Содержание:
Если ребенок произносит
У автора этих строк было две попытки пристроить своих разных по возрасту мальчиков в детские дошкольные учреждения. Один опыт был менее удачный, другой — вполне положительный. Во второй раз мы уже, конечно, старались не наступать на старые "грабли" и учитывали по возможности все нюансы, которые хоть
"О чем вы, разве сейчас есть возможность выбирать садик? — сразу возразят читатели. — Места в них распределяет районная комиссия, а дети, которых не внесли в ее реестр с рождения, могут прождать своей очереди до школы!" Да, все это так (по крайней мере, во многих районах Москвы), и об алгоритме "попадания" в дошкольное учреждение мы еще обязательно поговорим. Но все же возможность выбора не исключена: есть ведомственные и частные садики; есть, не будем лукавить, и взятки... Кроме того, уже получая в комиссии путевку в детский сад, неплохо бы представлять, в какую именно обстановку попадет ваш малыш...
Точка на карте
Обычно мамы стараются выбрать "второй дом" своему ребенку поближе к родному. И это правильно. Чтобы не возить в транспорте и не собирать вирусы, чтобы не нервничать в пробках, чтобы не утомлять малыша переездами. Но, увы, формула "лучший детский садик — ближайший к дому" — не всегда работает. Убедилась в этом лично.
Наш ближайший детсад — через дорогу. Что называется — окна в окна. Из кухни можно наблюдать, как гуляют дети. Но лучше этого не видеть.
В общем, того, что увидишь из окна и уловишь сквозь прутья забора, достаточно, чтобы подвергнуть сомнению первоначальную аксиому. Ясно, что стоит присмотреться к дошкольным учреждениям через квартал, и все-таки — в пешей досягаемости от родных стен.
Как бы то ни было, первое, что нужно сделать, выбирая для ребенка детский садик, — это тщательно изучить его географию. А именно: расположение не только относительно удаленности от дома, но и обстановку . Негоже детям дышать выхлопными газами и бегать за мячиками под колеса машин.
И вот мы с четырехлетним Данькой, вооружившись этим принципом и двумя-тремя добрыми отзывами о парочке садиков неподалеку, пошли гулять по окрестностям.
Один из двух рекомендованных садиков мы сразу отмели, как только до него добрались — язык на плече. Слишком далеко. Пока мы его искали, уже очень устали. А дело происходило весной, светило солнышко, на нас был минимум одежды, и в принципе идти было приятно и легко. Что же будет зимой? Мы представили, как плетемся по задворкам темным зимним утром, как злой ветер колет нам лица, какой бесконечно долгой кажется эта принудительная "прогулка" по плохо очищенной и скользкой дороге. Словом, от этого места мы отказались еще до разговора с заведующей.
Второе, вполне приличное заведение обнаружилось вскоре в соседнем микрорайоне. Вдобавок нам с сыном очень понравилось, что садик утопал в зелени, и с улицы просматривалась лишь его крыша.
Так что следующее, на что я бы посоветовала обратить внимание, выбирая альма-матер для карапуза, — это на степень озеленения и благоустроенности территории. У хорошей заведующей на радость малышне и взрослым работает каждый кустик, продуман и организован каждый клочок земли. Там спортивная площадка со специальным покрытием, смягчающим падение; здесь — полоса препятствий и размеченная дорожка для эстафеты; чуть дальше — игровая зона с верандами от дождя, песочницами, карусельками... А на входе всех встречает ажурная арка, которая весной прорастет цветами и свежей листвой... Сразу видно, что в дело вложено много души и, конечно, средств. По этим двум параметрам составляем первое впечатление о человеческих и административных талантах руководства дошкольного учреждения.
Помнится, еще приятно поразило нас в этом "зеленом оазисе" изобилие новых интересных игрушек в группе. Там были и игрушечная кухня, и кабинет стоматолога, и домашний театр, и множество кукол, машинок и конструкторов, и даже батут. Через стенку от игрового помещения располагалась милая спаленка с деревянными кроватями, хорошим бельем и уютными занавесками на окнах.
Попрыгать- поиграть...
Все складывалось отлично. Ко всему прочему нас ласково встретили и мгновенно записали в гимназическую (это в
В итоге наша история с гимназическими группами закончилась плачевно. К тем самым замечательным игрушкам, на которые мы "клюнули" с сыном вначале, дети даже не успевали подойти в течение дня, поскольку все время учились, учились и учились. И еще получали задания на дом! И даром, что занимались с ними вузовские преподаватели (как об этом с гордостью сообщала заведующая всем вновь прибывшим). Ничего они не понимали в возрастной психологии! Или понимали, но шли на сделку с собственной совестью ради лишнего рубля, который им приплачивали из наших же, родительских, кошельков. Особый, "гимназический", статус группы ведь и денег особых стоил.
