результат применения своих умений; радости узнавания своих произведений.
ПОНАДОБИТСЯ: несколько рисунков малыша, несколько ярких прищепок, прозрачные папки-кармашки, веревочка на стене.
КАК ИГРАТЬ. Сделайте ребенку подарок — оформите выставку его работ! Выберите 3-4 рисунка и повесьте их на леску, закрепив яркими прищепками. Работы должны располагаться недалеко друг от друга и достаточно высоко от пола.
Повесив рисунки, порадуйтесь и похвалите малыша — пусть он почувствует уверенность в себе, значимость своего творчества. Рассмотрите работы, перечитайте вместе надписи на рисунках.
Для выставки можно использовать также работы малыша по графике, аппликации, надписанные плакаты любимых песенок. Периодически меняйте работы, добавляйте новые. Снятые с выставки рисунки храните в альбоме или в прозрачных папках-кармашках.
Время от времени подходите с малышом к выставке, чтобы вновь полюбоваться его творчеством.
ВАРИАНТЫ. Если работ малыша накопилось слишком много, то самые любимые из них можно поместить в альбом. Используйте для этого обычную папку с прозрачными кармашками.
Вместе с ребенком альбом можно рассматривать, а можно использовать его как книжку — разглядывать рисунки и читать надписи, проводя пальчиком малыша по буквам.
Если хотите, используйте отдельную папку для каждого вида изобразительной деятельности. Со временем рисунки в альбоме можно заменить новыми, вставив их в кармашки. Старые работы положите в большой конверт или в картонную папку на завязках.
«Делаем свою книжку» (18-36 месяцев)
ЧЕМУ УЧИМСЯ: навыкам рисования и письма; повышаем мотивацию к чтению; улучшаем технику чтения.
ПОНАДОБИТСЯ: 2-4 рисунка малыша на одну тему, прозрачные папки-кармашки, веревочка, несколько листов бумаги, фломастеры.
КАК ИГРАТЬ. Мы предлагаем вам сделать книжку из рисунков малыша. От альбома книжка отличается тем, что работы в ней подобраны по темам. Например, «Дождик», «Зима», «Фрукты и овощи», «Колобок» и т.д.
Предложите ребенку выбрать любимую аппликацию или рисунок. Это будет вашей первой иллюстрацией в книжке. Возьмите папку с прозрачными кармашками. Вместе с малышом придумайте название для вашей книжки, напишите его на листе бумаги и вставьте в кармашек.
Переверните страницу. Слева разместите выбранную малышом аппликацию, а справа — лист бумаги, на котором крупными буквами напишите слова из детской песенки или стишок, по смыслу подходящий к картинке (например, про дорожку). На следующем развороте поместите изображение малыша, шагающего по дорожке, его фотографию или рисунок на эту же тему.
Таким образом создавайте вместе с ребенком страницу за страницей, постепенно заполняя прозрачные кармашки.
Когда книжка будет готова, можно вместе с ребенком рассматривать в ней картинки, читать надписи, составить небольшой рассказ и т.д.
ВАРИАНТЫ. Свою книжку можно сделать из старой картонной книги, наклеив на страницы подобранные по теме рисунки малыша.