Что полезного и сегодня можно вынести из книги доктора Спока?
Содержание:
Продолжаем обсуждать различные стили воспитания, ухода за ребенком, существующие в наших семьях. В прошлый раз речь шла о педиатрическом стиле. Сегодня — о том, что изменилось в жизни малышей и их мам после выхода книжки доктора Спока.
Переведённая на русский язык в 1956 г. книга американского педиатра Бенджамина Спока "Ребёнок и уход за ним" (написана в 1946 г.) стала революционной для советских матерей. Даже сам факт перевода и издания этой книги на советском пространстве подтверждал, что оттепель в СССР наступила.
Основные идеи
- В это время в педиатрии и психологии начало меняться отношение к усредненным нормам. Стали развиваться идеи психологии и физиологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). Безусловная вера в нормы и таблицы педиатров — единые для всех детей — была поколеблена. "У каждого ребёнка своё неповторимое лицо, и столь же неповторимо его развитие" — этот постулат доктора Спока стал Ренессансом родительской культуры в СССР. Оказывается, новорождённые, которые сами устанавливают расписание своих кормлений, вырастают здоровыми людьми, а не умирают от желудочных расстройств, как полагали педиатры до этого. Конечно, Спок не имел в виду "кормить, когда хочу и сколько хочу". "Режим необходим для пользы ребёнка, с одной стороны, и для удобства родителей — с другой". Но он агитирует за "гибкий режим". "Вы сможете сначала подчиняться требованиям ребёнка, а затем постепенно установить режим, удобный и для вас, и для него".
- Значение материнского участия невероятно возрастает. "Доверяйте себе, — говорит доктор Спок. — Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется. Не бойтесь доверять собственному здравому смыслу".
- Впервые на советском пространстве говорят не только о физиологическом, но и об эмоциональном уходе за малышом. Впервые признается, что у малыша есть желания. "Главное, что нужно ребёнку, — ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания... Не бойтесь выполнять желания своего ребёнка, если они кажутся вам разумными и не делают из вас его раба".
"Вы не можете спокойно переносить его <ребенка> плач и вам хочется его утешить — это естественное чувство для матери... Избалованность начинается не с этого и не вдруг, а постепенно, когда мать боится прислушаться к голосу разума или когда она превращается в раба своего ребёнка и бессознательно поощряет его к использованию своей власти над ней".
"Плюсы" подхода доктора Спока
Идеи доктора Спока сняли с родителей напряжённость и значительно уменьшили отчуждённость их от детей. Оказывается, растить ребёнка не так тяжело! "Он не такой хрупкий, как вам кажется", — пишет профессиональный педиатр Бенджамин Спок. Новорождённого можно безбоязненно брать на руки, он умеет управлять температурой тела, он имеет сопротивляемость инфекциям. Значит, можно не кутать его в несколько слоёв пелёнок, не создавать ему специальные "оранжерейные" условия.
Оказывается, малыш — это не сверхчуткий агрегат, обращаться с которым умеют только специально обученные люди. Даже папа может запросто с ним управиться.
Доктор Спок снимает с родителей бремя вины за своих детей, которые не вовремя (не по учебнику) садятся на горшок, начинают ходить, плохо едят и т.д. "Принимайте его таким, какой он есть", — призывает он.
Чувства родителей стали важной составляющей процесса воспитания. Спок открыто сказал, что вскоре после рождения ребёнка у женщины может наступить депрессия, отчаяние, её могут мучить страхи, повышенная тревожность, чувство вины. Может наступить охлаждение между мужем и женой.
И самое крамольное — "Доверяйте себе". То есть не нормам, разработанным лучшими профессорами лучших советских институтов, не продукту коллективного разума, а себе — отдельной человеческой субстанции.
Про прикорм и диету. Мысли доктора Спока о том, что малыш сам в состоянии выбрать себе сбалансированное питание по индивидуальной схеме, если ему на выбор предложить "правильные" продукты, тогда была абсолютно новаторской. И в наши дни эти соображения лежат в основе не одного диетологического подхода и снимают со многих родителей психологическое напряжение по поводу того, сколько граммов какого прикорма должен получить их малыш. Мысль о том, что ребенку, которому только полгода, вполне можно доверять в плане вкусовых предпочтений, и что малыш не уморит себя голодом ни отказом от груди, ни выбором "неправильных" продуктов оказалась очень полезна и врачам, и папам и мамам.
Масса подробностей. В книге доктора Спока содержится огромное количество практических наблюдений и советов, и акцент сделан на вещах, отличных от классических пособий по уходу за ребенком. Так, он описывает феномен "ложного отказа от груди", детали лечения заболеваний с температурой, особенности поведения малыша от 6 месяцев до года и от года до двух лет. Эта книга имеет свое значение и сейчас как копилка опыта.
Другое мнение: то, что вообще возможно думать о воспитании и уходе за малышом по-другому, иначе, чем пишут в советских книжках и на плакатах в поликлинике; то, что по одному поводу возможно существование разных мнений, — было своего рода открытием для читателей нашей страны. Так что читайте книгу доктора Спока — жизненное откровение для поколения наших мам — и старайтесь относиться даже к устаревшим идеям с уважением. Конечно же, многое из написанного там относится к истории педиатрии, но в свое время эта книга была "библией
"Минусы" подхода доктора Спока
При всем своем либерализме и гуманном отношении к детям и родителям он остается прежде всего доктором, а не отцом: "Если ребёнку уже месяц, и он всё ещё просыпается для ночного кормления, я думаю, будет разумнее не спешить к нему с молоком, как только он пошевелится, а дать ему поплакать
Как ни странно, являясь мужчиной и отцом, доктор Спок ничего не пишет о важности отцовского участия в уходе за малышом. Видимо, время этих идей еще не наступило в те годы. Тем не менее, книга по воспитанию и уходу, написанная мужчиной, косвенно включила многих тогдашних отцов в размышления о том, как же лучше.
Главное, что вынесли советские родители из книги Спока: "Не приучайте ребенка к рукам". Хотя отчасти он реабилитирует ласки и качания: "В наше время уже так не боятся избаловать ребёнка, как раньше. Если ребёнок плохо себя чувствует, и вы его утешите, он не потребует утешения, когда он будет чувствовать себя хорошо". Но тут же предостерегает: "Однако если на руках он всё равно плачет, то лучше его не носить, чтобы не приучать к рукам". Получается: пусть уж лучше плачет один, лёжа в кроватке.
Идеи доктора Спока о том, сколько ребенку не вредно плакать, находясь в кроватке, осложнили жизнь не одной семье.
Но проблема, думаю, в том, что в советском пространстве все воспринималось слишком идеологически. Есть известная русская поговорка: "Заставь дурака Богу молиться, он весь лоб себе расшибет". Мы очень любим идеи и теории и нередко воспринимаем их слишком буквально, как руководство к действию, а не как повод к размышлению и последующей адаптации к реальности собственной семьи и индивидуальности своего ребенка.