Содержание:
Очень часто родители задают вопросы, какую литературу они могли бы почитать, чтобы лучше понимать своего малыша, испытывать меньше затруднений в общении с ним и меньше обращаться с вопросами к специалистам. Сегодня книжные магазины в разделах "Воспитание", "Психология", "Раннее детство" предлагают множество литературы на эти темы. Однако даваемые в этой литературе советы порой противоречат друг другу.
Переводная зарубежная литература зачастую бывает плохо адаптирована к реалиям нашей жизни, к традициям, сложившимся в воспитании. Выходя за порог своего дома, ни мы, ни наш ребенок не можем рассчитывать на то, что окружающие будут действовать по отношению к малышу так, как этого хотелось бы авторам этих книг и нам, взявшим их как руководство к действию.
Отечественные авторские методики (а почти все руководства по воспитанию детей - в значительной степени авторские, базирующиеся на личном опыте) "грешат" тем, что советы в них дают одни люди, а пытаются им следовать - совершенно другие. И всегда существует опасность того, что конкретный совет неприменим именно в этой семье, к ее членам с их особенностями характера, темперамента, воспитания. Неприменим не потому, что они не сделают каких-то конкретных вещей. Просто сделать что-то они могут настолько по-своему, что самому автору впору испугаться и сказать: я такого не рекомендовал.
Да, если вы имеете педагогическое, психологическое или медицинское образование, разобраться в потоке "родительской" литературы вам легче. У того, кто прочитает довольно много книг на эту тему, количество перерастет в качество и появится возможность выработать собственную линию поведения уже на основе знаний.
Видимо, самым конструктивным решением вопроса было бы научиться родителям самостоятельно выстраивать отношения с ребенком относительно того социума, в котором они находятся. Ведь независимо от того, растет малыш в комнате коммунальной квартиры или в загородном коттедже, маме хочется, чтобы с окружающими у него складывались хорошие ровные отношения, чтобы он формировался как личность, способная идти к своей цели, не ущемляя при этом интересы других людей. Но как достичь этого?
С некоторого времени мне показалось интересным и эффективным вместо научно-популярной литературы рекомендовать родителям читать художественные произведения.
Глазами классиков
Так у большинства бесспорных классиков отечественной и зарубежной литературы существует программное произведение под названием "Детство". Высокая природная рефлексия, способность к глубоким переживаниям плюс писательский талант позволили классикам литературы очень точно описать внутренний мир ребенка, его реакцию на окружающий мир. Когда мы читаем эти книги, нам становится понятна логика поступка ребенка, его восприятие наших слов и действий, направленных как на него, так и на других окружающих.
Если прочесть одно-два таких произведения, то мы составим довольно однобокое представление о детстве, потому что будем полагаться на восприятие пускай и очень глубокого человека, но со своими индивидуальными особенностями. А если мы прочтем много таких книг, то, во-первых, получим истинное эстетическое удовольствие, а во-вторых, наше представление о детском восприятии действительно станет намного отчетливее. Картина мира глазами детей увидится нам красочнее. Переданная через художественные образы, она даст нам толчок для творчества. Принципиальное отличие художественной литературы о детстве от методической (существующей под девизом "делай так") - значительный посыл к состраданию, рефлексии, гуманистическому мыслительному процессу на эту тему.
Читая отечественных авторов, мы, вполне вероятно, сможем приблизиться к пониманию именно российских традиций воспитания. В любом случае у нас сегодняшних и наших классиков, как людей, проживающих на одной территории и имеющих общие корни, есть "темы" для общения. Да и не так уж много поколений стоит между нами. Несмотря на исторические катаклизмы, отношение к детям не изменилось: мы по-прежнему хотим видеть их счастливыми, умными, достойными продолжателями наших семейных традиций. При этом за последние почти сто лет сложившийся уклад отношения к детям в нашей стране, можно сказать, разрушился дважды: мы потеряли и русскую традицию семейного воспитания, и ясельно-детсадовскую, налаженную в советский период. Еще и поэтому, может быть, имеет смысл обратиться к истокам.
Мой собственный путь в этом направлении начался с книги "Детские годы Багрова-внука" С.Т. Аксакова. Особое впечатление на меня произвело то, что вся книга - это воспоминание автора о своем детстве до девяти лет, а одна из самых замечательных русских авторских сказок "Аленький цветочек" является приложением к этой книге. Заинтересовавшись этой темой, я обратилась к таким произведениям как: "Детство Никиты" Алексея Толстого, "Детство Темы" Н.Г. Гарина-Михайловского, "Детство" Л.Н. Толстого, "Детство" Горького, "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков". Очень полезным оказалось дополнить это чтение реальными биографическими сведениями об авторах, письмами и воспоминаниями, как их собственными, так и их современников. Постепенно продвигаясь по этому пути, я дошла до "Поучений Владимира Мономаха" и "Домостроя".
Невозможно переоценить опыт, который нам дает чтение подобной литературы. Вот автор, о жизни которого мы знаем достаточно много, вот его детство, вот этапы формирования его как личности. Что в какой период стало решающим, что повело его именно по этому жизненному пути? Может быть, читая литературу с этой точки зрения, мы сможем избежать хоть малой доли ошибок. Как в своей собственной жизни, так и в воспитании своих детей.
Зачем нужна традиция
Если анализировать эту литературу в целом, стоит обратить внимание на описываемый возраст детей и уровень речи, направленной к ребенку со стороны взрослых. Та высокая планка, которая создавалась взрослыми по отношению к детям, на данный момент для нас, как правило, недоступна. Возможно, в том числе и поэтому у нас растут такие инфантильные дети, с которыми возникает много трудностей. Что я имею в виду?