Словом, мой ребенок, за отдельную плату умученный учеными дамами, приходил домой и набрасывался на игрушки, как голодный на тарелку супа. А уж о домашних заданиях и слышать ничего не хотел! И я не настаивала. В конце концов, мы с боями перевились в обычную группу, где раньше для нас как будто бы не было места.
Автор сих печальных строк заклинает других матерей от подобных ошибок. Ранним обучением можно навсегда отбить у человека охоту учиться. Так что перед тем, как определить дитя в дошкольное учреждение, подробнейшим образом ознакомьтесь с программой, по которой ребенку предстоит заниматься.
Программные занятия должны включать:
- знакомство с окружающим миром (с предметами ближайшего окружения, природой, явлениями жизни);
- игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические);
- развитие речи (пополнение словарного запаса, обучение правильному произношению, согласованию слов, устный рассказ);
- знакомство с художественной литературой (пересказ, чтение, заучивание наизусть);
- обучение основам изобразительного искусства (рисование, лепка, аппликация);
- знакомство с элементарными математическими понятиями (количество, величина, геометрические фигуры, ориентирование в пространстве, во времени);
- музыкальные занятия (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
- физкультурные занятия.
Дорогие взрослые, внимание! Этот пункт очень важен: не нагружайте дошкольников науками, ни в коем случае не допускайте заданий на дом. Гораздо важнее в этом возрасте заниматься спортом, играть в магазин, в дочки-матери, много двигаться и работать руками. Лепка, мозаика, аппликация, штриховки всех видов и рисование как нельзя лучше подготовят руку к письму, разовьют мозг. А коллективные игры научат общаться. Вот все, что нужно будущему первокласснику.
Холодно? Горячо?
Конечно, детям нужно еще и доброе отношение воспитателей и нянечек. Информацию об этом можно раздобыть, гуляя вокруг да около примеченного садика и знакомясь с родителями тех, кто уже его посещает. Вам наверняка расскажут:
- обращают ли взрослые в детском саду внимание на настроение и самочувствие своих маленьких подопечных;
- следят ли за тем, как они одеты на прогулке и в помещении;
- наблюдают ли за их общением;
- не заставляют ли есть насильно, стращая вылитым в трусы борщом;
- контролируют ли сон;
- наказывают ли, много ли кричат;
- играют ли с ними;
- не используют ли детскую наивность и послушание в ущерб нравственности ребенка.
Здесь остановлюсь поподробнее. Не секрет, что выходя "на минутку" из группы (чего они
Вот и у нас со старшим сыном состоялся однажды на эту тему серьезный разговор. Он пришел из садика и похвастался, какое доверие ему сегодня оказали взрослые. Пришлось беседовать не только с ребенком, но и с персоналом сада. Разумеется, в деликатной манере. Может,
Чтобы сверить полученную от других родителей благоприятную (или наоборот) информацию о внутреннем климате выбранного детсада со своим собственным восприятием, попросите администрацию познакомить вас с будущими воспитателями. Постарайтесь понять, каких педагогических взглядов они придерживаются, узнайте, есть ли у них свои дети и какого возраста.
Возьмите с собой на эту встречу малыша, посмотрите, возникнет ли между взрослыми и ребенком контакт. По дороге домой поинтересуйтесь у ребенка, понравились ли ему эти люди. Сопоставьте с детской реакцией свои ощущения от знакомства. Если в целом впечатление положительное, значит, вы можете себя поздравить с успешным окончанием поисков "второго дома" для своего ребенка. Вам останется лишь задать несколько дежурных, но необходимых вопросов администрации садика:
- По какому режиму работает ДОУ?
- Попросите показать вам лицензию и устав.
- Обратите внимание на количество детей в группе и количество воспитателей.
- Попросите рассказать вам о персонале.
- Поинтересуйтесь питанием.
- Спросите, какие дополнительные занятия проводятся в детском саду и сколько они стоят.
- Обратите внимание на учредителей и спонсоров садика.
Своего младшего сына, Даниного братика Ваню я отдала уже в другое место, без "гимназических" наворотов — в обыкновенный муниципальный сад. Зато с добросовестным логопедом, бесплатным массажистом, отличным спортзалом. А главное — ребенка там хорошо принимают и понимают. Словом, это именно такой садик, куда Ване по утрам хочется идти.