Наверное, у вас была возможность заметить, что двух-трехлетние немцы, французы, англичане ведут себя в обществе несравненно более соответствующе обстановке, нежели их российские ровесники. Есть и восточные традиции воспитания, где ребенку до 5 лет можно все, но уже в 6 лет и маленький француз, и маленький японец будут вести себя одинаково адекватно по отношению к социуму.
Почему? Факторов много, но вот, на мой взгляд, главный: в культурах, сохранивших традиции воспитания, дети непременно растут в четкой системе координат. Их с рождения учат способам общения, которыми они успешно овладевают еще в "детсадовском" возрасте. Научившись говорить, они уже знают, как сказать и как себя повести для того, чтобы добиться того, чего они хотят.
От большинства наших детей их отличает более высокий уровень самоконтроля, произвольности поведения. Некоторые суррогатные формы поведения, выдающие неумение общаться (например, капризы), у них просто не развиваются - за ненадобностью. Стоит ли говорить, что по сравнению с нашими детьми их нервная система намного крепче.
Детское и взрослое чтение о детстве
Что еще дает нам чтение упомянутых книг? Возможность перестроить свое сознание на восприятие ребенка тогда, когда ваш общий путь в самом начале - во время беременности и в младенчестве. Читая хорошую литературу, которая описывает ребенка, а также хорошую детскую литературу, которая по опыту многих поколений хорошо воспринимается и любима детьми, вы овладеете тем способом общения, мышления, который ребенку приятен, понятен, не назидателен. Вы научитесь объяснять малышу сложные вещи так, как они объясняются в этих книжках. Я имею в виду литературу как бы для детей, на самом деле очень взрослую, заставляющую думать, переживать. Перечислим лишь некоторые из таких произведений: А.А. Милн "Винни-Пух и все-все-все", "Приключения Эмиля из Леннеберги" и многие другие книги А.Линдгрен, "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери. Книга Сельмы Лагерлёф "Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции" плюс ко всему существенно пополнит ваши знания о природе и истории Швеции (найдите полную версию этой книги, выпущенную петрозаводским издательством "Карелия" в 1982 г.). Для тех, кто закончил изучать биологию в школе, небезынтересными могут оказаться книги "Необыкновенные приключения Карика и Вали" Яна Лари, "Приключения пчелки Майи" В.Бонзельса, "Муравьи не сдаются" О.Секор.
Для глубокого познания и осмысления темы "детство" поистине неисчерпаемые возможности предоставляет русская литература. Если вы настроитесь на "детскую волну", любая читаемая книга добавит вам цвета в палитру восприятия ребенка. Возьмем такие "взрослые" произведения, как "Другие берега" В.Набокова или "Жизнь Арсения" И.Бунина, "Братья Карамазовы" Ф.Достоевского (глава "Мальчики") или его рассказ "Мальчик у Христа на елке", "Войну и мир" Л.Н. Толстого (главы, посвященные маленькой Наташе Ростовой). У Леонида Андреева перечитаем рассказы "Кусака", "Петька на даче", у Чингиза Айтматова - "Белый пароход". У И.Шмелева свои неблекнущие краски - не только "Лето господне", но и рассказы для детей и рассказы из цикла "Воспоминания о детстве". Не могу не упомянуть "Дневники" Марии Башкирцевой. Произведение, безусловно, интересное само по себе, а в русле нашей темы хочу обратить ваше внимание на то, что не только такая уникальная девочка, как автор дневника, но и любой ребенок думает о себе словами: "…Я представляю вам здесь нечто невиданное".
С чего начать?
Предвижу, что многим молодым мамам начать с классической литературы может быть непросто. Гармонично прийти к ней можно как раз через хорошую детскую литературу, знание которой вам очень понадобится в самом скором времени. Это, прежде всего, сказки. Для взрослых вполне подойдут "Русские народные сказки" под редакцией А.Н. Афанасьева, все авторские сказки русских писателей - то, что принято называть литературной сказкой. Совершенно невозможно перечислить их все в рамках статьи, подойдет любая толстая книга под названием "Сказки русских писателей". Так, очень хороший сборник "Городок в табакерке" вышел в 1989 г. в издательстве "Правда". Не могу удержаться и не обратить ваше внимание на сказку А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители", а дальше рассказы В.Драгунского, Н.Носова (не забудьте про "Незнайку"), А.Раскина.
В заключение хочу сказать: читая, вы можете сделать значительный вклад в развитие речи ребенка. Известно, что детская речь развивается только при общении. В процессе чтения хорошей литературы к лучшему изменится ваша лексика, немного по-другому начнут строиться предложения, и ваш малыш будет говорить так же, как говорите вы.
А еще у вас будет расти читающий ребенок, ведь мама с книжкой в руках - совершенно необходимый пример. Вы можете читать малышу в любом возрасте любое из вышеперечисленных "взрослых" произведений, а можете - красивую книжку с толстыми картонными страницами. Будет здорово, если когда-то эти две линии пересекутся - ребенок начнет читать то, что интересно вам, а вы - то, что интересно ребенку.
Это еще один из приемов воспитания, которым мы часто пренебрегаем. Читать параллельно с ребенком очень полезно. Это дает возможность не только обсуждать проблему разбросанных игрушек или плохое поведение в школе, но и говорить о вещах довольно абстрактных. Так тренируются важные навыки: отстаивания своей позиции, поиска верного решения, компромисса. С другой стороны, хорошо зная нюансы текста, вы сможете использовать их для обсуждения того, что считаете в данный момент важным.